Законы: постоянная переменная
Людмила Кулакова |
Директор
Однако такую точку зрения разделили не все. Исполнительный директор НПФ «Социальная защита старости» (Магнитогорск) Игорь Скрыпкин (его фонд не стал принимать участие в рейтинге) заявил: «Мне не совсем понятны цели и задачи исследования, поскольку данные статистики регулярно публикует Пенсионный фонд России. Было бы интереснее увидеть долю конкретного фонда в Уральском регионе, а также динамику развития показателей». Безусловно, всем участникам рынка хотелось бы знать долю, которую они занимают на общем рынке. Но для того, чтобы рассчитать этот показатель, необходимо участие 100% фондов. Кстати, одна из компаний снялась с рейтингования в последний момент перед сдачей номера в печать.
Второе предложение — поделить все фонды на группы (крупные, средние и мелкие), а уже затем проводить их ранжирование. Замечание дельное, но в наших реалиях не осуществимое: если и без того небольшое количество фондов разбить на подгруппы, то потребность в рейтинговании отпадет сама собой.
Приблизиться к клиенту
Дальнейшие перспективы уральских НПФ во многом зависят от того, удастся ли им привлечь значительное число клиентов на дополнительное пенсионное обеспечение (ДПО). Почти все участники круглого стола согласились: для этого необходимы новые продукты и технологии, в том числе гибридные.
Рассказывает Татьяна Ширинкина , заместитель генерального директора по развитию страховой компании
Самой главной проблемой пенсионного рынка России была и остается низкая информированность населения. По мнению Салтанат Бахтикереевой , заместителя управляющего отделения ПФР по Свердловской области, фонды мало работают с индивидуальным клиентом: «Дополнительная пенсия, которую могут обеспечить НПФ, особенно интересна людям, которым осталось несколько лет до пенсии. В Свердловской области каждая третья пенсия — досрочная, у нас очень молодые пенсионеры и большинство из них продолжают работать. Работающие пенсионеры привыкли жить на одну зарплату и могут совершенно безболезненно для себя направить государственную пенсию в НПФ для ее приращения. Сейчас эти люди отдают свою пенсию банкам или детям, а где же НПФ? Некоторые региональные фонды даже найти сложно, а крупные корпоративные не проявляют интереса к индивидуальному клиенту. В этом кроется большая проблема: как людям, задумавшимся о своей будущей пенсии, выйти на структуры, которые им могут в этом помочь».
Работа над ошибками
Большое влияние на деятельность НПФ в этом году окажет и изменение налогообложения. Раньше пенсионные взносы, поступавшие от работодателя на солидарные пенсионные счета в НПФ, могли относиться на себестоимость, с них не платили единый социальный налог. Сейчас эти взносы можно делать только из чистой прибыли. Поэтому есть вероятность, что корпоративные пенсионные планы станут малопривлекательны для работодателя. Леонид Славников , директор Свердловского филиала НПФ «Благосостояние» (Екатеринбург): «При изменении налогообложения интересы НПФ не учитывались. Мы были вынуждены переходить на индивидуальную форму организации пенсионных счетов, а она более трудоемкая и сложная».
Петр Пьянков , президент НПФ «Стратегия» (Пермь), обратил внимание на другие проблемы: «В этом году изменили законы „Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ“, „О негосударственных пенсионных фондах“, „Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования“. Отменен так называемый „Юрьев день“ с 1 июля по 1 октября, а срок подачи застрахованным лицом заявления о выборе инвестиционного портфеля перенесен с 1 октября на 31 декабря. Теперь гражданин круглый год сможет переводить свою пенсию в НПФ. С февраля наш фонд начал прием заявлений по ОПС, и до сих пор у нас нет ни одного
Однако у ПФР на этот счет другое мнение. Салтанат Бахтикереева рекомендовала фондам более внимательно отнестись к ОПС: «Опыт прошлого года показывает, что сотрудники НПФ допускают огромное количество ошибок при приеме заявлений по ОПС. Ввиду сравнительно небольшого количества договоров мы смогли эти ошибки выявить. При увеличении числа договоров это станет невозможно, да и нет у нас такой функции».
Участники круглого стола
Дополнительные материалы:
Менеджеры негосударственных пенсионных фондов о развитии рынка в 2005 году
Петр Пьянков, президент НПФ «Стратегия» (Пермь):
Петр Пьянков |
Законодательные новации — не предел. Следующие изменения коснутся правил размещения пенсионных резервов: предполагается запретить инвестиции пенсионных средств, собранных негосударственными пенсионными фондами, в векселя и некотируемые ценные бумаги. Правительство планирует дать нам на исправление ситуации один год. Мы считаем, что таким образом нас полностью хотят приравнять к ПИФ. Пока у нас разные структуры активов и пассивов, разная целевая аудитория, да и число клиентов тоже. Если сложить всех клиентов ПИФ, то их количество чуть превысит 60 тыс. человек. Один же НПФ, входящий в десятку крупнейших страны, обслуживает больше клиентов, чем все ПИФ вместе взятые. Поэтому я вижу опасность — ликвидацию НПФ как класса. 2005 год для всей системы НПФ переломный, я бы даже сказал, год выживания. Спасти систему может только плодотворная работа в рамках обязательного пенсионного страхования. В прошлом году НПФ «Стратегия» заключил 11 тыс. договоров с клиентами по реализации ОПС. Средства уже размещены и работают. В этом году стоит задача собрать 100 тыс. клиентов. Таким образом, НПФ показали, что они могут работать в этой системе, у них есть свои плюсы по сравнению с управляющими компаниями. Так, 90% людей, которые отказались от Пенсионного фонда РФ, выбрали именно НПФ. Это объясняется индивидуальным подходом к каждому клиенту. Надо продолжать в этом же темпе: чем больше мы наберем клиентов, тем меньше будет возможности выжить нас с рынка.
Алексей Гончаров, руководитель корпоративной пенсионной системы СУАЛ, ТМК, «Ренова» (Москва):
Алексей Гончаров |
Второе — за счет возрастания активности других фондов первая десятка будет выглядеть
Третье — мелкие и средние независимые фонды, которые пытаются выйти на рынок, посчитают экономику и начнут отказываться от этих идей. Это произойдет не потому, что они плохие, а потому, что обязательное пенсионное страхование — дело дорогое. Эффективность этого бизнеса начинается
Андрей Чувилкин, исполнительный директор НПФ
— Дополнительное пенсионное обеспечение в целом по стране будет развиваться теми же темпами.
Андрей Чувилкин |
Сергей Путин, начальник юридического отдела НПФ «Образование» (Екатеринбург):
Сергей Путин |