Алюминщики призвали биржу к справедливости
Компания «Русал» в Высоком суде Лондона добилась признания недействительными новых правил хранения металла на Лондонской бирже (LME), которые должны были заработать с 1 апреля: они предполагали сокращение сроков очередей на отгрузку металла с конкретного склада до 50 дней, причем при превышении порога объем выгрузки должен был превышать объем погрузки. Новые правила могли привести к резкому снижению премии за поставку металла вне очереди.
Напомним, по старым правилам товар с биржи можно было получить не ранее чем через три месяца, а среднее время ожидания в очереди превышало 18 месяцев. Но летом 2013 года промышленные потребители алюминия пожаловались LME, что склады, в основном принадлежащие банкам, искусственно замедляют поставки металла, ограничивая предложение и подталкивая рост премий.
По мнению Alcoa, предложения LME были «близоруки и ошибочны», так как рост премий — спасательный круг для производителей на фоне снижающихся цен на алюминий. Высокие премии (в 2013 году в среднем около 270 долларов за тонну) принципиальны для
Русала: себестоимость его производства в России длительное время держится выше котировок LME (около 1900 долларов за тонну).
В суде Русал аргументировал требования тем, что биржа не рассмотрела во время консультаций альтернативные предложения участников рынка, в частности об отмене или ограничении складской ренты за хранение металла. В итоге судья Джастис Филлипс решил, что консультации были «нечестными», а решение LME — «незаконным». Согласно постановлению суда, биржа должна заново провести консультации, учесть мнения всех участников рынка, после чего она «вправе принять те правила, которые будут удовлетворять пожеланиям всех сторон».
Представитель LME уже заявил, что биржа разочарована итогом судебного рассмотрения и может его обжаловать. «Мы продолжаем считать, что иск Русала необоснован. Перед утверждением стратегии проведено 70 встреч с участниками рынка и проанализировано более 30 письменных предложений»,— говорят в LME.
— Алюминиевые контракты — наиболее распространенные сделки на LME. Помимо Русала, решение суда на руку в первую очередь таким крупнейшим производителям алюминия, как Alcoa и Norsk Hydro. Это также выгодно китайским компаниям (выпускают четверть алюминия в мире), около половины которых занимаются плавкой металла в убыток. Еще одной заинтересованной стороной выступает Чикагская товарная биржа. С 5 мая она запускает торги фьючерсами на физическую поставку североамериканского алюминия и может оттянуть на себя часть ликвидности с Лондонской биржи, — поясняет заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «Уником Партнер» Дмитрий Земеров.
Он отмечает, что процедура судебного контроля, которой воспользовался Русал, в России не предусмотрена. Здесь подобный спор был бы просто невозможен: «Решение суда основывается на логике права справедливости, которое было нарушено в ходе консультаций, а не на рациональных доводах LME. В случае всестороннего рассмотрения вопроса исход дела мог бы быть в пользу биржи». Процесс согласования новой модели реализации металла с учетом интересов всех участников рынка потребует длительного времени, в течение которого покупатели будут вынуждены платить рекордные премии.