Время и терпение

Время и терпение У России и Финляндии есть все для развития экономических и культурных отношений. Просто нужно подождать, когда в этот процесс включится поколение, которое не связывают прежние стереотипы, считает чрезвычайный и полномочный посол Финляндии в России Матти Анттонен.

Матти АнттоненВ конце марта в Тюмени прошел российско-финский деловой форум, в котором приняла участие делегация финских компаний во главе с чрезвычайным и полномочным послом Финляндской республики в России Матти Анттоненом. Накануне мы встретились с Матти Анттоненом в Екатеринбурге.

- Господин посол, насколько я знаю, вы не первый раз в столице Среднего Урала. Изменился ли город?

- У меня сложилось впечатление, что Екатеринбург развивается: в нем есть какая-то уверенность...

В последний раз я был здесь в 2009 году, когда проходили Дни Финляндии в России. Это был кризисный год, но, к моему удивлению, в переговорах тогда приняло участие много предпринимателей как с российской, так и финской стороны: с нами приехали 152 человека, в том числе десять представителей комитета по экономике парламента Финляндии, 74 фирмы.

Если не мы, то кто

- Мир выходит из финансового кризиса и каждая страна делает свои выводы. Как пережила тяжелейший спад экономика Финляндии?

- У нас был очень глубокий кризис. Экономика Финляндии в 2009 году упала на 8%, в 2010 году она выросла на 3,5%, в этом году ожидается такая же цифра. Это значит, что уровень 2008 года будет достигнут только в 2012 году. Это сопоставимо с темпами падения российской экономики, что для меня очень удивительно: у нас совершенно разная структура ВВП. Кажется, что и причины кризиса разные: в России падение было вызвано снижением цен на энергоносители, в Финляндии - падением спроса на инвестиционный товар, основу нашей экономики. Но это только кажется: на самом деле все взаимосвязано - если не добывается нефть, газ, то никто не будет покупать новое оборудование.

Выход из кризиса для нас будет сложнее, чем для России. Цены на нефть выросли, а чтобы предприятия начали снова инвестировать - требуется время. Но у Финляндии есть все, чтобы восстановить позиции: наши фирмы очень конкурентоспособны.

- А как пережили кризис домохозяйства, простые люди?

- Они не почувствовали кризис, потому что государство приняло на себя дополнительные долги. Это не может продолжаться вечно, и настанет время, когда надо будет их вернуть. И это придется делать в ближайшие годы. Посмотрим, как государство с этим справится. Но я оптимистичен, потому что если Финляндия не справится, то кто же еще?! У нас высокая конкурентоспособность экономики, квалифицированные кадры, хорошая система здравоохранения, одна из самых лучших в мире система образования. Так что все это - трудные, но решаемые проблемы.

Используем все возможности

- Вы приехали на Урал для участия в Тюменском форуме. Чего вы ждете от этой встречи?

- В составе нашей делегации на Тюменском форуме - представители 12 компаний из сферы нефтепереработки, промышленной автоматизации, деревообрабатывающей промышленности, производства электрической и тепловой энергии, оснащения автомобильных дорог, строительной техники. Они готовы предложить тюменским предприятиям современные инженерные решения в области энергосбережения, электроэнергетики и нефтедобывающей отрасли. Определенные контакты и проекты уже есть. Например, Metso Automation, занимающаяся изготовлением и поставкой систем автоматизации технологических процессов, давно сотрудничает с компаниями Сургутнефтегаз, Русснефть и СИБУР.

Мы стремимся к тому, чтобы использовать все возможности для увеличения объемов внешнеэкономического сотрудничества между Финляндией и Россией. Во времена Советского Союза у наших стран были очень хорошие торговые отношения. Самым главным товаром, который мы экспортировали из России, была нефть, а Финляндия поставляла технологии и оборудование. Возьмите любой российский целлюлозно-бумажный завод - там половина наших машин. Финские технологии часто встречаются при производстве фанеры, на металлургических комбинатах. К сожалению, в рыночных условиях объемы нашего экспорта стали меньше.

- Как финансовый кризис отразился на торговых операциях?

- В прошлом году многие западноевропейские страны увеличили экспорт в Россию, мы - нет. Потому что конкурентное преимущество Финляндии - технологии. И мы вынуждены ждать, когда в России снова начнется инвестиционный бум. Тогда мы сможем участвовать в строительстве дорог, рудников, производстве нефтепродуктов, химикатов, развитии лесной промышленности, сельского хозяйства.

- Финляндия считается одной из передовых стран Европы, достигших успехов в области энергосбережения. Как вы оцениваете перспективы продвижения таких технологий на Урал?

- Этот процесс идет очень активно. Один из примеров успешного экономического сотрудничества в этой сфере - деятельность концерна Fortum. В России ему принадлежит территориальная генерирующая компания ОАО «Фортум», производственные активы которой сосредоточены в Тюменской и Челябинской областях, а также 25% акций в ТГК-1. Fortum последовательно реализует инвестиционные проекты, направленные на повышение эффективности производства и передачи энергии. Так, большая проблема для России - потери в теплосетях. Fortum благодаря финским технологиям показал, как и где можно экономить. В конечном итоге это выливается в экономию для потребителей.

- А какое место занимает Россия в структуре внешней торговли Финляндии?

- Первое место по объемам импорта - нефть, газ, химикаты, металлы мы закупаем в России. С точки зрения экспорта для нас это третий по объемам рынок, на долю вашей страны приходится примерно 18% поставок наших товаров. Наша задача - увеличивать этот объем за счет выхода наших компаний в регионы. Пока финские предприниматели очень хорошо изучили рынок Москвы и Санкт-Петербурга. Но я все время убеждаю их, что это не вся Россия. Осенью прошлого года известный универмаг «Стокманн» открыл в Питере огромный универсальный магазин, а совсем недавно такое же открытие состоялось в Екатеринбурге. Мы приветствуем такие проекты. Я думаю, здесь у нас прекрасные перспективы, хотя бы потому, что в Екатеринбурге хорошо развита транспортная инфраструктура, в частности есть прямые рейсы из Хельсинки. Это очень важно, потому что летать через Москву - огромные затраты по времени. И я стараюсь всегда объяснять это предпринимателям в Финляндии, доказывая, что успешный бизнес можно вести не только в столицах. Если говорить об увеличении объемов нашего экспорта, то его в Москве и Питере просто особенно некому и предлагать: там нет большого количества металлургических или химических производств.

- Финским компаниям удалось занять неплохие позиции на строительном рынке Урала. Благодаря чему?

- Думаю, сыграло роль сочетание разных факторов, в первую очередь умение строить быстро, эффективно и качественно. Финская строительная компания YIT, работающая в России больше 50 лет, создала на территории Свердловской области совместное предприятие «ЮИТ-Уралстрой», которое строит жилые дома в Верхней Пышме и Екатеринбурге. Это устойчивая солидная компания с более чем 100-летней историей и безупречной репутацией, что очень важно для строительного бизнеса. Ведь прежде чем начать строительство, надо купить землю, начать работы. Поскольку первые инвестиции начнут возвращаться только через два-три года, для этого нужны кредиты. Но если у компании нет хорошей репутации, она их не получит. YIT - самая крупная строительная фирма в Финляндии, но не единственная, которая работает в России. Активную деятельность ведет компания SRV, которая, кстати, построила гостиницу Park Inn, в которой мы сейчас находимся: первый в Екатеринбурге иностранный отель класса три звезды, входящий во всемирную сеть Rezidor SAS.

Финский рынок и так небольшой, да и к тому же он больше уже не растет. Поэтому, конечно, финские строительные фирмы заинтересованы в других рынках.

Музыка не знает границ

- Что связывает наши страны кроме экономического сотрудничества?

- В прошлом году мы выдали для въезда в нашу страну из России 960 тыс. виз - в два раза больше, чем Германия или Италия. Конечно, основной объем приходится на жителей Питера. Они ездят не только посмотреть страну, но просто за покупками. Очень многие покупают вещи в Финляндии, потому что это дешевле. И для нас это достаточно удивительно: затраты и рабочая сила в Финляндии стоят дорого, да и налоги у нас высокие. И даже с учетом этого цены на одежду оказываются ниже. Я связываю это с тем, что у России недостаточно торговых площадей для магазинов, поэтому их аренда дороже.

- Русские туристы знают Финляндию как родину финского Деда Мороза и страну охоты и рыбалки. А какие достопримечательности есть еще в Финляндии?

- Музыка. У нас проводится очень много фестивалей оперы, джаза, классической, камерной музыки. И мы хотим, чтобы русские люди знали об этом. Театр или кино сложно понять из-за языкового барьера, но музыка не знает границ. Я всегда советую посетить маленький городок Кухмо на северо-западе Финляндии, где проходит один из лучших фестивалей камерной музыки - действительно высочайшего класса! Или оперный фестиваль в Савонлинне, который проходит в средневековом замке. Охота и рыбалка это прекрасно, но кроме этого в нашей стране есть еще много удивительного, и мы хотим показать это жителям России.

- Может быть, стоит открыть консульство в Екатеринбурге?

- У нас очень активно здесь работает представительство Финско-Российской торговой палаты. Оно очень помогает бизнесу. Во многом благодаря его работе в Свердловской области работают дилеры около 50 финских компаний. Нет сложностей и для туристов: генеральное консульство Венгрии выдает визы для выезда в Финляндию и работает в этом направлении очень хорошо. Мы довольны, люди нам говорят, что нет причин жаловаться.

- Что, на ваш взгляд, может сблизить наши страны кроме экономических интересов?

- Время и терпение. 15 лет назад Екатеринбург, Тюмень, Ханты-Мансийск были другими городами, и я уверен: через 15 лет они будут непохожи на сегодняшние. 20 лет назад отношения между Финляндией и Россией тоже отличались от нынешних. Нужно, чтобы пришло новое поколение людей, которые не помнят, что Советский Союз был закрытой страной и которому не мешают стереотипы.

- В этом случае, наверное, следует развивать программы для молодежи?

- И мы этим занимаемся. У нас много программ, особенно для студентов. Если не брать в расчет страны Евросоюза, российские студенты - вторая по величине группа иностранных студентов (после китайцев), которые учатся в вузах Финляндии.

- Насколько я понимаю, вы часто ездите по России. Какие уголки нашей страны вам нравятся больше всего?

- Я северный человек, и мне нравятся русские леса - они по-настоящему дикие. Особенно люблю сосновые.

Материалы по теме

A time for us

Когда планы не работают

Замутить движуху

Против ветра

Вписаться в поворот

Просто университет