С головой в песок

Соотношение добычи золота из рудных и россыпных месторождений в Свердловской области Уральские старатели на волне благоприятной конъюнктуры могут перерабатывать россыпи с более низким содержанием золота. Но с окончанием кризиса разработка россыпных месторождений рискует стать нерентабельной. Компании, добывающие золото из руды, более устойчивы к ценовым колебаниямЯ с содроганием смотрю в 2011 — 2012 годы, когда экономика начнет восстанавливаться, инвесторы будут избавляться от золота, и цены стремительно пойдут вниз. У нас это вызовет полный коллапс: даже при высоких ценах мы на грани рентабельности, так как вынуждены перерабатывать все более бедное сырье, — сетовал руководитель одной из компаний, занимающихся добычей россыпного золота.

Проблема истощения минерально-сырьевой базы нависает над старателями. Она не дает расслабиться даже сейчас, когда котировки золота на высоте за счет инвестиционного спроса. Те, кто сидит на рудном сырье, смотрят в будущее уверенней: они обеспечены на десятилетия вперед и ценовой подъем используют для технологического совершенствования (см. «Добавить блеска», с. 29).
В этом году максимума цены достигли в феврале — 995 долларов за унцию, сейчас держатся на уровне 880 долларов. Аналитики не исключают их дальнейшего роста к концу 2009 года до 2000 долларов за унцию.

Лихорадка — это болезнь

Прошедший год сложился для золотодобывающих компаний Урала удачно: в Свердловской области объем добычи увеличился на 4,6% (до 7217 кг), в Челябинской — на 4,7% (4415 кг). Рост, как и прежде, обеспечили крупнейшие компании, осваивающие рудные месторождения: на Среднем Урале — «Золото Северного Урала» (ЗСУ, входит в «Полиметалл»; прирост 463 кг), на Южном — «Южуралзолото» (плюс 248 кг). Стабильный подъем цен на золото (с 1991 года к концу 2008-го цена тройской унции поднялась втрое) позволил компаниям успешно развиваться. ЗСУ потратило в прошлом году на техперевооружение почти 230 млн рублей (инвестиции всех остальных свердловских золотодобытчиков — 33,5 млн рублей).

Более мелким артелям, специализирующимся на россыпях, труднее. Например, у Южно-Заозерского прииска (Свердловская область) возросшие доходы от продажи золота во многом нивелировала платина (на нее приходится 50% продукции предприятия; основной потребитель — автопром): к ноябрю прошлого года по сравнению с апрелем она подешевела втрое, до 800 долларов за унцию. А затраты только растут.

— С начала этого года электроэнергия подорожала на 28%, в структуре себестоимости она сегодня составляет 30% — столько же, сколько зарплата сотрудников. На этих издержках мы играть не можем. Кроме того, по мере истощения запасов нам нужно переносить мощности в другое место, но энергетики требуют платить как за новое присоединение, а это миллионы рублей, — рассказывает председатель Южно-Заозерского прииска Валерий Кольцов.

Еще одна причина роста издержек — вовлечение в переработку все более бедного сырья. «Если 15 лет назад за счастье считали среднее содержание 200 — 250 мг на кубометр, то теперь мы можем отрабатывать 100 мг, завтра цены еще вырастут, будем брать 50 мг», — отмечает Кольцов.

Использовать менее качественное сырье компании вынуждены из-за неуклонного сокращения запасов россыпного золота: геологоразведка практически заморожена, золотодобытчики занимаются лишь доразведкой имеющихся участков. По словам заместителя министра природных ресурсов Свердловской области Петра Бурдова, восполнение минерально-сырьевой базы — забота самих недропользователей: «Тратить на это бюджетные областные средства мы не имеем права по законодательству. Федеральные деньги вкладываются только в поисковые работы с целью определения прогнозных ресурсов».

В среднем по области обеспеченность рудным золотом достигает 15 лет, россыпным — 5 лет. На Южном Урале ситуация иная: по данным управления по недропользованию Челябинской области, при сохранении существующих темпов добычи разведанных запасов рудного золота хватит на 20 — 25 лет, россыпного — на 30 — 45 лет (добывается небольшими, несколько десятков килограммов в год, объемами).

Структура и динамика золотодобычи на Урале

Производителей сдерживает дороговизна геологоразведки. Даже благоприятная рыночная конъюнктура не спасает: деньги нужны не только на поисковые работы, но и на выкуп с аукциона лицензии на право освоения этого участка недр. Причем некоторые из уже известных месторождений разрабатывать даже при сегодняшнем уровне цен нерентабельно по экологическим причинам. В Челябинской области, например, никто не берется за «Полигон № 8» с прогнозными ресурсами 6,5 тонны золота: месторождение находится в пойме реки Миасс, и для его освоения нужно построить обводной канал.

Участники рынка говорят, что решить проблему можно за счет возвращения налога на воспроизводство сырьевой базы (отменен после введения налога на добычу полезных ископаемых) и снижения налогового бремени для тех, кто разрабатывает россыпи.

Всеобщий эквивалент, но не доллар

Поддерживаемые высокими ценами уральские золотодобытчики на этот год смотрят оптимистично: большинство из них намерены нарастить производство. Так, ЗСУ в первом квартале 2009 года завершило реконструкцию Воронцовской фабрики, увеличив мощности переработки первичной руды с 600 до 900 тыс. тонн, что позволяет нарастить производство конечного продукта примерно на четверть. Если кризис и отразится на подотрасли, то не слишком сильно. По словам консультанта отдела недропользования министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области Николая Белоброва, из-за финансовых трудностей добыча по области может сократиться на 200 — 250 кг по отношению к 2008 году: некоторые организации не смогли вовремя получить кредиты, необходимые на обновление производственных мощностей, и позже приступили к работе.

Однако прибыли золотодобытчиков в этом году упасть не должны: на рынке наблюдается тенденция повышения цен на металл. Генеральный директор «Полиметалла» Виталий Несис:

— Это связано с существенным увеличением денежной массы в США и неизбежным обесцениванием американской валюты в обозримой перспективе. Происходит возврат инвесторов к золоту как наиболее стабильной и традиционной мировой валюте, не зависящей от политических потребностей отдельных стран и правительств. Кроме того, предложение золота на рынке ограничено, спрос на него поднимается.

По прогнозу аналитиков швейцарского банка UBS, являющегося крупнейшим в мире оператором золотого рынка, цена тройской унции золота в ближайшие пять лет достигнет 2,5 тыс. долларов. Они уверены, что при любом варианте развития мировой экономики золото укрепит свои позиции как наиболее надежное средство вложения капитала. Российские эксперты более осторожны в прогнозах. По мнению аналитика ИК «Финам» Алексея Сулинова, в первой половине 2009 года цены на металл не опустятся ниже текущих, дальнейшая динамика зависит от мировой экономической конъюнктуры: улучшение ситуации в мировой экономике будет провоцировать коррекцию цен на золото. Также понижающий тренд может вызвать снижение спроса со стороны одного из главных потребителей золота — ювелирной отрасли.

Добавить блеска

Константин СтруковБлагоприятная рыночная конъюнктура позволяет крупным производителям золота продолжать реализацию намеченных инвестпроектов и задумываться о новых. Но до справедливого уровня цена на драгметалл пока не дотягивает, считает председатель совета директоров «Южуралзолото» Константин Струков

— Константин Иванович, как отражается рост цен на экономических показателях компании?

— Исторический максимум, достигнутый в марте прошлого года (1033,9 доллара за унцию), в этом году еще не превышен. Другое дело, что из-за девальвации рубля с начала года стоимость грамма уже зашкаливала за 1100 рублей. Но если посмотреть на прошедшее десятилетие подъема цен на сырье, то золотодобытчики (в отличие от нефтянки, например) не избалованы: цены росли, но не так стремительно. Поэтому мы научились управлять затратами и жить по средствам. В 2008 году компания произвела 5261 кг золота, из них на Южном Урале — 3695 кг (на 6,5% и на 7,2% больше показателя 2007 года соответственно). Несмотря на рост объемов, рентабельность сохранилась на уровне 2007 года, так как издержки тоже росли.

— Каков ваш прогноз по ценам?

— Думаю, «актив-убежище» в кризисный период будет дорожать. Справедливый уровень цен — 1500 долларов за унцию золота, или 1500 — 1600 рублей за грамм. При таких условиях отрасль сможет нормально развиваться, заниматься воспроизводством минерально-сырьевой базы. Дело в том, что легких месторождений в России и в мире уже практически не осталось, и новые проекты расположены во все более труднодоступных районах, содержание металла в руде падает, технологии усложняются. Все это требует больших капитальных затрат, приводит к росту операционных издержек.

— Какие задачи стоят перед компанией в этом году?

— Темпы роста производства планируем сохранить как минимум на уровне прошлого года. В 2008 году мы закончили реконструкцию фабрики законченного цикла обогащения (Пласт, Челябинская область), кстати, старейшей в России. В результате ее мощность увеличилась с 300 до 370 тыс. тонн руды в год с перспективой увеличения до 430 тыс. тонн.

В этом году, как и планировали, приступим к строительству установки кучного выщелачивания на месторождении Курасан и обогатительных фабрик на Березняковском и Курасане. Кроме того, сейчас изучаем возможности реализации других крупных проектов, в частности строитель­ства золотоизвлекательной фабрики мощностью 4,5 — 5 млн тонн руды в год на Светлинском месторождении. Компания имеет хорошую ресурсную базу, при этом мы постоянно ведем доразведку месторождений, на которых работаем. В феврале прошлого года выиграли аукцион по Зайцевскому месторождению в Челябинской области (прогнозные запасы около 4 тонн), сейчас занимаемся его разведкой.

— В прошлом году вы вынашивали планы выхода на IPO. Теперь момент упущен. За счет каких средств будете развиваться?

— Мы всегда развивались за счет собственных средств, а к заимствованиям прибегали исключительно для приобретения новых активов. Сейчас для банков золотодобывающие компании — желанные клиенты, недостатка предложения заемных средств мы не испытываем, условия практически не отличаются от докризисных.

А вот публичные рынки капитала в глубокой коме, даже акции золотодобытчиков инвесторы готовы покупать только со значительным дисконтом. Выходить на IPO при такой конъюнктуре смысла нет. Тем не менее в прошлом году мы закончили реструктуризацию бизнеса, теперь компания соответствует всем стандартам корпоративного управления и требованиям российских бирж РТС и ММВБ, на которых мы прошли процедуру листинга. Если в среднесрочной перспективе рынки восстановятся, мы, наверное, рассмотрим возможность выхода на IPO.

Интервью взяла Юлия Кабакова

Партнер проекта:

Южуралзолото
ОАО «Южуралзолото Группа компаний»

Шестое место по объемам производства среди компаний отрасли (данные Союза золотопромышленников России по итогам 2008 года). Активы включают месторождения в Челябинской области (Кочкарское, Светлинское, Березняковское, Зайцевское, Западный и Южный Курасан), Забайкальском крае (Дарасунский рудник), Красноярском крае (прииск Дражный) и Республике Хакасия (Коммунаровский рудник).

По итогам 2008 года производство золота составило 169,2 тыс. тройских унций (5261 кг). На предприятиях группы занято более 3 тыс. человек.

 


Материалы по теме

ТНК­ВР инвестирует в разработку месторождений Уватской группы

Старатель на распутье

Химическая защита

Бесполезные ископаемые

От прожекта к проекту

100 тысяч тонн баритовой руды планируется добывать на Войшорском месторождении (Приуральский район, ЯНАО)