Керосиновая конкуренция
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Анатолий Голомолзин направил в адрес исполнительных органов Ассоциации аэропортов гражданской авиации и Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта письма, в которых зафиксирован факт нарушения правил конкуренции при снабжении авиакомпаний топливом. Это прецедент.
Речь идет о случаях, когда аэропорты и расположенные при них топливно-заправочные компании (ТЗК) принуждают авиакомпании закупать авиационный керосин только у них, не позволяя складировать, хранить и заправлять в самолеты топливо, приобретенное у других поставщиков. От имени ФАС г-н Голомолзин дает аэропортам и ТЗК две рекомендации. Во-первых, «заключать договоры на оказание комплекса услуг по обеспечению воздушных судов авиационным топливом на условиях, не допускающих неравного положения с лицами, принадлежащими к группе лиц аэропорта (ТЗК)». Во-вторых, при наличии предложений от авиакомпаний или владельцев авиатоплива, «не входящих в одну группу лиц конкретного аэропорта» (читай — неаффилированных с аэропортами и ТЗК), заключать договоры на хранение топлива и заправку им воздушных судов».
За безобидным, казалось бы, словом «рекомендации» стоит вполне серьезное намерение ФАС добиться снижения цен на авиационное топливо. В конечном счете, учитывая, что авиационный керосин — главная затратная статья авиакомпаний (в среднем 40% в структуре затрат), речь идет о попытках снизить цены на авиабилеты. Как заявил в интервью «Э-У» начальник управления ФАС России по контролю и надзору на транспорте и в области связи Константин Сеничкин, территориальным подразделениям антимонопольной службы предписано разобраться в топливной политике местных аэропортов и ТЗК. Более того, по словам руководителя Свердловского управления ФАС Татьяны Колотовой, в аэропорт Кольцово (Екатеринбург) уже направлен запрос на информацию о формировании цен на авиатопливо.
Авиакомпания «Сибирь» — одна из тех, кто уже обращался с жалобой в ФАС по поводу монопольного положения ТЗК в российских аэропортах. По словам ее пресс-секретаря Ильи Новохатского, имеются положительные результаты точечного вмешательства антимонопольной службы в процесс снабжения топливом. Так, в аэропорту Астрахани, где до недавнего времени цены на керосин составляли 33,9 тыс. рублей за тонну (к примеру, в Красноярске можно заправиться за 17,4 тыс. рублей), после возбуждения дела о нарушении конкуренции тариф снизился в два раза. Местная ТЗК пошла на это добровольно, не дожидаясь штрафных санкций.
В большинстве аэропортов России, как правило, действуют по одной ТЗК. Они принадлежат либо нефтяным компаниям (например, Лукойл имеет ТЗК в челябинском Баландино и тюменском Рощино), либо самим аэропортам, как, скажем, в Кольцово. На Урале два ТЗК обслуживают аэропорт Большое Савино (Пермь): «Лукойл-Аэро» (дочерняя компания Лукойла, объединяющая все ТЗК нефтяной компании) и ТЗК компании «Аэрофьюэлз», одного из крупнейших независимых заправщиков России. По словам и.о. гендиректора ФГУП «Пермские авиалинии» Вячеслава Текоева, наличие конкуренции в Большом Савино отражается на цене топлива. Цены Лукойла и «Аэрофьюэлз» держатся примерно на одном уровне — 16,8 тыс. рублей за тонну: это ниже, чем в том же Кольцово (18,4 тыс. рублей). Более того, именно для «Пермских авиалиний» «Лукойл-Аэро» ввел скидки: авиакомпания может покупать топливо даже по 16 тыс. рублей. Вячеслав Текоев уверен, что таким образом им удалось добиться самой выгодной цены и «какой бы альтернативный поставщик ни появился, лучше не будет».
Интересная ситуация в аэропорту Екатеринбурга. Три года назад им стала управлять компания «Ренова», которая имеет общих владельцев с Тюменской нефтяной компанией (ТНК). По словам генерального директора Кольцово Михаила Максимова, поначалу ТНК строила иллюзии, что аэропорт будет покупать топливо только у нее, но тот покупал керосин и у Сибнефти, Лукойла, причем по более низким ценам. В итоге, утверждает Максимов, ТНК предложила долгосрочное сотрудничество и самые выгодные условия (не только ценовые, но и возможность поставки топлива в долг). За два года нефтяники их ни разу не нарушили. «Нам гораздо удобнее работать с одним крупным и надежным поставщиком», — заключает Михаил Максимов.
Рынок авиатоплива, которым занялась ФАС, крайне сложен не только с финансовой, но и с технической точки зрения.
В рекомендациях г-на Голомолзина содержится важное уточнение: хранить и заправлять топливо альтернативных поставщиков следует «при наличии технической возможности». Доказать отсутствие такой возможности профессионалам, которые не видят необходимости в развитии конкуренции, особого труда не составит. Например, известно, что в Кольцово все емкости заполнены текущими запасами, в том числе из госрезерва.