Глубокое возмущение

Забастовка горняков «Севуралбокситруды» (СУБР, входит в UC Rusal) привела к остановке рудника. Сырьевой кризис алюминиевой компании не грозит, но нагнетать социальный конфликт не в ее интересах.

Забастовка началась 26 марта: более сотни горняков шахты «Красная шапочка» отказались после смены выходить на поверхность. Их главные требования: поднять тарифные ставки на 50% (сейчас зарплата горняков составляет 18 — 25 тыс. рублей) и продолжить строительство шахты Черемуховская-Глубокая, что гарантирует сохранение рабочих мест. Чтобы не подвергать опасности рабочих еще четырех шахт СУБРа, руководство рудника приняло решение остановить добычу бокситов на всем предприятии.

Руководство РУСАЛа заняло жесткую позицию: оно отказалось идти на переговоры с забастовщиками до тех пор, пока они не поднимутся наверх. Одновременно компания подала иск в Свердловский облсуд о признании акции протеста незаконной, так как она началась без уведомления работодателя. Если суд примет сторону заявителя, шахтеры должны будут покинуть забой. «Мы гарантируем неприменение санкций к горнякам в виде увольнения, они смогут избрать представителей для обсуждения волнующих их вопросов. Также мы даем возможность независимому профсоюзу горняков работать на СУБРе», — отметил представитель РУСАЛа. По его словам, о сворачивании добычи в Североуральске речи не идет, работы на строительстве Черемуховской-Глубокой продолжаются. Правда, сроки ее ввода в строй он назвать затруднился.

По мнению депутата Госдумы Александра Буркова, причина конфликта кроется в системе управления вертикально-интегрированной структурой алюминиевого гиганта: «Конфликт начал назревать еще в октябре 2007 года, когда люди потребовали повышения зарплаты. Но местные руководители не могут решать финансовые вопросы, а в Москве их не услышали».

К сырьевому кризису в РУСАЛе остановка СУБРа (добывает 3,2 млн тонн в год) не приведет. Он поставляет бокситы на Богословский и Уральский алюминиевые заводы, запасов на них хватит на два месяца. Кроме того, УАЗ на 50% обеспечивается сырьем с Тиманского месторождения.

Теоретически РУСАЛ вообще мог бы отказаться от североуральского сырья. «Рудник старый, выработанный, горизонты там низкие, соответственно средств на добычу нужно тратить больше, чем на новых месторождениях», — отмечает аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов. По его словам, бокситы из Гвинеи — более дешевые и качественные, а в себестоимости тонны алюминия транспортные затраты составляют всего 3 — 5%, основные расходы — зарплата и электроэнергия. Но компания вряд ли пойдет на это: нагнетать социальный конфликт не в ее интересах.

Свердловская область

 

Материалы по теме

ТНК­ВР инвестирует в разработку месторождений Уватской группы

Старатель на распутье

Химическая защита

Бесполезные ископаемые

От прожекта к проекту

100 тысяч тонн баритовой руды планируется добывать на Войшорском месторождении (Приуральский район, ЯНАО)