Ложная эйфория

Ложная эйфория Количественный рост оппозиции в региональных Заксобраниях не перешел в качественный: ключевые посты в территориальных парламентах поделили единороссы.

B конце марта в парламентах субъектов РФ, где прошли выборы депутатов (в Свердловской, Курганской областях, Ямало-Ненецком автономном округе), состоялись первые заседания.

Ожидался если не переворот, то существенное перераспределение портфелей. На выборах 14 марта оппоненты партии власти - КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» - взяли мандатов больше, чем обычно, и рассчитывали потеснить «Единую Россию» на думских должностях. Показательна ситуация на Среднем Урале, где конкуренты ЕР получили восемь из 14 депутатских мест (избиралась половина парламентариев). Впервые ЕР потеряла конституционное большинство.

Тем не менее серьезных полномочий оппозиция не получила. Причина - неспособность создать коалицию и выдвинуть единые требования.

Без стратегических соображений

В Свердловской облдуме распределение портфелей началось 23 марта: в этот день выбрали спикера. Даже при полученных восьми местах численный состав оппозиции вырос до 12 депутатов (у ЕР - 16), чего явно недостаточно, чтобы претендовать на место председателя палаты. Выбрали единоросса Елену Чечунову. Кандидату от оппозиции Кириллу Баранову (ЛДПР) удалось набрать только четыре голоса - в пять раз меньше, чем Чечуновой. Двумя днями позже избрали первого вице-спикера - представителя ЕР Наиля Шаймарданова. Обе эти должности принадлежат большинству в думе. А вот за места второго и третьего замов, председателей комитетов, оппозиция могла побороться. 24 марта ЛДПР и КПРФ заявили о намерении совместными усилиями добиваться руководящих постов. Предполагалось, что пост одного из вице-спикеров будет отдан представителю КПРФ, а кресло председателя одного из комитетов достанется либерал-демократам.

К удивлению оппозиционеров, ЕР в лице нового председателя думы заявила о готовности обсуждать эти предложения. Но даже до разговоров дело не дошло. Сначала произошел раскол в стане коммунистов: лидер фракции КПРФ Владимир Краснолобов решил выдвинуть на пост вице-спикера свою кандидатуру вопреки решению ЦК КПРФ о наделении этими полномочиями депутата Владимира Конькова. Мнения членов фракции разделились поровну, и решение не было принято. В думских кулуарах заговорили, что мнение жириновцев коммунисты учитывать не собираются. По словам Баранова, оппозиционность коммунистов закончилась, как только они получили мандаты. Ранее равнодушие к руководящим должностям в областной думе продемонстрировали депутаты от СР. «Мы в думе новички и хотим просто нормально работать», - заявил эсер Игорь Данилов.

Пока КПРФ и ЛДПР пытались наладить диалог, ЕР поделила места руководителей думских комитетов: пост главы комитета по вопросам законодательства, общественной безопасности и местного самоуправления сохранил единоросс Анатолий Гайда, комитета по бюджету, финансам, налогам - Владимир Терешков, комитета по промышленной, аграрной политике и природопользованию - Владимир Машков. Председателем комитета по соцполитике стал бывший спикер единоросс Николай Воронин.

Члены ЛДПР оказались единственными недовольными распределением мест в думе. По словам либерал-демократа Юрия Баланова, это неконструктивный подход: «Мы надеялись, что посты в думе будут распределяться если не пропорционально количеству мандатов ЕР и оппозиции, то хотя бы полупропорционально. Нам вообще ничего не осталось».

У оппонентов теперь только один шанс - провести своего человека в вице-спикеры. Но единого мнения среди них до сих пор нет.

Дурной пример

Заксобрания Ямала и Зауралья менее расторопны в распределении руководящих постов. Однако уже понятно: в Курганской облдуме сменится спикер - председатель прошлого созыва Марат Исламов заявил, что не претендует на этот пост. Вероятно, место достанется генеральному директору Варгашинского завода противопожарного и специального оборудования Владимиру Казакову: его кандидатуру предложил президиум генсовета ЕР. Дата заседания думы, на котором окончательно будет решен этот вопрос и определены заместители спикера, на момент сдачи номера в печать определена не была. По итогам выборов (в состав Курганской областной думы избраны 17 депутатов по одномандатным избирательным округам и столько же по единому избирательному округу от четырех политических партий) 22 мандата досталось ЕР, по пять - КПРФ и СР, два - ЛДПР. 12 депутатов оппозиции, как и в соседнем региональном парламенте, дают шансы на победу в борьбе за ключевые посты. Но проблема приблизительно та же: партии не могут договориться.

На Ямале единороссы также сохранили большинство в думе: им досталось 18 из 22 кресел. Впервые в Заксобрание избрались представители ЛДПР (два мандата), по одному мандату получили СР и КПРФ. При таком раскладе ждать чего-то от оппозиции в думе не приходится. Основная борьба здесь будет идти в рядах единороссов, считает директор Института стратегического анализа и социального проектирования Эдуард Абелинскас:

- На Ямале, казалось бы, склок быть не должно, дума почти целиком контролируется. Да и такой политической конкуренции нет, как в Свердловской области. Хотя конфликты есть, но они непубличны и происходят внутри групп влияния.

Таким образом, думы регионов, даже с количественными потерями единороссов, по-прежнему контролируются партией власти. Но на этот раз в двух из трех Заксобраниях это вина еще и самой оппозиции, сосредоточившейся на результатах выборов, а не преимуществах, которые они дают.


Материалы по теме

Карт­бланш на реформы

Новый первый

Прирезали

Постарайтесь получить удовольствие

Интересное кино

Страховка от нюансов