И перетряхивать будут
В ЗАО «КЭС» пытаются срочно подтянуть энергоактивы к работе в условиях свободного рынка электроэнергии и мощности. Но провести перетряску всего портфеля до полной либерализации рынка не успеют. Эту работу холдинг продолжит: многое определит развитие ситуации в 2011 году.2010 год - последний, когда существует регулируемая часть рынка электроэнергии и мощности: с 1 января объем продаж по либерализованным ценам составляет 65%, с 1 июля будет 80%, а с начала 2011 года достигнет 100%. Свободная торговля без государственного регулирования цен таит немало рисков. Например, мощность будет выбираться только с эффективных теплоэлектростанций, прочие рискуют вылететь с рынка. Времени на подготовку, чтобы соответствовать вызовам, немного: каждая ТЭЦ озадачена тем, как снизить затраты, оптимально выбрать состав оборудования, минимизировать удельные расходы топлива. О том, какие резервы для повышения конкурентоспособности тепловой генерации изыскивают в ЗАО «КЭС», рассказывает руководитель дивизиона «Трейдинг» Эдуард Смелов.
- Эдуард Юрьевич, почему в ЗАО «КЭС» делают упор на оптимизацию экономики тепловых станций? Там ситуация сложнее?
- Безусловно. Во-первых, КЭС-Холдинг приобрел станции в 2008 году не в самом лучшем состоянии: с 1992 года, когда начались рыночные преобразования, отрасль почти не обновлялась. Во-вторых, в последние годы существенно изменилась структура потребления тепловой энергии. В меньшей степени это коснулось тех наших станций, которые снабжают крупные города: в Уральском регионе только Ново-Свердловская ТЭЦ, Пермская ТЭЦ-6, Кировские ТЭЦ-34 и ТЭЦ-35 сохранили структуру отпуска тепловой и электроэнергии неизменной. В большей степени пострадали напрямую связанные с крупными промышленными предприятиями, потому что те или вообще прекратили потребление (в первую очередь пара), или заметно снизили его параметры. Это ухудшило технико-экономические показатели станций, ведь при строительстве и проектировании закладывался комбинированный цикл, то есть тепловая и электрическая нагрузки. Но выбор оборудования определяла именно тепловая.
К тому же за последние годы резко вырос объем потребления в пиковые часы, утром и вечером, и снизился в ночные. Мы стараемся соответственно увеличивать и уменьшать выработку. И делаем акцент на то, чтобы переориентировать станции на ярко выраженный сезонный характер потребления тепловой энергии.
- Что нужно, чтобы соответствовать либерализации?
- Первое: сохранить потребителей и объем выработки. Поскольку рост стоимости тепловой энергии влечет за собой сокращение объемов потребления - это абсолютно объективный процесс. Второе: максимально повысить маневренность и эффективность. Для этого надо наладить генерирующее оборудование под условия работы в динамичном рынке с высокой волатильностью (резкими колебаниями цен в течение суток и года), подготовить персонал. Безусловно, это требует вложений. Считаю, пока рано называть конкретные суммы: для каждой станции техническое решение и порядок цифр будут разные.
В КЭС опробовали новую компьютерную технико-экономическую модель станций, которая позволит оперативно принимать решения по режиму загрузки. Цель - максимизация эффекта выработки тепловой и электрической энергии при использовании того или иного вида топлива. Без этой модели не обойтись при вхождении в рынок.
- Модель едина для всех?
- Придется разрабатывать индивидуальные: станции различаются по видам и компоновке установленного оборудования. До реализации широкомасштабной программы мы создали несколько пилотных образцов на четырех станциях: две в ТГК-7, по одной в ТГК-6 и ТГК-9 (на Ново-Свердловской ТЭЦ). Использование компьютерных моделей в несколько раз увеличило точность и скорость поиска решений. Ключевые понятия тут - скорость и точность. Разработкой проектов занимается десять российских компаний, также есть программные решения, тиражируемые зарубежными поставщиками. Выберем разработчика в течение месяца на конкурсной основе. Запуск таких программ потребует подготовки и обучения большого количества персонала.
Коллапс не заказывали
- Будет востребована мощность только наиболее эффективных теплоэлектростанций. А что ожидает неэффективные? Не наступит ли коллапс отрасли, когда ряд генераторов выкинут с рынка?
- Естественно, встанет вопрос их модернизации либо закрытия. Но это не коллапс, а абсолютно естественный процесс: востребованы, конечно, будут более эффективные новые мощности, которые построят до 2020 года, порядка 30 тыс. МВт. Они будут вытеснять с рынка менее эффективные старые.
- В холдинге уже сегодня видно, кто успешно войдет в рынок, а кто нет. Спасать «вылетающих» не будут?
- Есть оценка перспектив и потенциала каждой станции. Если технико-экономические показатели плохие, но при этом есть потенциал развития в виде новых потребителей или топлива, более эффективного, чем в среднем по рынку, принимаем решение о модернизации. Если перспектив нет, рассматриваем вопрос о консервации.
- Уже есть решения по консервации?
- Есть. Приведу пример. Чебоксарская ТЭЦ-1 потеряла промышленных потребителей (они просто прекратили существование) и ухудшила технико-экономические показатели производства тепла и электроэнергии. Сейчас рассматриваем инвестпроект строительства тепломагистрали, которая позволит часть оставшихся потребителей переключить на Чебоксарскую ТЭЦ-2. А ТЭЦ-1 будет выведена в консервацию и затем из эксплуатации.
Проектов закрытия «плохих» станций в Уральском регионе пока нет. Но проекты консервации на ряде станций части оборудования, не участвующего в выработке тепловой и электроэнергии, есть.
- Это большая работа, успеваете до 2011 года?
- Нет, мы и не питали иллюзий, что к полной либерализации проведем перетряску всего портфеля активов, всех станций, оборудования. Эту работу будем продолжать еще ряд лет. Все будет зависеть от ситуации на рынке и востребованности конкретного оборудования.
- Игроки рынка долго ожидали от правительства точных ценовых параметров, и вот 6 марта ведомства договорились. Ясно ли сегодня, как будет формироваться цена на мощность? Как предложенные цены воспринимаются на Урале?
- После 6 марта прошли согласования, выполнены коррективы. Наконец-то в аппарат правительства на подпись Владимиру Путину легло согласованное всеми министерствами и ведомствами постановление. Оно содержит изменения, которые вносятся в акты правительства Российской Федерации по вопросам организации долгосрочных отборов мощности на конкурентной основе на оптовом рынке электрической энергии и мощности. Будем говорить о конкретных параметрах, когда документ подпишут. Судя по тому, как долго и мучительно это постановление рождалось, не исключаю, что какие-то изменения могут быть внесены еще.
- Для чего заранее нужно знать эти цены?
- Во-первых, их ждут инвесторы. Рынок мощности ориентирован на то, чтобы инвесторы, вложившие деньги в большую энергетику, могли четко зафиксировать условия, на которых они будут продавать мощность (в том числе и новую, которую построят) и возвращать инвестиции.
Во-вторых, по существующей мощности принципиальных моментов несколько, они понятны уже сейчас. Самый важный: не вся мощность будет отобрана на аукционе, а только наиболее эффективная. Поэтому ценовые параметры рынка мощности нужны были еще «вчера». Теперь они позволят игрокам разобраться с активами до конца года. Другой момент - игрокам нужно заранее знать правила игры, а именно, что мощность будет оплачена не по балансу, который утверждает ФСТ, а по фактически поставленным на рынок объемам. То есть рабочая мощность, существующая на конкретный месяц, фиксируется как поставленная на рынок. Процедуру аттестации мощности будет осуществлять системный оператор. Эти принципиальные моменты не только электроэнергию, но и мощность сделают полностью рыночным товаром. Что существенно повысит конкуренцию среди генераторов.
Не зеркалить
- Позвольте «наивный» вопрос: если энергия и мощность потребляются одновременно, почему эти товары оплачиваются отдельно?
- Идет давний практически философский спор: является ли мощность товаром. Электроэнергия - безусловно, товар, потому что кВт/час в терминах физики - это работа, которая поставляется с конкретными характеристиками. А мощность - это большей частью услуга, которая заключается в том, что конкретный поставщик берет на себя обязательства в заданном объеме в течение месяца осуществить выработку электроэнергии. Поэтому просто фиксируется максимальный объем выработки. Так что мощность - это возможность выработки электроэнергии, а электроэнергия - фактически произведенный товар.
- Можно ли сказать, что цена электроэнергии покрывает топливные расходы поставщика?
- Она должна покрывать переменные расходы поставщика, связанные с выработкой конкретного кВт/часа, и не только топливные. А также не меньше 25% постоянных расходов, не покрытых на рынке мощности.
- Сейчас тариф на электроэнергию меняется раз в год. Но когда регулируемая цена исчезнет, не станет ли подорожание непрерывным?
- Поскольку электроэнергия является товаром, покрывающим переменные затраты поставщика, стоимость ее на оптовом рынке будет напрямую связана с темпами роста цен на топливо, в основном на газ, которые утверждает правительство. В части условно-постоянных затрат темпы роста цены будут связаны с инфляцией. Но удорожание топлива у нас существенно опережает инфляцию. Поэтому ожидаем, что усредненный темп роста цен на электроэнергию будет чуть ниже, чем темпы роста цен на газ. Газ подорожал в 2009 году по сравнению с 2008-м на 25%, и в 2010-м по сравнению с 2009-м вырастет так же.
Но стоимость электроэнергии не будет зеркалить газовую. Определяющим фактором является все же объем спроса на электроэнергию, стоимость топлива - фактор сопутствующий. Иллюстрирует это 2009 год: из-за спада в экономике произошло снижение спроса на электроэнергию, но цена на нее на оптовом рынке осталась на уровне 2008 года, несмотря на удорожание топлива.
- К вопросу о топливе. Для станций КЭС утверждена угольная программа, в чем ее суть?
- Как только мы достигнем соглашения с поставщиками угля о долгосрочных контрактах лет на десять, часть станций, которые могут эффективно сжигать уголь, постепенно начнем переводить на работу на твердом топливе, вернее, возвращать к ней. В феврале мы предложили угольщикам в контрактах фиксировать не цены, а формулы, по которым ежегодно или чаще будут меняться цены. Наш аргумент такой: долгосрочные контракты обеспечивают стабильность производителям не только энергии, но и угля. Но переговоры идут непросто. Большинство российских поставщиков экспортных видов угля ориентируются на текущую цену на мировом рынке, а в 2010 году она существенно выросла.
- Зачем вам уголь? В России нет эффективных технологий его сжигания.
- Появились: на станции КЭС в республике Коми реализован проект сжигания угля в кипящем слое, а на станции ТЭЦ-4 в Кирове - проект низкотемпературного вихревого сжигания.
- Но от опыта пионеров до внедрения этих новшеств на большинстве станций далеко. Вам же нужна широкая программа?
- Нужна. Мы опробовали эти технологии в российских условиях, и они положительно себя зарекомендовали. Но на широкомасштабную программу пойдем, достигнув договоренностей по долгосрочным поставкам угля.
- Мощность на аукционе становится очень дорогой, если в ней сидит перекрестное субсидирование тепловой энергии. Как решат в КЭС этот вопрос?
- По новому постановлению правительства независимо от того, есть перекрестка или нет перекрестки, мощность будет отбираться на конкурсных условиях. В этом смысле борьба с перекресткой становится проблемой поставщика мощности. Мы ее ведем, выделяя ряд станций в самостоятельные юрлица, чтобы получить экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию на конкретную станцию, чтобы наши станции были конкурентоспособны на рынке.
- Не совсем понятно, как уйдете от перекрестки в этом случае.
- Это исключительно юридический организационный механизм. Заводим на конкретную станцию отдельное тарифное дело. И тариф что федеральным, что региональным регулятором устанавливается на эту конкретную станцию, он уже не может быть замешан с другими.
- Крупные потребители готовятся к выходу на рынок в качестве самостоятельных игроков. Насколько значителен их отток из холдинга?
- Это объективная реальность. Количество потребителей, которые переходят с розничного рынка на оптовый, растет каждый год: в этом случае бизнес считает, что он готов самостоятельно планировать и грамотно осуществлять покупку. Но экономит он только сбытовую надбавку, которую получают гарантирующие поставщики в каждом конкретном регионе. Для крупных компаний с большими объемами эти решения обоснованы. Для средних и мелких - неэффективны, поскольку риск работы на оптовом рынке существенно выше расходов на покупку электроэнергии у поставщиков.
Дополнительная информация:
КЭС-Холдинг (Комплексные энергетические системы) - крупнейшая российская частная компания, работающая в сфере электроэнергетики и газораспределения, создана в 2002 году. Основные направления деятельности: генерация, энерготрейдинг и ритейл. Стратегические активы холдинга - ТГК-5, ТГК-6, ТГК-7, ТГК-9, ряд региональных энергосбытовых компаний, а также компания Газэкс. Суммарная установленная электрическая мощность ТГК холдинга - 15 767 МВт, тепловая мощность - 67 799 Гкал/ч.
Основные функции дивизиона «Трейдинг»: управление загрузкой и обеспечение топливом генерирующих мощностей, реализация единой стратегии КЭС на российском оптовом рынке электроэнергии и мощности.
Угольная программа КЭС
В Свердловской области в угольной программе, задача которой - минимизация затрат при производстве тепловой и электрической энергии за счет топливной составляющей - задействованы три станции. На Богословской ТЭЦ на эти цели выделено 239 млн рублей. Энергетикам предстоит значительная реконструкция пылеприготовительного оборудования на последнем этапе подготовки топлива перед сжиганием. Предусмотрены проектные работы по реконструкции золошлакоотвала № 2, реализуется схема возврата его фильтрационных вод. В ремонтной программе Нижнетуринской ГРЭС (оценивается в 15 млн рублей) часть средств пойдет на ремонт угольного перегружателя, а на котлоагрегате № 7 планируется замена газоходов и ремонт пароперегревателя первой ступени. На Красногорской ТЭЦ (7 млн рублей) предстоит в частности обновить пылесистемы энергетических котлов: выполнить ремонт мельниц, пылепроводов, мельничных вентиляторов и дымососов, пылегорелок и золовой защиты поверхностей нагрева. Источник средств - инвестиционная составляющая в тарифе.