Лучше понять США
Развитие экономических отношений России и США во многом определяется качеством выстраивания двухсторонних коммерческих связей в регионах20 лет назад Генеральное консульство США в Екатеринбурге стало первым дипломатическим представительством, открывшим свои двери на Урале и в Западной Сибири со времен Второй мировой войны: только через два года здесь появилась дипмиссия Венгрии, а через три - Генконсульство Великобритании. Об открытии американского консульства 31 марта 1994 года официально объявил министр торговли США Рональд Браун во время визита первой деловой делегации в Россию, получившей название «президентской»: главу торгового ведомства сопровождали двадцать девять управляющих и президентов ведущих компаний США. Бизнесмены представляли четыре основных промышленных сектора страны - телекоммуникации, нефть, медицинское оборудование, аэрокосмонавтику. «Посредством этой миссии мы планируем вступить в новую эру коммерческого сотрудничества между США и Россией, основанного на большем доступе к рынкам, двухсторонней торговле и инвестиционных возможностях», - сказал тогда Рональд Браун и подчеркнул важность развития деловых связей «в сердце России, за пределами Москвы и Санкт-Петербурга».
Каких результатов удалось добиться американским дипломатам и на какие задачи сейчас нацелено представительство США, «Э-У» рассказал Генеральный консул США в Екатеринбурге Отто Ханс Ван Маерссен.
- Господин консул, двадцать лет - достаточно большой срок, чтобы наладить успешные деловые отношения. Как вы их сегодня оцениваете? Как они менялись на протяжении двух десятков лет?
- Это действительно большой период - было немало успехов, которые мы планируем использовать как своеобразную платформу для будущих достижений. Готовясь к нашему разговору, я просматривал буклет с воспоминаниями моих предшественников на этом посту и видел, как всплывают темы, которые мы сейчас планируем развивать. Большое внимание уделялось торговым и деловым вопросам, культуре и искусству, программам обмена, финансируемым Госдепартаментом США, увеличению экспорта как со стороны США, так и со стороны России. Это очень широкий спектр тем, над которыми работали консулы и продолжим работать мы. Например, один из моих предшественников с гордостью говорил, что создал программу виртуальных консульств, существующих онлайн, другой - о программе так называемых путешествующих консульств, программе сотрудничества между дипмиссией США и российскими библиотеками, расположенными в консульском округе. Речь идет об американских уголках, где хранятся коллекции материалов на английском языке, включая справочники по США и периодические издания. Все, о чем я говорю, работает на самый главный вопрос - взаимопонимание между народами России и США. Это необходимо учитывать при формировании планов на следующие 20 лет.
Можем и больше
- Американские эксперты утверждают, что ни одно из направлений российско-американских отношений не имеет большего нереализованного потенциала, чем экономические связи. Какие инструменты сегодня необходимы, чтобы этот потенциал реализовать? Насколько эффективна Двухсторонняя президентская комиссия, в которой несколько рабочих групп работают на благо экономических интересов двух стран? Нужны ли на региональном уровне дополнительные структуры, которые будут развивать торговые связи?
- До того, как я прибыл сюда, президент США Барак Обама говорил, что в отношениях с Россией экономическое направление заслуживает особого внимания. В этой сфере действительно сосредоточен огромный потенциал. Россия и США - великие экономические державы, но тот торговый оборот, который между нами существует, вовсе не является оптимальным. Он может быть больше. Этому и способствует Двухсторонняя комиссия, которая на правительственном уровне регулирует многогранные отношения между двумя странами. Сейчас в ней работают 20 групп, отвечающих за различные направления. Есть проекты и соглашения, выгодные для обеих сторон. Это очень грамотная формула для достижения успехов в переговорных процессах между правительственными органами.
На региональном уровне для налаживания деловых отношений мы успешно используем торговые миссии. Это традиционный и достаточно эффективный инструмент. Поэтому я стремлюсь ко всем моим поездкам по консульскому округу привязать торговые миссии. Так было, например, во время визитов в Пермь и Уфу. Надеюсь в скором времени посетить Ханты-Мансийск. Региональные власти заинтересованы не в абстрактном развитии экономических отношений, а в кооперации работы между конкретными бизнесами разных стран.
- Какие рынки и отрасли интересны американским бизнесменам на территории консульского округа? Какие направления экономики Уральского региона пользуются повышенным спросом инвесторов из США? Как вы оцениваете деловой климат территорий консульского округа, кто из них преуспел в создании условий для привлечения иностранных инвестиций?
- Мне очень повезло - здесь интересно работать, округ охватывает огромную территорию. Это 11 субъектов РФ, большие возможности для совместного развития. Один из успешных примеров - кооперация компаний Boeing и ВСМПО. У меня около месяца назад появилась возможность посетить это предприятие. Я был очень впечатлен тем, насколько огромный здесь потенциал, какое количество высоких технологий используется в ежедневной практике. В Челябинске я недавно посетил конференцию по защите окружающей среды. Мы вели речь об обновлении политики в области окружающей среды, но затронули и развитие сельского хозяйства. Вы знаете, что на Южном Урале эта отрасль активно развивается. Своим коллегам в посольстве США, где есть специальная секция, которая занимается вопросами агропрома, я говорил, что Челябинскую область необходимо рассматривать и с этой точки зрения. В Тюмени на особом месте стоит нефтегазовая промышленность, это направление тянет за собой и другие отрасли.
- Вы привели один из успешных примеров сотрудничества компаний - ВСМПО-Ависма и Boeing. Эффективно работают и такие компании, как Emerson Electric в Челябинской области, John Deere в Оренбурге. Но это большие и известные корпорации. Есть примеры развития среднего бизнеса?
- Большие компании приходят к успеху раньше, чем средний бизнес. Но они же становятся платформой для развития и роста малых предприятий. Они могут поставлять свое оборудование или услуги. Все знают об Ernst&Young, Deloitte и KPMG, которые занимаются вопросами бухучета и аудита. Недавно я посетил компанию «Пенетрон». Может быть, не совсем корректно называть ее средним бизнесом, тем не менее, это очень хороший пример, потому что она постоянно растет. Скоро я поеду в Пермь с компаниями, у которых уже открыты офисы в Екатеринбурге, но они хотят расширить свое присутствие. Это и американские предприятия, и компании, которые каким-то образом связаны с большими международными американскими корпорациями.
От сотрудничества, а не от разногласий
- В конце прошлого года президент США Барак Обама высказался за активизацию сотрудничества с Россией в различных областях, включая безопасность и гражданское общество. Как эта задача будет реализовываться в вашем консульском округе?
- Один из самых главных приоритетов Генконсульства - развитие коммерческих и торговых связей. Но не менее важны и вопросы развития гражданского общества, того, что называется публичной дипломатией. Активно работаем с местными властями и общественными организациями. В прошлом году была организована конференция, посвященная правам людей с ограниченными возможностями. Поддерживаем некоммерческие организации в реализации их интересов. Отдельное направление - консультации американских экспертов. Например, директоров различных театров очень волнует вопрос интеллектуальной собственности, как он решается в США. Мы провели видеоконференцию со специалистом, который помог разобраться во всех нюансах.
- В конце февраля свой пост покинул посол США в РФ Майкл Макфол - дипломат, которого отправили в Россию с миссией «перезагрузки» в отношениях между Москвой и Вашингтоном. В конце прошлого года, выступая на конференции Американо-Российского Делового Совета в Хьюстоне, он заявил, что у стран за последние два года появились новые поводы для разногласий. Речь идет о ситуации в Сирии, прекращении деятельности Агентства США по международному развитию, запрете на усыновление, позиции России в деле Эдварда Сноудена. Сейчас в этот список можно добавить «разночтения» событий на Украине. Скажется ли все это на экономических отношениях России и США?
- Моя работа в консульстве касается очень конкретных вопросов в очень конкретных сферах. Вопросы так называемой большой политики находятся в компетенции посольства США в РФ. Мне повезло, что, работая здесь, я могу сконцентрироваться на позитивных аспектах двухсторонних отношений. Хотелось бы, чтобы они в большей степени зависели от многочисленных примеров успешного сотрудничества, а не от тех разногласий, которые у нас имеются.
Я из Техаса
- Посольство США в РФ в 2013 году почти на четверть нарастило количество выданных виз. Как вы оцениваете динамику выдачи виз в Екатеринбурге? Какие тенденции отмечаете?
- Действительно, наблюдается увеличение числа россиян: в прошлом году - на 15%, в позапрошлом - на 12%. Люди ищут возможности получить американскую визу для путешествий, туризма и бизнеса. Такая тенденция просматривается и в других консульствах США - в Санкт-Петербурге, Владивостоке, консульской секции посольства США в РФ. Увеличивается интерес именно к путешествиям, что для меня очень приятная новость. Полтора года назад Россия и США упростили процесс выдачи виз, теперь мы выдаем трехгодичные визы. Это способствует тому, чтобы россияне лучше понимали нашу страну и то, что происходит.
- До Екатеринбурга вы работали в Мексике, Колумбии, Франции, Ираке, Швейцарии, даже в Афганистане. Огромный список. Какой дипломатический опыт вы получили во время работы в этих странах и пригодился ли он вам в России?
- У меня был достаточно серьезный опыт работы и не только дипломатический. Я работал адвокатом в штате Техас, а затем в Аризоне. Юридическая практика приучила меня к тщательному анализу разного рода ситуаций. Дипломатическая карьера дала возможность изучать разные экономические направления. Например, в Колумбии, Мексике и Ираке я занимался вопросами нефтегазового комплекса. Как мне это помогло в России? В Тюмени я на одном языке общался с инженерами, прекрасно понимая все технологические аспекты их деятельности. Во Франции я в большей степени уделял внимание микроэкономике и финансовому сектору. Без этих знаний невозможно выстраивать коммерческие связи. Во время работы в Торговом представительстве США в администрации президента в Вашингтоне я занимался вопросами снижения барьеров для торговли. В Женеве, где я работал cоветником по вопросам науки и экономики в миссии США при отделении ООН, тесно сотрудничал с дипломатами из разных стран, в том числе из России. Из этого опыта я извлек интересный урок: русские люди очень прямолинейны, они говорят то, что думают. Это мне понятно, потому что я из Техаса и тоже предпочитаю быстро решать деловые вопросы. Я очень стремился попасть в Россию. Эти ожидания оправданы - здесь живут и работают умные и отзывчивые люди.
Партнер проекта: |