Ядреная экономика
- Хватит жрать друг друга, давайте жрать рынок, - так начал одну из презентаций ИТ-кластера в Свердловской области бывший замминистра связи и ИТ региона Андрей Зайцев. Призыв, безусловно, правильный. Еще несколько лет назад общество осознало: отраслевой подход, советские территориально-промышленные комплексы, сосредоточенные на низовом переделе, - устаревшая модель организации экономики, не позволяющая стране быть конкурентоспособной на мировом уровне. Нужно придумать что-то новое.Этим новым стал «кластер». Почему он? Ответ довольно прост. Если бросить беглый взгляд на Запад, там по подобному принципу развиваются многие страны. Так, экономика США - это 380 кластеров в основном в наукоемких сферах: здесь трудоустроено 57% всей рабочей силы страны, участники объединений производят 61% валового внутреннего продукта.
Схема. Предполагаемые кластеры на территории Урало-Западносибирского региона
В теории экономический кластер (англ. cluster - гроздь, скопление) выгоден со всех сторон. Для государства - это налоги, занятость, ориентированная на экспорт продукция, инновации. Для участников - возможность кооперации в НИОКР, экономия на издержках, консолидация в лоббировании интересов и завоевании рынков. Для вузов - заказ на специалистов, коммерциализация разработок, привлечение преподавателей-практиков. Наконец для человека - рабочие места, профессиональная реализация, высокие доходы.
Идиллическая картина не могла оставить региональные и федеральные власти равнодушными. В итоге чиновные стратегии запестрели модным словом «кластер». Ярлык, приклеенный к месту и не к месту, стал лейблом, призванным демонстрировать принадлежность носителя к миру продвинутой экономики.
Одно не учли: кластер - это исключительно рыночный, добровольный союз конкурентов-единомышленников. Над нами же по-прежнему довлеет синдром административно-командного мышления. Поступило указание - делать кластеры. И делаем. Как уже стимулируем инновации: крупным предприятиям приказано создать спрос, вузам - предложение. И чтоб в порядке инициативы на местах.
Сможем ли мы при таком подходе сожрать рынки? Как бы ущербные кластеры, созданные из-под палки, не сожрали сами себя.