По тонкому льду
Разумный баланс между ростом бизнеса и уровнем риска, поиск новых целевых клиентских групп и дополнительных источников финансирования - вот основные факторы восстановления лизингового рынка. От чиновников требуется как минимум не мешать развитию отрасли непродуманными действиями.Аналитический центр «Эксперт-Урал» представляет ренкинг лизинговых компаний Урала и Западной Сибири за 2009 год. Расчеты показали: объем нового бизнеса компаний-участников ренкинга (7,3 млрд рублей) и количество заключенных ими сделок (1968) сократились по сравнению с 2008 годом почти в четыре раза. Для сравнения: рынок банковского кредитования за тот же период в регионе упал вполовину, страховой - на четверть.
Задним числом
Причин мощного провала несколько. С одной стороны, большинство игроков, особенно небанковских лизинговых компаний, оказались отрезаны от основного источника финансирования: некоторые банки в начале года закрыли даже предоставленные кредитные линии, не говоря уже о продолжении финансирования. В результате доля банковских кредитов в структуре ресурсной базы компаний-участниц ренкинга сократилась с 80,2% в 2008-м до 59,9% в 2009 году. С другой стороны, в 2009 году в связи с сокращением инвестиционных программ упал спрос бизнеса на оборудование, технику, транспорт, а именно эти средства производства чаще всего в последние годы приобретались с помощью лизингового финансирования.
Совокупный портфель лизинговых сделок (платежи к получению) на 1 января 2010 года составил 21,6 млрд рублей против 44,6 млрд рублей годом ранее. Цифры показывают, что в этот период лизинговые компании были сосредоточены в основном на обслуживании текущих сделок: объем полученных лизинговых платежей (14,1 млрд рублей) более чем в два раза превысил объем профинансированных средств (6,5 млрд рублей).
И все это на фоне ухудшения качества обслуживания уже действующего портфеля: клиенты оказались не в состоянии платить по договорам. Реальный уровень просрочки в сегменте оценивается точно так же, как в банковском секторе, в 20 - 25%. Основные усилия менеджмента лизинговых компаний сконцентрировались на работе с дебиторской задолженностью и реализации изъятого за долги имущества. На этом неблагоприятном фоне решение правительства об отмене режима ускоренной амортизации для первой - третьей групп оборудования (изменения в закон 158-ФЗ от 22.07.08 года; в группу входят наиболее востребованные предметы лизинга - легковые автомобили и оборудование сроком до пяти лет) выглядели парадоксально. В результате у лизингодателей выросла база по налогу на прибыль. И ни один чиновник не смог внятно объяснить, для чего это сделано и какой эффект получила экономика.
Жить будем
Безусловно, итоги ренкинга не отражают полной картины рынка: число его участников существенно сократилось по сравнению с 2008 годом, потому что часть компаний не выдержала негативного влияния кризиса. Поскольку лизинг относится к нелицензируемым видам деятельности, достоверно просчитать потери крайне сложно, можно оперировать лишь экспертными оценками. Так, по мнению директора Челябинского филиала компании «Халык-Лизинг» Дмитрия Митронина, на Южном Урале число активных игроков сократилось примерно на 60%: «Либо они превратились в "спящие" компании, доживающие за счет получения лизинговых платежей, либо вообще закрыли офисы».
Андрей Истомин, Дмитрий Митронин, Надежда Ильичева, Вадим Константинов |
Между тем практика прошедших через кризис игроков свидетельствует: о перспективах рынка говорить можно. Новые заявки от клиентов начали поступать уже в первой половине 2009 года, примерно в этот же период перестала появляться новая просроченная задолженность. Этот, пусть и небольшой портфель, сформированный во вторую половину 2009 года, считается по-настоящему качественным: вкладывать деньги в развитие в этот период решались только предприятия, уже прошедшие «дно» кризиса в своем конкретном бизнесе. Именно за счет этого единственный региональный участник ренкинга компания «Эксперт-Лизинг» добилась минимального падения объемов нового бизнеса в 2009 году: «Наличие денежных средств, отличная работа менеджеров и гибкие условия (мы шли на финансирование с авансом в 10%) позволили продемонстрировать такие показатели», - считает ее генеральный директор Екатерина Плинокос.
- Выжили лизинговые компании, которые имели хорошие процедуры работы с проблемными активами и смогли сохранить портфель. Это позволит работать дальше. Сложнее будет тем, для кого проблемные активы - по-прежнему задача номер один, - уверен заместитель генерального директора по Уральскому региону компании «ДельтаЛизинг» Вадим Константинов.
Дискуссия на круглом столе «Уральский рынок лизинга-2009: уроки, тенденции, перспективы», проведенном журналом «Эксперт-Урал» и аналитическим центром «Эксперт-Урал», показала: чтобы закрепить полученные конкурентные преимущества, требуются новые стратегии.
Короткая память кризиса
Еще не так давно стопроцентно работающим рецептом в подобной ситуации мы называли максимальное наращивание портфеля за счет привлечения новых клиентов. «Новые продажи нужны. Но прицел сбит, непонятно, насколько можно доверять клиентам, приходящим с улицы, как проверить их истинную платежеспособность. Никто не хочет повторить опыт компаний, которые не учли кредитные и имущественные риски, и в результате в один прекрасный момент просто не смоги рассчитаться с кредиторами», - ставит проблему Вадим Константинов.
Как вариант снижения рисков многие рассматривают временный отказ от скоринговых моделей оценки бизнеса клиента и переход на «ручные» методы анализа. «Применение скоринга может быть оправдано только в сегменте лизинговых сделок с небольшим объемом платежей, а для реализации средних и крупных инвестиционных проектов необходим комплексный подход к оценке рисков, учитывающий конкретные особенности каждой сделки. Кроме того, в текущих кризисных условиях степень надежности скоринговых моделей в части оценки рисков снизилась, так как они не принимают в расчет многие факторы, негативно влияющие на платежеспособность компаний», - полагает директор Уральского регионального центра «АльянсРегионЛизинг» Татьяна Авдеева. Однако директор Екатеринбургского представительства Carcade Лизинг Евгений Пицик рекомендует коллегам не спешить с выводами, все-таки более адекватной системы, на базе которой можно было развивать бизнес в розничном сегменте, пока нет: «Скоринг - это не только анализ заемщика, но и при правильном построении возможность выявить негативные стороны клиента, то есть своего рода аналог кредитного бюро, позволяющий отсеять недобросовестных клиентов». «Не надо гнаться за клиентами любой ценой, - предостерегает генеральный директор «Ураллизинга» Андрей Истомин. - А мы уже начинаем это делать, и мне это не очень нравится. К сожалению, мы быстро стали забывать уроки, которые получили в кризис: главное - не объемы, а качество портфеля и диверсификация ресурсной базы».
Однако рынок диктует свое. Руководитель Уральского дивизиона группы компаний «Интерлизинг» Ольга Шишкина говорит, что если высокие требования по рискам удержать еще можно, то в «гонке авансов» участвовать, видимо, придется: конкуренция с помощью снижения авансового платежа на рынке уже началась. Жизнь заставит игроков «забыть» об опасности: во втором и третьем кварталах этого года портфель достигнет абсолютного исторического минимума - новых договоров в 2009 году заключено крайне мало. Следовательно, компании получат минимальные объемы лизинговых платежей, которые поступают от клиента. И если не наращивать продажи в большом количестве, встанет под сомнение само существование лизинговой компании.
Но здесь возникает другой вопрос: за счет чего и кого наращивать продажи? Поиск целевой группы клиентов - еще один вызов для лизингового рынка.
Как показывают результаты того же ренкинга, структура рынка лизинга по предметам существенно изменилась. Если в 2008 году более 50% в объеме нового бизнеса занимал грузовой и легковой автотранспорт, а также строительная техника, то в 2009 году наибольший объем сделок был заключен в сегменте легковых автомобилей (30% в общем объеме нового бизнеса). На второе место вышел лизинг зданий и сооружений (18%), но вряд ли это можно назвать тенденцией увеличения потребности в лизинге недвижимости: из всех участников ренкинга только две компании (Альянсрегионлизинг и Тюменская агропромышленная лизинговая компания) заключили крупные сделки в этом сегменте. На третьем месте по объему нового бизнеса оказалась сельхозтехника - 14%. Из 39-ти выделенных в рамках исследования сегментов рынка только два сохранили положительные темпы прироста: оборудование для пищевой промышленности (объем нового бизнеса вырос за год на 68%) и упаковочное оборудование (прирост 20%).
Безусловно, в текущем году останется спрос на специальную технику и оборудование в отраслях, упавших относительно меньше или даже показавших рост: на Урале это нефтегазовый сектор, пищевая промышленность. По-прежнему актуален лизинг автомобилей. Однако компании уже задают себе вопрос: а достаточно ли этих традиционных ниш для возобновления роста? Эксперименты приводят к неожиданным результатам. Например, довольно высокий спрос вкупе с хорошей платежеспособностью демонстрирует сектор ИТ, в частности интернет-провайдеры. Когда разыгрался кризис, люди, потерявшие работу, сели в интернет, клиентская база таких компаний выросла в разы, и они начали развивать бизнес, покупать оборудование, технику. Сегодня эти клиенты, по словам участников рынка, идеально обслуживают договоры.
Участники круглого стола говорят, что пробуют свои силы даже в тех секторах, где видны явные трудности, например, в ЖКХ.
- Проблемы, которые могут возникнуть в финансировании таких клиентов, можно предсказать с достаточно большой долей уверенности, - отмечает начальник отдела лизинговых операций СКБ-банка Андрей Язовских. - Сложности возникают из-за наличия в отрасли значительных административных барьеров, поскольку подавляющее большинство предприятий ЖКХ тесно связаны с муниципалитетами. Кроме того, в некоторых случаях как обязательное условие требуется лицензия на оказание услуг или эксплуатацию предмета лизинга, которой, само собой, лизинговая компания не имеет. Некоторые проекты предполагают в качестве предмета лизинга социально значимые объекты, и в этом случае появляются свои барьеры. На мой взгляд, сектор очень непрост, много сложностей при реализации сделок, но я еще не встречал лизинговых компаний, которые отказались бы от работы с предприятиями ЖКХ, если у них есть явный интерес к получению финансирования.
Без бензина не выедешь
Следующий серьезный вызов - доступ к финансированию. «Деньги - основное сырье для лизинговой отрасли. Нет этого бензина - нет нового бизнеса. С этой точки зрения всегда было и будет тяжелее независимым лизинговым компаниям. Выбор у них невелик. Рынок облигаций, как, впрочем, и международное финансирование, для компаний, относящихся к третьему эшелону, сегодня практически недоступны, коммерческое кредитование свернуто. Остаются два источника: собственные средства, если их удалость аккумулировать, и банковские кредиты», - формулирует Вадим Константинов.
Ликвидность в банковском секторе достаточная, однако банки, как и лизинговые компании, тоже пересматривают систему рисков: никто не хочет повторять докризисных ошибок. Первый заместитель председателя правления СКБ-банка Александр Кудрявцев говорит, что у его учреждения есть опыт финансирования лизинговых сделок по двум схемам: прозрачная сделка под конкретного лизингополучателя и кредитная линия для лизинговой компании в целом. «К сожалению, при работе по второй схеме риск достаточно велик был всегда, а кризис его усугубил. Мы не можем сказать, насколько скоринговые программы лизинговых компаний были качественны и не приведут ли они к новому витку роста дебиторской задолженности».
Вадим Константинов считает, что системная проблема в том, что банки всегда рассматривали лизинговую компанию лишь как набор лизингополучателей, не анализируя процедуры и финансовое состояние лизингодателя. И этот подход надо менять:
- Лизинговые компании работают на заемных деньгах, и у многих есть вполне приличные кредитные истории. Это поможет банкам просчитать риски. Второе, на что может обратить внимание банк, - насколько четко лизинговая компания рассчитывалась в кризис со своими кредиторами. Третий пункт - просроченная задолженность: если лизинговая компания хочет получать финансирование, она должна честно ее продемонстрировать. Наконец, у лизинговой компании есть финансовые показатели: рентабельность, капитал, долговая нагрузка.
Заместитель председателя правления ВУЗ-банка Алексей Мизюлин полагает, что банки будут активнее кредитовать лизинговые компании при наступлении определенных условий: «Это диверсификация портфеля лизинговых компаний, в первую очередь - по отраслям и лимиту лизинговых договоров в пользу одного лизингополучателя. Кроме того, повлияет общее оживление спроса в экономике, что позволит поднять платежеспособность среди лизингополучателей. Как только предприятия начнут работать в прибыль, ситуация в лизинговых компаниях стабилизируется, и это повлияет на отношение к ним банков».
Пока частные банки думают, лизинговые компании используют немногочисленные шансы получить ресурсы через банки государственные. В прошлом году специальная программа финансирования малого бизнеса через лизинг была запущена Сбербанком. Кроме того, Российский банк развития оказывает поддержку предпринимателям с помощью этого инструмента в рамках государственной программы финансовой поддержки МСП. По словам директора департамента финансирования малого и среднего предпринимательства этого банка Олеси Теплоуховой, на лизинговые компании из УрФО открыто шесть лимитов на 552 млн рублей и еще две заявки находятся на рассмотрении. В целом по стране на 2010 год предусмотрено оказание поддержки сегменту через лизинговые компании в размере до 12 млрд рублей. Лидия Набок, директор компании «Пумори-лизинг», получившей такое финансирование, говорит, что критерии отбора для участия в программе вполне приемлемы. Сложность в другом - выбрать предоставленные лимиты не всегда удается: «В программе много жестких ограничений. Например, по ее условиям общий срок поставки предметов лизинга (включая период монтажа и ввода в эксплуатацию) не должен превышать 90 дней с даты первого платежа по договорам поставки (купли-продажи). Но сегодня многие производители, особенно высокотехнологичного оборудования, просто не имеют на складах готовой продукции, на ее изготовление и доставку уходит до 180 дней. И по этой причине мы вынуждены отказывать клиентам в финансировании именно по этой линии».
Впрочем, участники рынка отмечают: РосБР прислушивается к их мнению и постепенно снимает спорные моменты. Лидия Набок уже подготовила обращение к руководству банка с предложением пересмотреть этот пункт условий финансирования.
И, наконец, последний сдерживающий фактор - политика государства. В отличие от большинства других финансовых сегментов, лизинговая отрасль никогда особенно не рассчитывала на помощь со стороны бюджета, не рассчитывает и сейчас. Она просит одного - не мешайте. По мнению Вадима Константинова, все, что нужно от государства этому виду бизнеса, - четкие и понятные правила игры. В их отсутствие, вместо того чтобы заниматься делом, участники рынка вынуждены бороться с самим же государством, рождающим необоснованные и надуманные проблемы, такие как отмена ускоренной амортизации или сложности с возмещением НДС из бюджета. Если лизинговые компании региона сумеют принять все перечисленные вызовы, отрасль, упавшая сильнее других, имеет все шансы начать и более динамичное восстановление.