Фреза со сложной геометрией
Из инструментального производства хорошие перспективы как самостоятельный вид бизнеса имеет изготовление универсального металлорежущего инструмента. Составить достойную конкуренцию иностранным производителям можно, если продолжать научные разработки и точно соблюдать сроки поставок продукции машзаводам.
Машиностроительная корпорация «Уралмаш» (Екатеринбург — Орск) завершает переговоры о приобретении компании «Инстрэл» у ее менеджмента. Эта компания — крупнейший самостоятельный производитель инструмента и оснастки в Свердловской области (наряду с Уральской машиностроительной корпорацией «Пумори-СИЗ», Екатеринбург), один из российских лидеров в изготовлении специнструмента для сложных деталей. Она была создана в 2002 году на базе выделившихся в рамках аутсорсинга инструментальных производств Уралмашзавода (Екатеринбург), «Ижорских заводов» (Колпино) и завода «Нижегородский теплоход» (Бор), производит сварочные электроды, пресс-формы, штампы.
Возвращение «Инстрэла» в состав Уралмаша — знаковое событие: время показало, что машиностроители не готовы расстаться со своими инструментальными производствами и организовать стабильные партнерские отношения с ними как самостоятельными бизнес-единицами. «Металлурги и инструментальщики должны действовать вместе с машиностроителями в рамках единого технологического цикла и начинать работу за два-три месяца до начала механообработки. Но с выделением металлургического и инструментального производств в самостоятельные бизнесы этот цикл нередко нарушался, что угрожало задержками по срокам реализации контрактов», — пояснил логику покупки «Инстрэла» руководитель пресс-службы МК «Уралмаш» Сергей Агеев.
Хромая кооперация
Изготовление инструмента и оснастки всегда входило в полный цикл машиностроительного производства, поэтому в советские времена в структуре создаваемых машзаводов в подавляющем большинстве случаев предусматривались инструментальные цеха или участки. С середины 90-х годов, с наступлением эпохи рыночной экономики, многие предприятия стали выводить собственные инструментальные производства на аутсорсинг как непрофильные активы. Так поступила, например, компания «Мотовилихинские заводы» (Пермь), при этом сохранив в рамках структуры инструментальный участок, обслуживающий оборонное производство, как часть секретной технологии.
С точки зрения идеального функционирования экономики предполагалось, что машзаводам будет выгоднее приобретать инструмент, изготовленный в специализированных компаниях, чем производить самим: он будет дешевле и качественней. Сами инструментальные компании в этом случае могли бы получать заказы не только от головного предприятия, но и от многих других. Отчасти схема заработала. Например, тот же «Инстрэл» в первый год работы примерно на 80% был ориентирован на выполнение заказов Объединенных машиностроительных заводов (в эту группу входили предприятия, чьи инструментальные производства объединил «Инстрэл»). Однако в последнее время эти заказы составляли уже менее половины от общего объема.
Приобретение «Инстрэла» Уралмашем, безусловно, снова снизит объемы заказов «со стороны», зато предоставит предприятию тяжелого машиностроения гарантию стабильных поставок инструмента и оснастки. Хотя были возможны и другие варианты. «Поскольку “Инстрэл” находится на территории Уралмашзавода и инфраструктурно также зависит от него, наверное, можно было наладить сотрудничество таким образом, чтобы эта компания оставалась самостоятельной при условии приоритетности уралмашевских заказов, — считает директор Союза машиностроительных предприятий Свердловской области Андрей Бухмастов. — Но у нас еще очень низкая корпоративная культура. Когда собственники разные, часто случается так, что заводы отдают на кооперацию какие-то комплектующие, а поставщик подводит.
В итоге из-за отсутствия не очень дорогой детали срывается выполнение серьезных заказов».
Вместе с тем было бы неверно утверждать, что тенденция собирания российскими машзаводами некогда отпущенных на вольные хлеба инструментальных производств возобладала. Приобретать универсальный металлорежущий инструмент (стандартные резцы, сверла, фрезы и т.п.) по-прежнему выгоднее на стороне, тем более что предложений на рынке хватает. Но к инструментальному производству относится также изготовление специнструмента, пресс-форм и оснастки. Эта продукция во многих случаях индивидуальна, приспособлена под нужды конкретного машиностроительного предприятия. Избавившись от собственного производства, но не получив вовремя от поставщиков необходимую пресс-форму, завод вынужден задерживать заказы на изготовление конкретных машин. Здесь показателен пример Свердловского завода трансформаторов тока (Екатеринбург). Завод остро нуждалсяв пресс-формах определенного образца, поэтому его руководство обратилось в несколько специализированных компаний, имеющих обрабатывающие центры, на которых можно было их изготовить. Но всюду получило отказ, поскольку объем планируемого заказа оказался меньше технологической нормы запуска, при которой компаниям рентабельно настраивать и включать станок.
В итоге, чтобы не остановить основной конвейер и не быть зависимым от поставщиков, завод был вынужден приобрести собственный обрабатывающий центр для изготовления пресс-форм. Большинство машиностроительных предприятий подобные производства на аутсорсинг не выводят и стремятся сохранить их у себя. То же относится и к изготовлению специнструмента.— Экономика в машиностроении начинает приобретать сервисный характер, оно ориентировано на потребителя. Даже в производстве средств производства сейчас имеется такая же тенденция. Завод не просто выпускает серию каких-то станков или экскаваторов. Изделие должно быть подогнано под требования конкретного заказчика по показателям надежности, производительности, технологичности. Такая возможность теперь есть благодаря появлению быстропереналаживаемого оборудования с широким диапазоном регулирования. В этих условиях очень часто пресс-форма по конфигурации, толщине металла и другим параметрам может оказаться для каждого варианта изделия своя. Поэтому многие предприятия на Западе и у нас возрождают у себя инструментальное производство, прежде всего в части изготовления индивидуальной оснастки, чтобы можно было оперативнее изменить конструкцию выпускаемой машины и удовлетворить требования заказчика, — поясняет Андрей Бухмастов.
В уникальной оснастке нуждаются прежде всего предприятия тяжелого машиностроения, выпускающие крупногабаритные машины и оборудование по индивидуальным проектам, например расположенные в Екатеринбурге Уралмаш, Химмаш и филиал компании «Энергомаш (ЮК) Лимитед». «Для этих трех предприятий можно было бы, наверное, создать какой-то единый центр инструментального производства, поскольку у них немало схожего оборудования. Они уже обсуждали возможности организации, например, единой ремонтной службы, но к общим договоренностям не пришли: у предприятий разные собственники. И это тоже проблема корпоративной культуры», — отмечает Андрей Бухмастов.
Надежда на средних
Для предприятий среднего машиностроения в Свердловской области уже создан некий прототип регионального центра производства некрупногабаритного инструмента и оснастки — на базе УМК «Пумори-СИЗ». Два аналогичных центра на базе выделившихся инструментальных производств машзаводов организованы в Челябинской области. При активизации кооперационных производственных связей такие центры имеют хорошие перспективы развития, в том числе в части улучшения качества продукции. Например, «Пумори-СИЗ» активно сотрудничает в научной сфере с крупнейшим российским производителем твердосплавной продукции Кировградским заводом твердых сплавов (Свердловская область): разрабатывает новые виды твердосплавных элементов для инструмента под новые режимы металлообработки.Но следует иметь в виду, что российских производителей на рынке универсального инструмента в последние годы сильно потеснили иностранные конкуренты. Китайский твердый сплав по качеству существенно уступает кировградскому. Но порой из-за нехватки оборотных средств или просто для изготовления продукции, не требующей высокого качества обработки, машиностроительные предприятия покупают более дешевый китайский инструмент. У европейского инструмента, в частности шведского, качество лучше российского. Технологии в производстве инструмента в Европе за последнее время шагнули далеко вперед: появилось новое металлообрабатывающее оборудование, позволяющее изготавливать режущие инструменты с более сложной геометрией. Существенно модернизирована конструкция инструмента. Так, на днях шведская компания Sandvik начала производство первой фрезы нового поколения для обработки уступов, снижающей стоимость обработки на 25%. На фрезе используются четыре режущие кромки, точность такого инструмента позволяет получить готовое изделие всего за один проход.Есть и еще один фактор, снижающий интерес машзаводов к универсальному металлорежущему инструменту российского производства. Стартовавшая масштабная модернизация в машиностроении, в особенности на крупных предприятиях ОПК (Уралвагонзаводе, Ижмаше), привела к тому, что импортные обрабатывающие центры стали закупаться комплексно, включая программные продукты к ним и оборудование для производства инструмента.Получается, тренды таковы: изготовление оснастки, пресс-форм и специнструмента как самостоятельный вид бизнеса не должно получить широкого распространения и сохранится (либо возродится) в структуре машиностроительных предприятий. Гораздо большие перспективы имеет выпуск универсального металлорежущего инструмента. Среди его потенциальных потребителей — заводы среднего машиностроения, которым в силу небольшого объема собственного производства нерентабельно содержать инструментальные участки. Вместе с тем изготовление универсального инструмента целесообразнее концентрировать в двух-трех региональных центрах в целях организации более надежных кооперационных связей с машзаводами.
Дополнительные материалы:
Баланс не в нашу пользу
Илья Колка |
Сегодня российский рынок инструмента характеризуется устойчивым равновесием между производителями — отечественными, западными и из азиатских стран, рассказывает коммерческий директор Уральской машиностроительной корпорации «Пумори-СИЗ» Илья Колка
— Илья Абович, оправдалась ли стратегия машзаводов, направленная на выделение инструментальных производств в самостоятельный бизнес? Насколько перспективна идея создания региональных центров производства инструментов?
— К вопросу собственного инструментального производства следует подходить с точки зрения разумной целесообразности. Понятно, что не всякое предприятие имеет достаточный инженерно-технический потенциал, обученных специалистов для изготовления сложного и высокоточного инструмента, поэтому в большинстве случаев собственный цех работает преимущественно на внутреннее потребление. Но если качество и количество выпускаемого инструмента удовлетворяет нужды предприятия, более того, если он конкурентоспособен и находит сбыт на стороне, имеет смысл выделить производство в отдельный бизнес. Однако это, как правило, связано с дополнительными затратами, что сказывается на себестоимости продукции. Создание региональных центров производства инструмента в силу многих причин становится весьма перспективным вариантом.
— Какие наиболее крупные российские компании специализируются на выпуске металлорежущего инструмента?
— На внутреннем рынке присутствует ограниченное количество производителей, в большинстве случаев специализированных, таких как УМК «Пумори-СИЗ», Владивостокский инструментальный завод, Кировградский завод твердых сплавов.— Какие проблемы стоят сегодня перед инструментальным производством?
— Кризис машиностроительной отрасли в 90-х годах привел к снижению платежеспособного спроса российского покупателя, кроме того, коснулся и самой инструментальной отрасли, негативно отразился на развитии НИОКР.
Западные бренды быстро завоевали рынок, и сегодня сегмент крупных покупателей полностью в руках импортеров. В последнее время в результате инновационного скачка в ряде азиатских стран на рынке появилось много тайваньской и китайской продукции.
— Какой инструмент наиболее востребован? Способны ли удовлетворить спрос отечественные производители?
— Понятие металлообрабатывающего инструмента достаточно широко. Наиболее востребован металлорежущий (метчики, сверла, фрезы, резцы), вспомогательный (цанговые, фрезерные, сверлильные патроны, расточные системы), а также разнообразный измерительный и шлифовальный инструмент.
Основные критерии при выборе поставщика — качество и цена. В большинстве случаев российские компании проигрывают по обоим показателям, пока они не в силах удовлетворить растущие потребности покупателей. В целом можно говорить, что рынок инструмента характеризуется устойчивым равновесием между отечественными производителями и производителями из развитых стран, а также торговыми фирмами, предлагающими инструмент азиатского производства. Основные зарубежные поставщики: Sandvik (Швеция), Kennametal (США) и Iscar (Израиль). Соотношение импорта по различным товарным группам разное, но в среднем колеблется в пределах 60%.
— Насколько перспективна идея организации совместных или лицензионных производств инструмента? Рассматриваются ли такие проекты на Урале и в Западной Сибири?
— Совместное лицензионное производство открывает доступ к новейшим разработкам и лучшим достижениям в этой отрасли, кроме того, снижает стоимость конечного продукта. Несколько таких проектов сейчас в стадии рассмотрения, но этот процесс достаточно длителен.
— Может ли государство стимулировать развитие инструментального производства в России?
— Производство инструмента — неотъемлемая часть машиностроения. Поэтому, коль скоро государство взяло курс на поддержку отечественного машиностроения, внимание к производителям инструмента вполне логично.
Интервью взял Павел Кобер