Бег от центра
Год 2006 стал для банковской системы России относительно успешным. Большинство тенденций — положительные: увеличение активов, усиление процессов слияний и поглощений, расширение количества банковских подразделений в регионах, ускорение темпов кредитования экономики. Единственный тревожный момент — рост просроченной задолженности по кредитам физическим лицам. Однако, по мнению большинства экспертов, глобального кризиса в связи с этим ждать не стоит.
За ее малый рост
В 2006 году активы уральских банков выросли в среднем на 42%, что примерно совпадает с динамикой активов всей банковской системы России. Отметим, что в целом по стране более высокими темпами растут крупные банки федерального уровня (55%) и дочерние структуры иностранных банков (51%), у Сбербанка, а также средних и малых банков московского региона результаты ниже (38% и 36% соответственно).
Динамика роста крупных (первые 30 участников рейтинга) и средних (с 31 по 60 места) уральских банков примерно одинакова — 43%. А вот малые (61 — 100 места) заметно уступают по этому показателю (28%). Аналогичную картину мы наблюдали и в прошлом году.
Однозначного мнения по поводу перспектив группы малых банков у участников рынка нет. Кирилл Климов, заместитель председателя правления Банка24.ру, убежден, что высокой доходности в этой группе ждать не следует: «В банковском секторе уже выделились наиболее сильные игроки. Они взаимодействуют исключительно между собой, используя “запасных” по мере необходимости. Скорее всего, малые банки будут постепенно продаваться крупным федеральным банкам, входить в структуру холдингов в качестве дочерних предприятий».
Управляющий Екатеринбургским филиалом Международного Московского банка Вадим Черепанов считает, что малые банки
Динамика активов отражает объективный процесс укрупнения банковского бизнеса, который подогревается интеграцией России в мировую экономику, убежден заместитель директора филиала «Екатеринбургский» Импэксбанка Роман Горулев. По его мнению, «небольшие банки имеют три варианта развития. Первый — дорасти до банка федерального уровня, второй — быстро увеличить сеть отделений, кредитные портфели по рознице и малому бизнесу и продать бизнес крупному банку. Третий вариант — уйти с рынка или стать узкоспециализированным финансовым институтом. По какому варианту они пойдут, во многом зависит от наличия сильных акционеров и квалификации
Риски — на контроль
Несколько медленнее, чем активы, росли в 2006 году капиталы региональных банков: средний темп — 35% (впрочем, у 40 банков рейтинга динамика была выше средней). Источники роста — наращивание уставного капитала (у 35 банков), переоценка имущества (у 38) и, конечно, прибыль: 77 банков закончили год с большей прибылью, чем прошлый, убытки отмечены лишь у Нейвабанка из Свердловской области.
Быстрее активов прирастали имущество банков (57%, не в последнюю очередь благодаря его переоценке) и средства на расчетных счетах предприятий (53%). Однако самую высокую динамику попрежнему демонстрирует потребительское кредитование — 81%. Параллельно увеличивается и просроченная задолженность по некоторым видам кредитов, прежде всего беззалоговым. Но опасности системного кризиса наблюдатели пока не усматривают. «Скорее, это проблема отдельно взятых банков. К счастью, нынешняя банковская система научилась грамотно управлять кредитными рисками», — считает Роман Горулев. Не последнюю роль в снижении рисков играет и появление института кредитных историй. По словам Кирилла Климова, в его банке через бюро кредитных историй проверяется до 70% заемщиков, что дает неплохие результаты.
Более низким темпами, по сравнению с активами, росли кредиты предприятиям (32%), индивидуальным предпринимателям (29%), вложения в ценные бумаги (37%), собственные векселя (минус 7%). Срочные вклады физлиц увеличились на 42%, вклады до востребования — на 47%, месячные обороты по средствам в банкоматах — на 42%. В 2006 году, наверное, впервые за последние несколько лет, темпы роста депозитов юридических лиц опережали приток денег на счета вкладчиков. По мнению Кирилла Климова, это связано с повышением качества самой банковской системы, которая сегодня предлагает продукты, вовлекающие деньги предприятий в банковскую сферу: «Например, организации все чаще пользуются зарплатными проектами, а значит, часть денег временно остается на счетах».
Другой источник пополнения ресурсной базы — публичные рынки капитала. Если в 2005 году эмиссию облигационного займа провел один Уральский банк реконструкции и развития, то в 2006м на рынок вышли еще два — Уралвнешторгбанк и «Северная казна». В течение 2007 года аналогичные планы намерены реализовать Челиндбанк, ХантыМансийский банк, СКБбанк. В оценке перспектив этого инструмента эксперты сходятся. Его применение позволяет региональным банкам диверсифицировать структуру пассивов, считает Кирилл Климов, а также способствует повышению корпоративной культуры в банковском секторе, добавляет Вадим Черепанов: «Выход на долговой рынок предполагает, что банк готов к информационной и финансовой открытости. Таким образом, можно сказать, что развитие долгового рынка должно быть напрямую связано с повышением прозрачности финансового сектора региона».
Однако банки рассчитывают увеличить пассивы и за счет традиционных ресурсов. Начальник отдела анализа и оценки рисков банка «Северная казна» Дмитрий Щипанов полагает, что «со временем будут внесены поправки в статью 837 ГК РФ, связанные с определением безотзывных срочных вкладов физлиц. Это позволит формировать долгосрочную ресурсную базу и улучшить ликвидность для всего банковского сектора».
Важным показателем, характеризующим расширение банковского бизнеса, являются и непроцентные расходы. Так, рост расходов на зарплату составил 31% (в 2005м — 26%), на аренду и амортизацию имущества — 46 и 43% соответственно (годом ранее — 31 и 29%). Затраты на рекламу увеличились на 39% (в 2005 году — 43%). Особенно много средств на нее направляют банки Свердловской области: отношение расходов к активам на конец года составило 0,2%, в то время как у челябинских банков — 0,14%, тюменских — 0,06%.
Шаг в сторону
Анализ совокупных финансовых показателей банковской системы свидетельствует о качественном изменении конкурентной среды на территории Урала. Если еще парутройку лет назад самостоятельные банки удерживали лидерство почти по всем позициям, но за 2006 год их доля сократилась во всех сегментах. Во многом это связано с продолжающейся экспансией в регионы крупных банков, прежде всего московских.
В начале 2006 года филиалы в пяти и более субъектах Уральского региона имели 12 иногородних банков. На начало 2007го таких было уже 16. «Количество федеральных банков в регионах будет расти еще в течение двух лет, — прогнозирует Роман Горулев. — Причем это будет происходить за счет не миллионников, а в основном городов с населением от 300 тыс. человек. Там есть спрос на банковские услуги для физических лиц. Это связано как с улучшением благосостояния, так и с формированием модели потребления в кредит».
Параллельно идет процесс сокращения количества самостоятельных банков изза их поглощения крупными игроками. В ответ на этот вызов ведущие кредитные учреждения Урала пытаются удержать долю рынка за счет развития сетей на соседних территориях: за год число филиалов, открытых банками этой группы в других субъектах региона, выросло с 11 до 14 (правда, пока один банк в состоянии охватить сетью максимум четыре субъекта).
Кроме того, серьезные ресурсы направляются региональными банками на создание новых точек обслуживания клиентов на уже занятых рынках: за полтора года только 30ю крупнейшими уральскими банками открыто 260 новых офисов. Лидерами по этому показателю стали Уральский банк реконструкции и развития (54 точки, правда, часть получена в результате присоединения к УБРиРу Свердлсоцбанка), СКБбанк (28), Мечелбанк (27 точек, в том числе и за счет присоединения
Перечисленные тенденции, скорее всего, получат продолжение и в текущем году. По крайней мере, серьезных причин для снижения их динамики пока нет.
Дополнительные материалы:
Прозрачнее и управляемее
стали российские банки, считает директор Уральского регионального центра аудиторской и консалтинговой компании КПМГ Андрей Мартьянов
Андрей Мартьянов |
— За 2006 год соотношение совокупных банковских активов к ВВП увеличилось, по некоторым оценкам, с 45 до 49%. Это — важный показатель развития банковской системы. Вторая тенденция, которая заслуживает внимания, — консолидация активов и на федеральном, и на региональном уровнях, что, конечно, способствует укрупнению банков. Наконец, косвенный показатель того, что банковская система выходит на качественно иной уровень — возросший спрос на консультационные услуги: банки хотят быть прозрачнее, управляемее, они четко понимают, зачем им нужно совершенствовать культуру корпоративного менеджмента. Сегодня многие кредитные организации, в том числе региональные, обращаются с просьбой разработать как стратегию развития в целом, так и отдельных направлений, например розничного кредитования. Банку важно понять, какую конкретную нишу ему стоит занимать на рынке. Создание формальной стратегии и соответствующего бизнесплана становится достаточно востребованной услугой.
— Динамика развития малых банков год от года падает. У этой группы есть перспективы?
— Малые банки способны оперативнее реагировать на потребности клиента, чем крупные. Пока есть это преимущество, они будут жить. Конечно, федеральные банки могут предложить более дешевое финансирование, чем некоторые региональные, однако для клиента иногда важнее сроки, в которые решается его проблема. Тогда определяющим фактором становится не столько цена услуги, сколько гибкость и оперативность.
Безусловно, с развитием технологий роль личностного фактора во взаимоотношениях с клиентами будет уменьшаться. Потребуются крупные инвестиции в банковский бизнес, и позволить их себе смогут только очень мощные структуры. Однако дальнейший сценарий развития сегмента малых банков не обязательно связан с их поглощением. Есть путь создания региональных объединений и ведения бизнеса на паритетных началах с коллегами в регионах. Например, если средние и малые банки объединятся при предоставлении синдицированных кредитов юридическим лицам, это позволит им разделить риски и кредитовать предприятия в более крупных масштабах. Есть вариант создания некоммерческих фондов, учредителями которых стали бы региональные государственные органы, местные банки и предприятия. Такие фонды смогут выступать поручителями по кредитам, выдаваемым банками.
— Рост потребительского кредитования сопровождается увеличением просроченной задолженности. Насколько опасна эта тенденция?
— Темпы роста потребительского кредитования значительны, но рынок еще далек от насыщения. Поэтому банки, несмотря на высокие риски, будут развивать это направление. Пока, судя по официальной отчетности Банка России, особых проблем нет. Правда, если сравнить объем резервов, сформированных на ссуды физическим лицам по стандартам МСФО, то там картина несколько иная. Эта методика учитывает не только текущее состояние портфеля, но и его динамику. По тем данным, которые я вижу в открытом доступе, можно сделать такой вывод: в некоторых банках доля резервов, сформированных по кредитам на потребительские нужды, доходит до 10 — 15%, что близко к критичной отметке. По другим видам продуктов, ипотеке и автокредитам, ставки резервирования ниже, от 1 до 8%. В целом, пока уровень долговой нагрузки населения в России невысок, глобальный кризис экономике не грозит, хотя локальные проблемы у отдельных банков возможны.
— Что тормозит развитие банковской системы?
— Сложности в законодательстве сдерживают появление новых видов продуктов. Например, до сих пор нет закона о секьюритизации (выпуске ценных бумаг, обеспеченных денежными потоками от определенных активов, например банковских кредитов), поэтому такие операции пока совершаются на западных рынках. Я думаю, рынок нуждается и в создании биржевых производных инструментов (деривативов), которые позволяют банкам хеджировать риски и снижать связанные с этим расходы. Улучшение законодательства в этой области будет стимулировать развитие банковской системы.