Привычка, становящаяся вредной
Правительство Курганской области на основании ранее принятого регионального закона выпустило постановление, предоставляющее хозяйствующим субъектам право на получение льготы по налогу на прибыль. Воспользоваться льготой могут местные предприятия, направляющие собственные средства на развитие производства. Льготные ставки установлены в зависимости от категорий налогоплательщиков и доли капвложений, минимальная составляет 13,5% (на 4% ниже общепринятой региональной). Не так давно администрация Зауралья критиковала снижение региональной составляющей налога на прибыль в Тюменской области, Удмуртии (где льгота предоставляется конкретным предприятиям) и Пермском крае. Эта мера ставила курганские предприятия в условия неравной конкуренции. Но критика действия не возымела, пришлось поступать аналогичным образом. Пока федеральная власть «не чешется» со снижением налогового бремени на бизнес, инициативы в регионах — благо, хоть вынужденное, однако безусловное.
Но насколько правомерен в условиях глобализации региональный протекционизм? (А мы относим к нему и описанную меру: она ставит региональных «резидентов» в исключительное положение, стимулирует расширение экспорта). Способен ли он реально двигать экономический рост? Рассмотрев ситуацию в УралоЗападносибирском регионе, мы констатируем: протекционизм жив, более того, его формы мало чем изменились с 90х годов.
Складывается впечатление, что руководители многих субъектов федерации до сих пор исповедуют региональный автаркизм — опору на собственные силы. Эта политика имела большой успех, когда с распадом СССР и разрушением хозяйственных связей между предприятиями каждый регион стремился самостоятельно обеспечить себя всем необходимым. В современных условиях насыщения (иногда перенасыщения) отечественного рынка промышленными товарами и услугами региональная власть попрежнему желает, чтобы трактора, трамваи, нефтесервисное оборудование, комплектующие и т.д. производились в отдельно взятой области, республике или крае. Тогда как в экономике XXI века аутсорсинг — тактика не только отдельных предприятий, но и целых стран: таковы условия эффективности производства в открытой экономической системе. Так что протекционизм в его нынешнем виде, ведя к краткосрочному положительному эффекту, в долгосрочной перспективе может вызвать наркотическую зависимость местных производителей от защитных инъекций, снижение конкурентоспособности, если не гибель предприятий. Какой уж тут рост…
Административные границы субъектов РФ не вправе препятствовать свободной торговле, по крайней мере, в национальном масштабе (после вступления России в ВТО — в мировом). Однако современная экономическая политика не означает полный отказ от протекционистских мер, в том числе и на региональном уровне. Протекционизм станет другим. Он не должен нацеливаться против компаний из других субъектов федерации. Мы за здоровую конкуренцию между хозяйствующими субъектами, но против войны региональных экономик внутри России. Хотите развивать у себя в регионе какуюлибо отрасль? Прекрасно, обеспечьте равный доступ к получению льгот для инорегиональных компаний (в перспективе — и для иностранных). Проводите конкурсы на право размещения госзаказа? Не ограничивайте список конкурсантов только местными предприятиями, возможно, благодаря этому региональный бюджет получит неплохую экономию.
Мы не призываем следовать политике современного протекционизма только потому, что Россия вскоре вступит в ВТО и необходимо будет рано или поздно принять правила этой международной организации (большинство их входят в противоречие с используемыми сегодня формами протекционизма). Сама экономическая логика показывает выгоду отказа от автаркизма и перехода на межрегиональную кооперацию. Для этого нужно одно — региональные элиты и менеджеры компаний должны успеть научиться мыслить хотя бы в общероссийском масштабе, пока нас не поглотил масштаб мировой.