Социостройка
Екатеринбургская городская дума одобрила поправки к положению «Об особенностях регулирования земельных отношений». Теперь застройщики смогут получать участки под социальные объекты (школы, детские сады, спортивные сооружения, парковки, больницы, музеи и т.д.) без аукциона. По задумке властей, подходящие площадки будут выискивать сами девелоперы. Но получат они их только тогда, когда докажут, что цель строительства — некоммерческая, а основная функция объекта — социальная.
— Застройщики, у которых есть деньги, понимают, что, скажем, паркинг будет окупаться неизвестно сколько лет, и попросту в него не вкладываются, — замечают в администрации Екатеринбурга. — А когда земельный участок они получат на льготных условиях, тогда проект может стать выгодным. То же с детскими садами: за счет платы за их услуги окупить садики можно значительно быстрее.
По словам исполнительного директора СРО «Гильдия строителей Урала» Вячеслава Трапезникова, возведенный объект будет находиться в собственности девелопера. Муниципалитет при желании может его выкупить.
Бизнес в целом воспринял поправки положительно.
— Эти нововведения инициированы строительным сообществом, — заявил Вячеслав Трапезников. — Девелоперы обязаны исполнять нормативы: например, я купил 2 гектара земли за 200 млн рублей, хочу построить там 30 тыс. кв. метров жилья. Тогда администрация говорит: мне нужен садик на 100 мест, а он, отдельно стоящий, занимает еще 1,5 га. И заставляет застройщика покупать еще и этот участок. Это же абсурд. Город не должен зарабатывать на продаже площадок под соцобъекты.
Оппозиционные городские депутаты, правда, сразу предположили, что мэрия нашла очередной способ без аукциона выделять участки приближенным компаниям. Мол, категорию полученной земли можно потом легко изменить на жилую.
Такой вариант действительно возможен (в Екатеринбурге некоторые находчивые бизнесмены, например, сумели на участках под индивидуальную застройку возвести многоквартирные дома). Но, на наш взгляд, маловероятен. Во-первых, подобных проектов будет не так много (сейчас у мэрии всего три заявки), а, значит, контролировать их проще. Во-вторых, поменять категорию земли, предназначенной под соцобъект, на жилую — долгий, сложный, а главное, публичный процесс (нужны общественные слушания, решение гордумы). Вряд ли девелопер станет так рисковать.