Холмики вместо дамбы
Сценарий, по которому действует сегодня Банк России, убийствен для банковской системы страны и ее экономики в целом.
Как известно, многие российские банки в последние годы активно привлекали средства западных финансовых институтов. Все вроде бы отлично: деньги длинные, дешевые, у наших банков наконец-то появилась возможность финансировать долгосрочные проекты, прежде всего ипотечные программы. Все бы ничего, если бы не мировой финансовый кризис, который заставил западные банки выводить средства с развивающихся рынков, в том числе из России. Но ведь эти деньги уже вложены в экономику в виде кредитов предприятиям и населению, и их невозможно просто выдернуть одним движением руки!
Что предпринимает Центральный Банк, чтобы помочь российским банкам выполнить свои обязательства и тем самым не допустить кризиса ликвидности? Он начинает кредитовать отечественные банки. Точной информации в открытых источниках нет, но по моей оценке, в начале февраля объем предоставляемых банкам кредитов составлял 30 млрд рублей, сейчас — 60 — 70 млрд рублей. Если так пойдет дальше, то к концу марта мы выйдем на ежедневный объем в 300 млрд рублей.
Последствие этих действий очевидно — резкий всплеск инфляции. Кредитуя банки, ЦБ вливает деньги в экономику и усиливает и без того мощный рост цен. Добавим к этому еще два фактора: первый — огромные социальные выплаты, сделанные в преддверии выборов президента страны, второй — резкий рост цен естественных монополий, который вот-вот произойдет, потому что эти самые выборы президента уже состоялись, а значит, у власти больше нет резона искусственно сдерживать монополистов. Эти факторы и в отдельности опасны, но когда они сработают одновременно, это будет просто катастрофа: мы получим бешеный рост цен уже в ближайшее время.
Да, ЦБ предпринимает какие-то действия для сдерживания темпов инфляции, но они несоизмеримы с масштабом проблемы. Это то же, что при стихийном бедствии на реке насыпать небольшие холмики для спасения пострадавших. Может, при первой волне они еще и помогут кому-то уцелеть, но вторая волна навсегда накроет и холмики, и все находящееся рядом. Поэтому нужно сразу строить дамбу, которая позволит волне пройти мимо. То есть нужны системные, своевременные меры и для поддержки ликвидности банковской системы, и для снижения роста цен. У нас власти все время заявляют, что решить две эти проблемы одновременно невозможно, надо обязательно сделать выбор, принести что-то в жертву, и так далее. Неправда. Есть методы.
Я считаю, что нужно провести взаимозачет долгов, используя средства стабилизационного фонда и золотовалютные резервы. Где сегодня деньги, аккумулированные в стабилизационном фонде? На счетах тех же западных банков, которые успешно разместили их в виде кредитов российским финансовым институтам. Получается, что российские деньги ушли на Запад и вернулись к нам, при этом мы еще и заплатили за эту операцию. В свое время экономисты много критиковали Минфин за такую политику, ну так давайте исправлять ошибку, пока еще не совсем поздно.
Российскому государству нужно снять деньги со счетов, размещенных на Западе, и погасить долги своих банков в тех же самых зарубежных финансовых учреждениях. При этом очевидно, что выкуп долгов должен производиться на добровольных началах: если банк уверен в своих силах и способностях погасить обязательства перед западными кредиторами, пожалуйста. Технически эту операцию сделать не так сложно, основная масса долгов западных банков сконцентрирована в крупных московских учреждениях.
В чем преимущества именно такого сценария? Во-первых, повторюсь, не будет раскручена спираль инфляции, так как никакая дополнительная денежная масса в экономику не впрыскивается, просто меняется структура размещения средств стабилизационного фонда.
Второй несомненный плюс — эффективность использования денежных средств. Почему банки считают менее рискованными целевые кредиты? Почему им спокойнее перевести деньги на счет владельца автосалона, чем выдать клиенту кредит якобы на покупку автомобиля? Потому что они видят, куда именно идут ресурсы. Сейчас, кредитуя банки, государство не может быть уверено, что эти деньги будут использованы по назначению. Выкупив долги у западных организаций, оно сохраняет их целевую функцию. Мало того, эти ресурсы по сути перенаправляются с малодоходных западных рынков в быстрорастущий сектор жилья и недвижимости в России. Такая операция выглядит, может быть, менее рыночно, но более эффективно.
Наконец, эта модель выгодна всем банкам, в том числе региональным. Не надо думать, что наличие обязательств в виде кредитов западных финансовых организаций у десятка ведущих учреждений страны — внутреннее дело отдельных структур. Не дай бог, проблема возникнет у одного-двух. Это сразу приведет к самому страшному кризису — кризису доверия. Потому что все остальные участники тут же закроют друг на друга лимиты межбанковского кредитования. Банки будут стремиться попридержать ресурсы, и перехватить у соседа уже не будет никакой возможности: тот не даст деньги, даже если они у него есть. Рынок межбанковского кредитования встанет, а мы уже проходили это не раз, вспомним последний кризис 2004 года. Если по этой причине хотя бы один небольшой банк не сможет выполнить свои обязательства перед вкладчиками, на рынке неминуемо возникнет паника. Чтобы погасить ее, власти нужны будут уже не миллионы, а триллионы долларов. Какой выход в подобной ситуации в свое время предпринимали чиновники США, Германии, Франции? Вводили банковские каникулы, то есть объявляли мораторий на выплату банками вкладов в течение определенного периода. Кто сказал, что такой сценарий невозможен в России? Вспомните кризис 1998 года, когда правительство фактически разрешило банкам возвращать вклады в рублях по заниженному курсу доллара.
Да, это приведет к социальному взрыву. Но все разговоры о том, что власти не допустят этого и всеми силами будут поддерживать финансовую стабильность, — от лукавого. Выборы-то прошли…