Первый пошел
Организуя на своей базе совместное производство станочного оборудования, Уральский оптико-механический завод (УОМЗ, Екатеринбург) может стать застрельщиком новой тенденции и показать государству способы возрождения отечественного станкомаша.
Уральский оптико-механический завод объявил о планах создания в этом году на своей базе совместного производства современных механообрабатывающих станков. «В настоящее время мы решаем вопрос переноса на Урал производства станков и обрабатывающих центров известного австрийского концерна ЕМКО, — сообщил “Э-У” заместитель генерального директора ФГУП ПО “УОМЗ” Вениамин Элинсон. — Также с нами будет работать немецкая компания Arinstein (она и сегодня является дилером ЕМКО). Скорее всего, будет и еще один партнер — госкорпорация “Ростехнологии”».
По словам Вениамина Элинсона, речь идет не о покупке лицензии, а именно об организации совместного производства: на Урале готовы изготавливать печатные платы и механическую базу для станков. На основании результатов заказанного маркетингового исследования УОМЗ намерен ежегодно выпускать для российского рынка 150 — 200 станков и обрабатывающих центров низкой и средней ценовой категории (от 40 до 250 тыс. евро).
Борьба в эконом-классе
Спрос на механообрабатывающие станки удовлетворяется сегодня за счет импорта. Независимые эксперты оценивают планы УОМЗ как вполне реальные. «Дефицит действительно существует, — рассказал “Э-У” аналитик по машиностроению ИК “Финам” Константин Романов. — Если в 1990 году наша страна занимала второе место в мире по потреблению механообрабатывающего оборудования и третье — по его выпуску, то сегодня Россия, несмотря на экономический рост последних лет, в конце двадцатки производителей. При этом годовая потребность отечественной промышленности составляет 40 — 50 тыс. станков и растет на 15 — 20% (это вызвано износом основных фондов машиностроительных предприятий и острой необходимостью технического перевооружения). Начало собственного изготовления станков в России совместно с западными фирмами позволит создать технику, которая сможет конкурировать с импортной за счет снижения себестоимости и отсутствия таможенных пошлин».
Генеральный директор Уральской машиностроительной корпорации «Пумори-СИЗ» (один из ведущих поставщиков в Россию станков и оборудования мировых компаний, Екатеринбург) Александр Баландин, однако, считает, что станки эконом-класса, которые намерен выпускать УОМЗ, не способны составить конкуренцию заграничному оборудованию, поскольку будут ограничены по количеству функций, точности и скорости выполнения операций. Но если для нужд конкретного производства возможностей таких станков достаточно, их следует использовать.
— Потребность в новом металлообрабатывающем оборудовании удовлетворяется существующим предложением. Кстати, большинство ведущих мировых производителей в своей линейке имеют и эконом-класс. На рынке есть очень хорошие станки стоимостью 55 — 60 тыс. долларов производства Тайваня, Индии и даже США. Стоимость же, указанная УОМЗ в верхней ценовой планке, — это уже цена хорошего токарного или фрезерного обрабатывающего центра японской сборки с расширенными возможностями, полностью готового к работе. Замечу также, что при приобретении оборудования заказчики уделяют все возрастающее внимание к его качеству, сервисному и гарантийному обслуживанию, инжиниринговому обеспечению.
Двадцать лет — не приговор
По оценке «Станкоимпорта» (государственное предприятие, осуществляющее экспортно-импортные операции по металлорежущим станкам и другому оборудованию), ежегодный объем продаж станков в России составляет 1 — 1,5 млрд долларов, при этом доля отечественных — не более 1%. В условиях, когда многие российские машиностроительные предприятия созрели к проведению полномасштабной модернизации производства, рынок продаж станков и обрабатывающих центров имеет долгосрочную перспективу ежегодного значительного роста.
Естественно, государство не заинтересовано сдавать этот рынок иностранным компаниям. В июле прошлого года Минпромэнерго России поддержало инициативу помощника президента РФ Виктора Иванова, направленную на создание нового госконцерна — Объединенной станкостроительной компании, которая могла бы стать «головной организацией в области станкостроения и обеспечения монополии в области импорта и экспорта станков». По мнению Виктора Иванова, она может объединить ВО «Станкоимпорт», ОАО «ВНИИинструмент», ОАО «ВНИИалмаз», ОАО «Микрон». Игроки отрасли предложили добавить к ним ОАО «Ивановский завод тяжелого станкостроения», ОАО «Седин», ОАО «Красный пролетарий» и ЗАО «Техническое бюро станкостроения».
Вопрос создания Объединенной станкостроительной компании пока в стадии рассмотрения. Между тем сегодняшние и потенциальные потребители оборудования от проекта уже не в восторге. Отечественный станкомаш отстал от передовых стран мира на целое поколение (технологии принципиально меняются через 15 — 20 лет), самостоятельно преодолеть это отставание в короткие сроки невозможно. Это значит, что нашим машзаводам будут навязывать устаревшие модели станочного оборудования. Поэтому машиностроители, наоборот, предлагают снять ограничения на ввоз в страну современных станков и обрабатывающих центров (в частности отменить таможенные сборы) и стимулировать модернизацию. «Государство сегодня компенсирует предприятиям часть процентной ставки по банковским кредитам, полученным под исполнение экспортных контрактов. Почему бы не компенсировать аналогичным способом и часть процентных ставок по кредитам, полученным под инновационную модернизацию? Такое предложение мы подали в Союз машиностроителей России и МЭРТ», — заявил «Э-У» генеральный директор Ижмаша Владимир Гродецкий.
Государство скорее всего прибегнет к способу поддержки отечественного станкомаша, схожему с примененным в автопроме.
А именно, к стимулированию создания в России совместных с иностранными компаниями и лицензионных производств. Такой путь уже показывает эффективность на Тайване, в Индии и Турции, куда западноевропейские, японские и американские станкостроительные компании переносят свои линии. В 2007 году губернатор Свердловской области Эдуард Россель предложил мировым лидерам станкостроения из Японии компаниям Okuma Mori и Mazak начать производство станков на Урале. Каждая из них делает шаги на пути открытия производств в России, правда, очень медленно: таков уж менталитет японцев. Уральский оптико-механический завод и австрийский концерн ЕМКО идут в русле обозначенной тенденции.