Теплоснабжение должно быть таким, чтобы люди о нас забыли
Повышение надежности и качества теплоснабжения — процесс непростой и небыстрый, но в 2013 году Свердловский филиал ОАО «ТГК-9» сделал несколько важных шагов в этом плане. Во-первых, вышел на необходимый системе объем перекладки тепловых сетей. Во-вторых, принял участие в разработке новой схемы теплоснабжения — стратегического документа на ближайшие десятилетия. О подробностях мы поговорили с директором компании Владимиром Бусоргиным.— Владимир Алексеевич, судя по анонсированным ранее планам, 2013 год должен был стать для вашей компании рекордным по объему перекладки тепловых сетей. Получилось?
— Да, по итогам года мы переложим 21,6 км — это чуть больше 5% от всей сети, по расчетам, именно столько нужно каждый год для преодоления тенденции старения. На самом деле, объемы начали расти раньше, а сейчас достигли максимального значения: в 2009-м мы переложили чуть больше 4 км, в 2010-м — 8,3, в 2011 году — уже 18 км, в 2012-м — 20,3 км. Это связано с тем, что компания стала участником пилотного проекта по RAB-регулированию — акционеры за три года вложили в развитие инфраструктуры 3 млрд рублей, получив от государства гарантии, что возврат будет заложен внутри тарифа. Вообще, самое главное — это ведь не объемы перекладки, а результат, который они дают. За три года нам удалось остановить рост аварийности тепловых сетей и переломить ситуацию, добившись снижения. За отопительный период 2012/2013 выявлено в три раза меньше повреждений, чем за 2010/2011 — это большой шаг вперед. Раньше, когда повреждения выявлялись каждый день, ремонтные бригады дома не бывали, работали круглосуточно. Сейчас, к счастью, такого нет.
— А технологическое развитие теплосетевого хозяйства происходит?
— На некоторых участках обычные магистральные трубопроводы мы меняем на трубы с ППУ изоляцией. Дело в том, что 99% фиксируемых повреждений связано не с внутренней, а с внешней коррозией. Труба может пролежать очень долго, если вокруг нее не будет влаги, внешних воздействий. Но у нас не так. Плохая работа ливневой канализации приводит к тому, что лотки используются как дренажные каналы, заиливаются, и в таких условиях лежат трубопроводы. ППУ-изоляция защищает металл от внешней коррозии за счет наружного полиэтиленового «чулка», плотности и прочности которого достаточно, чтобы полностью защитить трубу от воздействия внешних факторов. Такие трубы дороже обычных примерно на 30%, поэтому использовать их повсеместно пока нереально. В текущей ситуации мы стремимся найти оптимальные решения для каждого случая. Еще в плане технологического развития жители Екатеринбурга, наверное, заметили, что в этом году было только четыре опрессовки. Для сравнения, в 2011-м — девять, а в 2012-м — семь. В следующем будет две-три. Мы купили несколько машин для диагностики трубопроводов, опрессовываем их отдельными участками, не останавливая теплоснабжение. В Европе, кстати, делают всего две опрессовки — перед отопительным сезоном и после. Стараемся выйти на этот уровень.
— В конце октября на общественных слушаниях был одобрен проект новой схемы теплоснабжения Екатеринбурга. Это огромный документ, разобраться в котором обывателю, пожалуй, невозможно. Что даст его реализация?
— Главное — он предусматривает переход с открытой схемы теплоснабжения на закрытую. Горячая вода, которая течет из вашего крана сегодня, сначала проходит 21 км от Среднеуральской ГРЭС, потом по разводящим сетям внутри города более 30 километров. Она же попадает в батареи. Такая схема неэффективна, характеризуется большим количеством потерь и низким качеством воды — исторически она была организована в Екатеринбурге исключительно из-за дешевизны. При закрытой схеме вода будет нагреваться в индивидуальных тепловых пунктах (ИТП) в каждом доме, что решает все перечисленные проблемы. Плюс к этому в новой схеме теплоснабжения рассмотрены проблемы локальных зон, даны технические предложения по развитию источников, тепловых сетей, в соответствии с прогнозом развития города, планируемых застроек и т.д. Но реализация схемы требует огромных ресурсов, только на установку ИТП — 14 млрд рублей.
— А источники финансирования определены?
— На данный момент — нет. Только нам с этим, конечно, не справиться. Вероятно, для установки ИТП будут использоваться энергосервисные контракты, каждый собственник жилья выступит в роли инвестора, а вернет свои вложения за счет пониженного тарифа. Это не такие большие деньги, как может показаться. Вопрос финансирования других проектов пока в подвешенном состоянии. Объем задач по схеме теплоснабжения таков, что если не будет единого штаба, единой компании, то не будет и результата. Мы считаем, что для перехода с одной схемы на другую необходимо на базе всех компаний, задействованных в процессе теплоснабжения, создать предприятие с единой технической политикой. Идея получила поддержку, но пока остается на словах. Ее продвижение зависит во многом от инициативы городских и областных властей.
— Если отойти от технических моментов, какую главную задачу вы ставите перед собой?
— Сделать теплоснабжение таким, чтобы люди о нас забыли. В квартирах горожан должно быть комфортно и тепло, в их кранах всегда должна быть горячая вода хорошего качества и все. В Сыктывкаре на уровне местного законодательства есть требование, которое мне очень нравится, — через 20 секунд после открытия крана вода должна быть горячей. Что делают энергетики внутри дома, снаружи, на источнике теплоснабжения, неважно. Конечно, завтра все идеально не будет, но мы прикладываем для этого максимум усилий.