05.07.2018

20 лет кризису 1998 года: стоит ли ждать повторения дефолтов?

В начале этой недели финансовые аналитики вступили в очередную дискуссию: возможно ли повторения глобального кризиса 1997-1998 годов. Поводом для споров послужило исследование Bank of America. Его эксперты увидели параллели между текущей ситуацией на рынках и их состоянием в преддверии экономического кризиса 20-летней давности.

Главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик связывает риски реализации кризиса с тенденциями протекционизма в мировой экономике. По мнению эксперта, это действительно может привести к замедлению темпов роста мировой экономики. Кроме того, есть элементы перегретости некоторых сегментов финансовых рынков, прежде всего это американский фондовый рынок, который в последние годы демонстрирует рекордные показатели.

«В то же время в целом мировая экономика чувствует себя сейчас лучше, чем несколько лет назад. Это отчасти связано со стабилизацией ситуации в ключевых развивающихся рынках» — считает эксперт.. Тем не менее, риски в сегменте развивающихся рынков остаются. Кроме того, на некоторых рынках о обостряются проблемы, связанные с повышением ставки ФРС США. «В 1997 году был азиатский кризис, в 1998-ом — российский, и это были, скорее региональные кризисы» — обращает внимание эксперт. « Это были кризисы, связанные с макроэкономическими дисбалансами и проблемой задолженности, особенно в случае России, где во многом это можно ассоциировать с бюджетным кризисом. В случае с Азиейбыли проблемы, связанные с регулированием обменного курса и платежного баланса. Но долг тоже играл определенную роль.

По мнению Ярослава Лисволика а глобальным нужно считать скорее кризис 2008 — 2009 годов, но сейчас, наверно, не следует говорить о том, что этот сценарий повторится один в один: «Все-таки проблема задолженности, которая была детонатором кризиса 2008 года, несколько изменилась, но она сохраняется, и во многом это происходит в развитых странах, таких как США, где уровень задолженности к ВВП приближается к 100%».

В то же время проблема долга есть,   и она   усиливается на некоторых развивающихся рынках, таких как Китай. Поэтому сейчас важно ответить на вопрос  — какую роль фактор задолженности будет играть в новых обострениях состояния мировой экономики?

Эксперт компании  "Финам" Сергей Дроздов  полагает, что   с выводами авторов исследование Bank of America согласиться можно: «Они писали о десятилетних циклах, и в этом они абсолютно правы. Можно добавить, что обычно к концу экономического цикла очень бурно растет сырье, в том числе и нефть, что мы сейчас и наблюдаем.

Некоторые аналитики прогнозируют рост цены на нефть до 85 долларов за баррель по марке Brent. Сергей Дроздов считает  что до конца этого года  — начала следующего она может повыситься и до 90 долларов, а то и до 100 дотянуть, но это будет спекулятивный фактор.

 По мнению эксперта рост цены на нефть говорит о том, что на фоне перекупленности рынков деньги ищут новые идеи. Аналогичная ситуация была в 2008 году, когда американские и европейские площадки рушились, нефть объявили недооцененной, безопасным активом и на этом фоне ее разогнали до 149 долларов.. Есть и еще один элемент  в пользу прогноза аналитиков BofA: ввсокий уровень корпоративного  долга  американских компаний, которые тоже могут стать триггером кризиса, Но по мнению Дроздова, вряд ли это произойдет в этом году. "Есть мнение на рынке, что динамика повышения процентных ставок ФРС может замедлиться в связи с тем, что служба изначально взяла высокую планку. Однако ставка еще не так высока (1,75-2% — ред.), чтобы начался какой-то масштабный кризис, она хотя бы до 3% должна дойти", — считает эксперт. Анализируя все этим факторы, финансовые аналитики предостерегают от искушения назвать российский рынок "тихой гаванью". "Если глобальный кризис произойдет, мы как развивающийся рынок можем падать даже быстрее", — считает  Сергей Дроздов .