Как пережить «черный понедельник-2020»
Во вторник российский фондовый рынок открылся снижением по валютному индексу (РТС) на 15%, по рублевому (индекс Мосбиржи) — на 8%. «Разница — за счет падения курса доллара на 72 рубля», — объясняет финансовый аналитик Виталий Калугин.
Сорвало задвижку
В ночь на 9 марта цена нефти марки Brent упала более чем на 30%, курс доллара на рынке Forex вырос до 75 рублей, евро до 85 рублей. Такова реакция рынка на отсутствие договоренности стран ОПЕК+ по новому сокращению добычи. Участники картеля даже не смогли договориться о сохранении действующих договоренностей. С 1 апреля 2020 года страны не будут ограничены в объемах добычи. В условиях сокращения спроса из-за распространения коронавируса эта новость вылилась в шок.
Заметим, что российский рынок и без того начал проседать в конце февраля: «До начала февраля динамика индексов Московской биржи и S&P500 практически совпадали, — говорит финансовый эксперт Виктор Немихин. — В начале февраля индекс Мосбиржи практически стоял на месте, тогда как S&P500 рос. С 20 февраля началось падение, которое в S&P500 от максимума до минимума составило 16%, а в индексе Мосбиржи — 13,5%».
В понедельник курс рубля упал до четырехлетнего минимума. Российский регулятор не стал затягивать с мерами экстренного реагирования. Во-первых, ЦБ приостановил покупки валюты на 30 дней. Во-вторых, с 10 марта начаты «упреждающие» продажи иностранной валюты в связи с падением цен на нефть ниже отсечки по бюджетному правилу. В-третьих, лимит по операциям «валютный своп» по предоставлению долларов США увеличен с 3 до 5 млрд долларов.
20 марта совет директоров ЦБ будет принимать решение о значении ключевой ставки, в связи с этим многие сейчас проводят аналогии с 2014 годом, когда ЦБ поднял индикатор почти в два раза. Вероятность повышения есть и сейчас, но большинство экспертов полагает, что это будет один шаг, то есть 0,25 базисных пункта.
— Хотелось бы надеяться, что сегодня мы увидели «дно» года. Я лично не верю в доллар сильно выше 75 рублей. Наши акции из просто очень дорогих станут нормальными по цене. Даже нефть по 25 долларов не должна толкать их сильно ниже. А как известно, наш фондовый рынок — это, по сути, большая акция на нефть, — считает Виталий Калугин.
— Боюсь, это не конец истории, — рассуждает Виктор Немихин. — У нас есть, конечно, шанс на V-образный сценарий, если мы в ближайшее время увидим скоординированные действия регуляторов, а возможно, и представителей ОПЕК+. В противном случае существует вероятность пойти по сценарию 2008 года: снижение потребления, падение ВВП, замедление экономики, рецессии во многих странах, банкротства предприятий. В этом случае нужно готовиться к снижению фондовых рынков еще на 25 — 35%.
— Риск реализации сценария мировой рецессии стал безусловно выше, — полагает портфельный управляющий QBF Денис Иконников. — В феврале МВФ уже понизил прогноз по темпам роста ВВП Китая в 2020 году на 40 базисных пунктов до 5,4%. С высокой долей вероятности это повлечет пересмотр темпов роста мировой экономики в текущем году в сторону снижения до 3% и даже ниже. В качестве экстренных мер для поддержки экономик центробанки продолжили смягчение монетарной политики. ФРС США понизила базовую процентную ставку сразу на 50 базисных пунктов, и, вероятно, опустит ее на столько же до конца первого полугодия текущего года. Однако подобные действия способны лишь замедлить дальнейшее падение рынков: оно может продолжиться до момента, когда ежедневное число новых выздоровевших будет превышать число новых зараженных. Если смотреть на разворачивание инфекции в Китае, то это произойдет лишь через месяц-полтора.
Купил и держи
Россия вместе с миром пережила не один кризис, и почти всегда в эпицентре была банковская система, поскольку следствием паники неизменно становился отток пассивов. Сейчас, во-первых, есть довольно существенные гарантии АСВ, во-вторых, в последние два года значительная часть населения перевела сбережения в инструменты фондового рынка. И эти инвесторы, пожалуй, впервые с момента разворота вектора столкнулись с ситуацией падения индексов на рынке акций и спада в долговом сегменте. Эксперты рассказывают, какой стратегии управления инвестициями лучше придерживаться неискушенным инвесторам.
Виктор Немихин:
— Нужно трезво оценить, какой горизонт инвестиций у ваших денег. После кризиса 2008 года индекс S&P500 вышел на докризисные уровни через пять лет. Сейчас он на 90% выше тех значений. Время — ваш союзник. Плохо, если его у вас нет. Уоррен Баффет сказал: «Нужно покупать не акции, а бизнесы». Проанализируйте состав своего портфеля. Все ли бизнесы выживут, если наступят плохие времена? Если есть сомнения — безжалостно избавляйтесь. Проверьте, достаточно ли диверсифицирован ваш портфель. Примите просадку портфеля как плату за повышенную доходность. Будьте психологически готовы, что в какой-то момент времени ваш портфель будет стоить на 50% дешевле того, за сколько вы его купили. Не пытайтесь спекулировать. Вы не сможете угадать, куда пойдет рынок. Активные действия, особенно попытка отыграться, приводят к потере капитала, иногда полной. Не пытайтесь ловить «падающие ножи». То, что сейчас кажется дешевым, завтра может оказаться существенно дешевле. Помните: кризисы дают уникальные шансы купить качественные активы по смешным ценам. Но большинство этим шансом не могут воспользоваться потому, что на дне кризиса у них, как правило, нет денег.
Отдельный совет владельцам облигаций: посмотрите срок их погашения и оцените, готовы вы его дождаться. В период турбулентности рынков длинные облигации могут существенно падать в цене и терять ликвидность. Но если эмитент качественный, и вы готовы ждать погашения, вам не о чем беспокоиться.
Важно не принимать решений, основываясь на новостях из телевизора, радио, интернета. Информационный шум приводит к эмоциональным решениям. Эмоциональные решения приводят к убыткам.
Никаких маржинальных позиций. Даже если хочется зашортить — воздержитесь. При текущей волатильности рынка вы рискуете не успеть закрыть свой шорт.
Виталий Калугин:
— Если купили без «плеча», то есть только «на свои», то не все так плохо. На долгосрочном горизонте акции растут. Если купили облигации, то надо смотреть, кто эмитент. Частные инвесторы обычно приходят последними, чтобы скупить на вершинах рынка у тех, кто купил сильно заранее. Фиксировать убыток смысла теперь уже не вижу. Хотя у самых неосторожных он уже составляет 12 — 15%. Помните, что налоговый кодекс позволяет потом заcчитывать убытки по прошлым периодам.
Самое последнее, что должен делать частный инвестор — следить за новостями. Купили портфель? Держите. Попытки активного управления чаще всего приводят к убыткам. Поэтому сейчас стратегия на фондовом рынке может быть только одна — buy&hold.
Тревожные кнопки
Как показывает практика, в ситуациях сильных колебаний рынков возникает масса предложений большого заработка. На что обратить внимание частным инвесторам, чтобы не стать жертвой мошенников?
Виктор Немихин:
— И в обычной ситуации мошенников предостаточно. В интернете масса вариантов: криптовалютные фонды, гениальные частные управляющие, гуру, обещающие научить зарабатывать на рынке по 30% в месяц, эксклюзивные торговые рекомендации, уникальные высокодоходные продукты, инвестиции во всякие небиржевые истории: заводы по производству соли, виноградники, землю и т. п. И грешат этим, к сожалению, не только мошенники, но и вполне респектабельные финансовые институты. Я знаю единственный способ от этого защититься — критическое мышление. Помните, все хотят получить ваши деньги. Прежде чем их отдать, досконально разберитесь, кому вы их отдаете и за счет чего образуется доходность. Помните — доходность без риска не бывает. Если кто-то говорит, что знает, как зарабатывать 40% годовых без риска, то он либо вам врет, либо сам не знает, где у него риск. Разберитесь, в чем ваш риск. А еще нужно помнить, что эти предложения вам делают специально обученные люди, имеющие за плечами не один тренинг по продажам и коммуникациям с клиентами, умеющие работать с возражениями и имеющие вполне определенную мотивацию, которая, скорее всего, выражается в проценте от привлеченных от вас денег. Чтобы не поддаться на их уговоры, требуется определенная психологическая подготовка.
Виталий Калугин:
— Частным инвесторам нужно осторожно относиться к ситуациям, когда им предлагают доходности, в разы превышающие доходность госбумаг. Далее: когда доходности гарантируются, помните — гарантируются только купоны по госбумагам. Остальное никто гарантировать не может. Остерегайтесь предложений, когда не упоминаются риск и его размеры, когда деньги надо перечислять в адрес организаций, не имеющих лицензии ЦБ, либо вообще не российским резидентам. Наконец, еще одна тревожная кнопка — в рекламе педалируются прошлые доходности. Прошлые результаты никогда не гарантируют будущих.