19.06.2019

Ирина Хакамада: «Мир становится турбулентным. Чтобы быть успешным, вы должны двигаться вместе с хаосом, вы — сами хаос

Ирина Хакамада: «Мир становится турбулентным. Чтобы быть успешным, вы должны двигаться вместе с хаосом, вы — сами хаос

Мировая экономика и политика находятся в состоянии турбулентности. А в такое время нужно придерживаться нестандартных правил жизни и управления, считает Ирина Хакамада. Сейчас лидер — это счастливый человек с бесконечными изменениями. Чтобы слиться с хаосом, нужно не бояться рисковать, постоянно общаться с разными людьми и развивать интуицию

О том, как строить успешную карьеру менеджера, написано множество книг. Но в последнее время проверенные рецепты почему-то не работают. В ходе форума Аlfa Business Forum. «Soft Skills успешного предпринимателя» в Екатеринбурге кандидат экономических наук, доцент, бизнес-тренер. Ирина Хакамада представила свою версию теории лидерства. Многие тезисы небесспорны, да и сам автор концепции не претендует на стопроцентную истину: «Я считаю все на свете субъективно, особенно в сегодняшнем мире, надо собирать все знания, забирать весь опыт и потом из этого строить свой собственный храм, в котором будет хорошо, красиво и интересно».

— В современном мире многие стремятся стать лидерами. Но если посмотреть на статистику, все непросто. Для этого достаточно попытаться ответить на один вопрос — почему в топ-100 ведущих топ-менеджеров мира не входит ни один русский менеджер? На мой взгляд, для этого нужно разобраться с такими важными в области управления понятиями, как риск и ответственность. Как правило, ответственность берет на себя собственник, а менеджер отвечает только за свои функции в рамках своих компетенций. В российской практике менеджер любого уровня при любом форс-мажоре бежит к вышестоящему начальнику и ждет указаний. А лидер — это не просто лучший среди равных. Лидер — это тот, кто прежде всего готов нести материальную, не абстрактную духовную ответственность. В чем тогда проблема?

Не будь терпилой

Я думаю, что одна из причин — наше отношение к компетенциям. Лидерство очень часто понимают как часть так называемых компетенций: иначе говоря, я должен выучить предмет, и в ходе учебы мне объяснят, как это делается, потом я это все выполню и стану лидером. Но это не так. На практике оказывается, что нужно скорректировать свою собственную личность для того, чтобы замотивировать ее на другие цели и на другие поступки. Возможно? Я считаю возможно. Для того чтобы стать лидером, нужно иметь несколько представлений о том, как создается этот институт. Прежде всего это психологическое лидерство.

Я делю людей на три категории. Первые — «терпилы». Такой человек сидит на неудобном стуле в неудобной комнате. И он уже вроде бы готов выйти из этой комнаты, но его останавливает мысль: у других стул тоже плохой, а у некоторых стол еще более неудобный, но живут же люди. С чего я буду выпендриваться? То есть «терпила» живет ценностями социума, он не хочет выделяться, ориентируется на всех, а когда ему некомфортно, он это все затаптывает в себя, потому что по критериям социума вроде все неплохо. Такой человек терпит всю жизнь, счастья никакого. А в любом бизнесе, даже если вы продаете спички или делаете хлеб, очень важно быть счастливым. Только счастливый менеджер сделает продукт красивый, как будто делает для себя. Несчастливый человек будет всегда делать не то. Поэтому главное — не быть «терпилой».

Второй тип людей — это другая крайность: стул неудобный, стол тоже, комната противная, надо взять топор и все порушить, в итоге щепки вокруг, и больше ничего. Никакой ответственности. Чистая эмоция.

И наконец третий тип людей. Неудобный стул? Тихо переделываем стул, да так, что никто даже не замечает, но человек медленно, спокойно, незаметно добивается того, что ему становится удобно сидеть. Потом он точно так же переделывает и комнату и — вот оно счастье. Он создал храм, в котором ему хорошо, зарабатывает деньги и создает продукт, который делает его счастливым. Проходит какое-то количество лет, и этакому человеку снова нужно поменять комнату, что он и делает. И именно такие люди становятся лучшими менеджерами. Кстати, в США на лидерские позиции не берут людей с успешным бэкграундом, компании нужен не просто успешный человек, а тот, кто умеет сам справляться с кризисами.

Выход за рамки себя

Но при этом важно учесть еще один важный момент. Как только вы появляетесь в бизнесе и вступаете в отношения с другими людьми, вместо вашего субъективного «я» появляется целый институт. Любой институт это и есть тот инструмент, которым управляется все общественное. Политические институты решают разные политические проблемы, и люди, вступающие в отношения, например, в судебной или парламентской системе, вступают в отношения для достижения определенных целей. То же самое касается и института лидерства в бизнесе. Вы вступаете в отношения с другими людьми, чтобы заработать деньги, и при этом постепенно двигать этот процесс так, чтобы вам было интересно. По большому счету вы выходите за рамки самого себя и начинаете в этом случае нести ответственность уже не только за себя, но и за всех людей вокруг вас. Это очень важная вещь, потому что чаще всего в любой корпорации сидит человек, который говорит — я несу ответственность за свой узкий участок, я все сделал правильно и то, что они проиграли, — не моя проблема. При таком подходе вы не добьетесь успеха. Весь смысл лидера в том, что он, входя на самой низкой должности в корпорацию, способен видеть ее целиком и представлять, как будет она двигаться в том числе благодаря его усилиям. Мышление лидера более объемное, более системное, в этом случае менеджер эффективен даже в своей узкой специализации. И раз мы вступаем в отношения с другими людьми, наш институт лидерства начинает уже зависеть от того, в какой среде мы реализуем свои качества. И вот здесь следует опираться на научный подход. Я предлагаю рассмотреть несколько составляющих, характеризующих современное состояние мира.

Революция каждый день

Как я сказала, обществом управляют институты. Турбулентность возникает тогда, когда есть непредсказуемость и полный бардак, то есть когда институты еще недозрели до рынка. Бывает и по-другому: институты есть, они очень прогрессивные и крутые, но они только начинают создаваться, как раз отвечая адекватным запросам рынка и экономики, но они еще до конца не сформировались. И в этом случае опять идет очень жесткое несоответствие требованиям прогресса и попыткам управлять этим прогрессом. Такого рода турбулентность когда-нибудь кончается и наступает статика. Статика характеризуется развитием, адекватностью: рынок идет, институты зрелые, никто никому не мешает и все прекрасно работает, простые линейные связи функционируют, есть прирост экономики, который считается, прогнозируется, еще это называется стабильный рост, это и есть статика. В некоторых странах после хорошо поставленной работы институтов происходит прорыв, институты начинают обгонять рынок, они чувствуют будущее, ориентируются на будущее, и рынок их догоняет. Тогда возникает динамическая система.

К группе турбулентных я отношу страны постсоветского государства и часть латино-американских стран, Ближнего Востока. Статика — это вся Северная Европа — Швейцария, Норвегия и так далее. К динамическим относятся все среднеазиатские тигры — Сингапур, Китай и, конечно, Америка как главная динамическая страна. Нравится нам или не нравится, но в США скорость структуры экономики и управления, несмотря на все текущие трудности, одинакова, а азиатские страны, несмотря на весь динамизм, пока копируют то, что придумано в США.

Но если посмотреть в целом, то сегодня весь мир стал турбулентным. Институты не справляются. И прежде всего не справляется финансовый институт. Как этот институт не пытаются урегулировать, различные пирамиды — ипотечные, кредитные — взрываются, то есть частный капитал перебивает все усилия, и рано или поздно наступает кризис то 2008-го, то 2014 года. Сейчас, например, угроза исходит от криптовалют. Второй не справляющийся институт со своими задачи — политический. Мы видим конфликты, войны: ничего не получается, чтобы убрать это из повестки дня и наконец заняться здоровьем, кормлением, экологией человечества. Все это очень противоречиво, поэтому появляется гипотеза о том, что скоро политические институты вообще исчезнут, лет через 20 — 30, и их заменят сетевые институты людей, объединенных добровольно .

Почему институты рушатся? Первая причина — это, конечно, развитие информационных технологий. Они перестали носить характер технологического прогресса, который периодически превращается в революцию. Теперь эта революция происходит уже не каждый день, а каждую минуту, она бесконечна. Остановить ее невозможно, идет оцифровывание всего на свете, и это взрывает все. И последствия будут совершенно непредсказуемые. Кто останется на улице, кто будет безработным? Чем закончится создание искусственного интеллекта? Как будет жить молодежь? Ответов на эти вопросы нет. Еще одна причина — наличие на планете совершенно непредсказуемого игрока — Китая. Он огромный и мощный, там совершенно другая политическая система. Менталитет, основанный на конфуцианстве, позволяет китайцу вообще не думать ни о каких привычных нам моральных принципах. Когда вы ведете переговоры с китайцами, вы не понимаете, что с вами происходит, найти общие точки опоры невозможно. И этот непредсказуемый игрок расшатывает все. Мы видим это на примере конфликта между Китаем и Америкой, который ударяет по всему миру.

Лидер — это не просто лучший среди равных. Лидер — это тот, кто прежде всего готов нести материальную, не абстрактную духовную ответственность

Ну и третья причина — конкуренция между нефтяными странами и ненефтяными. Все самые прогрессивные страны не имеют ресурсов, и делают все, чтобы их постепенно заменить. Пока это не так заметно, но накапливание происходит. Еще двадцать-тридцать лет и будет какой-то взрыв. После этого огромное количество ресурсных стран, если они вовремя не придут в себя и не начнут создавать экономику идей, окажутся за бортом.

Все это мы должны учитывать, если хотим создать институт лидерства в масштабах страны. У нас очень разная ситуация — одни наши национальные институты еще недозрели, они отстают страшно, от того, что на самом деле хочет рынок, бизнес, народ, другие — перезрели. Именно поэтому мы находимся в состоянии двойной непредсказуемости. Мы сильно зависим от остального мира, в частности конъюнктуры цен, и при этом еще и зависим от своих национальных решений — то новый налог, то новые и постоянно меняющиеся правила и так далее. У нас, к сожалению, забывают одно очень важное правило: хотите, чтобы бизнес приносил багаж, десять лет ничего не трогайте и не меняйте, только тогда и стартапы реализуются и средний бизнес устаканится.

Правила хаоса

Как вести себя в этой турбулентности? Мы живем в условиях нового порядка, где линейные зависимости исчезают. Система усложняется, все факторы текут в разные стороны, доминирующих нет. Чтобы в такой системе быть лидером, нужно придерживаться нескольких правил. Главное правило — быть органичным, быть частью тренда. Если идут изменения, а вы встаете как скала и говорите, а у меня все хорошо, тренд вас сметает. Каждый раз вы думаете, что это слишком рискованно, страшно, я в следующий раз попробую. А следующего раза может и не быть. То есть нужно учиться рисковать, риски снизить нельзя, поэтому вы должны двигаться вместе с хаосом, вы сами хаос.

Второе правило, которое применяется в том в случае, если вы совсем не понимаете, что делать. Вы должны все время наблюдать за тем, что происходит вокруг вас не только на конкретной территории, но и во всем мире, только так вы можете почувствовать новый порядок, Не случайно в Силиконовой долине сейчас обучают правилам ведения бизнеса в условиях хаоса.

Учитесь коммуникации, общению. Это сейчас очень важно, я например, на своих курсах часто даю задание познакомиться с человеком не в корпорации, не на конференции, не в фитнес-клубе. Из этого получаются очень интересные истории.

Иногда у вас каждый день все меняется, и хочется закрыть дверь, погасить свет, встать с топором и сказать — не пущу сюда, извини. А они все равно открывают двери, ломятся во все щели. Поэтому еще одно качество, которое необходимо в турбулентной среде лидеру — это стрессоустойчивость.

Очень важное качество —интуиция. Интуиция — это решение, которое приходит в голову, и это решение часто не связано абсолютно ни с вашим опытом, ни с логикой, ни с образованием. Это инсайд, который идет из подсознания, развивайте ее.

Итак, в турбулентное время нужно познать самого себя, не бояться себя скорректировать и постоянно мотивировать счастье, а счастлив человек, только когда он движется. Нужно все время наблюдать за трендом, стать частью этого тренда, не боясь его, стать таким же спокойно изменчивым. Для вас это естественный процесс, и после этого вы действительно сможете стать человеком, который не только сам себя сделал, а который наконец смог соединить свое счастье успехом. Большинство людей разделяют счастье и успех. Но в турбулентное время лидер — это счастливый человек с бесконечными изменениями.

Материалы по теме

УрФУ попал на вершину престижного мирового рейтинга

Кого ждут на свердловском рынке труда

Давай вместе

Управляя временем: как построить бизнес с помощью тайм-менеджмента