23.10.2014

Экомодерн

Экомодерн

Со следующего года в России начинает действовать новая модель  надзора за предприятиями в области охраны окружающей среды. Бизнес будут стимулировать  снижать воздействие на природу через реконструкцию производства

В начале октября в Братске прошло очередное заседание Межведомственного совета по переходу на принципы наилучших доступных технологий (НДТ), на котором был одобрен порядок разработки информационно-технических справочников НДТ.
Масштабные изменения в ФЗ «Об охране окружающей среды» были приняты летом. О том, какое влияние это окажет на промышленность и как с наименьшими потерями и рисками обеспечить переход на новую модель, шла речь на круглом столе «Реформа законодательства в области промышленной экологии», организованном аналитическим центром «Эксперт-Урал».

Новые  инструменты природоохранной политики предполагается вводить постепенно. В 2015 — 2018 годах предприятия поставят на учет и подготовят справочники НДТ, в 2019 — 2022 годах предполагается создать межведомственные комиссии для рассмотрения программ повышения экологической эффективности и начать выдавать комплексные экологические решения 300 отобранным компаниям и только после 2020 года на этот режим переводятся все остальные. 

О том, какой эффект будет иметь эта модель  для промышленности и экономики в целом, мы разговариваем с главным экологом  ТМК, членом комитета по экологии и природопользованию РСПП Ириной Колдаевой.

— Ирина Леонидовна,  как вы оцениваете изменение экологического государственного регулирования? 

— Безусловно, вступивший в силу федеральный закон № 219 во многом меняет правовое поле: процедуры, правила и требования при ведении предприятиями природоохранной деятельности. И это закономерный процесс, поскольку аналогичные подходы закреплены в законодательстве стран ЕС, наших партнеров по Таможенному союзу – Республик Беларусь и  Казахстан. Выходу этого закона предшествовала большая работа по гармонизации законодательства нашей страны с законодательством Европейского союза. Существенный вклад в формирование норм этого НПА,  внесли эксперты общественных и неправительственных организаций, бизнес сообществ.

На мой взгляд, мы имеем относительно сбалансированный закон, который отражает интересы бизнеса,  государства и общественности. Я не могу сказать, что он полностью удовлетворил промышленность. Конечно, его реализация увеличит финансовую нагрузку на предприятия, есть проблемы  с реальностью сроков выполнения новых требований законодательства. Взять хотя бы такую локальную задачу, как оснащение источников выбросов автоматическими  средствами измерения и передачи информации. Требование вступает в силу с 1 января 2018 года. Учитывая, что, например, на среднем металлургическом предприятии таких источников несколько сотен, это потребует серьезных  инвестиций. В России такие приборы почти не производят, а зарубежные стоят дорого, по нашим оценкам затраты на оснащение одного источника — около 300  тыс. евро. Открытым остается и вопрос, готовы ли производители такого оборудования обеспечить потребителей при тотальном переходе предприятий I-Категории на автоматизированный контроль нормируемых показателей.

Но так, уж случилось, что мы осуществляем свою деятельность в период перемен и нам предстоит подготовиться к новым условиям и требованиям.

— Какие риски и трудности переходного периода вы видите?  

— В развитии закона предстоит разработать и принять около 20 подзаконных актов. Этими документами будут определены в частности: критерии отнесения предприятий  к категориям, перечень контролируемых автоматическими средствами измерения  загрязняющих веществ, порядок утверждения технологических показателей  НДТ и выдаче комплексных разрешений и т.д.

 И бизнес во избежание финансовых рисков, возникновения административных барьеров, выступает за то, чтобы правоприменение новой системы нормирования и внедрения НДТ осуществлялось после того, как будет сформирован и разработан весь пакет документов, определяющий порядок, правила, конкретные меры и механизмы реализации такой системы. 

А одна из первоочередных задач — разработка и внедрение отечественных стандартов наилучших доступных технологий, опирающихся на справочники НДТ Евросоюза и учитывающих особенности российской экономики.  В ЕС на данный момент зарегистрировано 35 таких справочников. И они не охватывают все технологии производства продукции, которые есть в РФ.

Конечно, справочники должны основываться на современных достижениях науки и техники и содержать технологии экономически и технически доступные для применения на отечественных предприятиях. 

В настоящее время в Ростехрегулировании создан Технический комитет № 113 по стандартизации. Он займется разработкой отраслевых справочников НДТ. И предприятиям сейчас придется в эту работу активно включаться.

— Какой эффект может дать в будущем переход на новые принципы?

— Нужно рассматривать применение принципов НДТ с точки зрения и экологии, и стимулов для решения задач модернизации отечественного производства, внедрения инновационных технологий, решения социальных задач и повышения конкурентоспособности. Приведу пример такого подхода на одном из предприятий ТМК — Северском трубном заводе. Он является одним из старейших на Урале. Масштабное техперевооружение основных мощностей завода мы реализуем с 2002 года. Можно сказать, что завод выстраивается заново. Строительство комплекса ДСП велось поэтапно в условиях действующего завода и производство стали не прекращалось. Сначала был построен современный металлургический комплекс по производству стали с заменой «грязных» мартеновских печей на электросталеплавильные. Сейчас заканчивается реконструкция трубопрокатного производства, где  будет установлен стан, который позволит увеличить производительность и качество выпускаемых труб. Внедрение передовых природоохранных технологий обеспечит очистку технологических стоков до «нулевого сброса».

При выборе технологий мы ориентировались на справочники BREF, сравнивали предлагаемые решения с теми, что применяются на заводах в Германии. В итоге наш проект полностью отвечает современным требованиям повышения энергетической и экологической эффективности промобъектов РФ, а также соответствует уровню мировых НДТ, а по ряду показателей их превосходит.

— Добавим конкретики. Какие решения вы внедрили и какой эффект они дали?

— Мы внедрили решения по утилизации пыли известкового цеха и пыли газоочистки, построили девять замкнутых водяных циклов, благодаря чему коэффициент внутреннего оборота воды достиг 97%,  установили современное газоочистное оборудование (выброс пыли не более 7 мг на кубометр, что жестче Европейских норм). Так как завод находится в непосредственной близости от города потребовалось провести существенные шумозащитные мероприятия.

В итоге валовые выбросы предприятия на реконструированных  объектах снижены на 43%. Учитывая, что завод был одним из основных источников загрязнения воздуха города Полевского, это очень важно для оздоровления атмосферы. Объем потребления питьевой воды снижен на 10%, используемой для технужд — на 35% , на 30% уменьшен объём сброса сточных вод.

При реконструкции сталеплавильного производства, реализован комплекс мероприятий, направленных на обеспечение социальной эффективности. И вот некоторые результаты: на 3% увеличилось количество работников с высшим и среднеспециальным образованием; на 293 рабочих местах улучшены условия труда, на 6% увеличилось количество молодых специалистов. Таким образом, техническое перевооружение на основе наилучших мировых технологий позволило получить ТМК и Северскому трубному заводу комплексный эффект: экономический, экологический и социальный. Как мы понимаем, именно к этому и подталкивает сейчас новое законодательство. 

Материалы по теме

Чисто модернизация

ТМК становится ключевым поставщиком всего сортамента стальных бурильных труб

Спектакль на заводе

Прочь из усталых городов

Фарс-мажор

Мусорный ветер, дым из трубы