19.12.2023

Алексей Маслов: с Китаем надо работать быстрее и профессиональнее

Алексей Маслов: с Китаем надо работать быстрее и профессиональнее

Бизнесу нужно выводить на качественно иной уровень экспертизу при взаимодействии с Китаем, считает директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов.

2023 год можно назвать прорывным в части развития отношений России и Китая. Но для того, чтобы оценить их перспективы, необходимо постоянно изучать процессы, которые происходят на экономическом и политическом ландшафте этой страны. В этом убеждён директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов. Свои аргументы известный востоковед изложил на конференции «Российские регионы в фокусе перемен», которая недавно прошла в Екатеринбурге*. «Эксперт- Урал» приводит ключевые тезисы.   

Первый вызов — замедление экономики Китая. Это структурное замедление, и его не стоит рассматривать как временное явление или ошибку. 

Китайские дисбалансы

В Китае идет серьезное падение ВВП и все надежды, которые были в 2021 году, что Китай продолжит расти, не оправдались. В данном случае сошелся целый ряд факторов. Все они формировались десятилетиями, но сейчас их проявление ускорилось. В основе модели развития Китая была концепция вывода на крупные европейские и американские рынки китайских технологий, таких компаний, как «Huawei», «ZTI», «Lenovo», «Xiaomi» и так далее. Но из-за ограничений и санкций этого не произошло.  

Другая часть проблем связана с уменьшением инвестиций в Китай со стороны крупных международных инвесторов. В количественном выражении инвестиционный поток даже растет, но сейчас приходят компании с маленькими объемами инвестиций. А Китай к этому не привык.

Третий вызов — большое количество дисбалансов на рынке труда. Это связано с фактором стареющего населения. Очень большое давление оказывает падение рождаемости в Китае. К тому же сейчас в Китае сформировался объем задолженности центрального бюджета перед регионами в части выплаты пенсий и социальных пособий. А китайский народ за последние сорок лет привык богатеть. Сейчас же на фоне снижения потенциала роста богатства населения внутри страны появляется ряд проблем. 

И при этом, что интересно, Китай все равно остаётся довольно богатой страной. Средняя заработная плата здесь заметно опережает все другие страны Азии. И это снижает возможность Китая в части привлечения иностранных предприятий на свою территорию. Многие международные компании переместили свое производства из Китая во Вьетнам или Индию. Этот факт нам стоит учитывать при обсуждении планов размещения производства в Китае. Это очень важный момент, потому что чаще всего у наших производителей присутствуют запоздалые оценки уровня развития Китая.

Даже сам Китай переместил ряд производств в другие страны с дешевой рабочей силой — от Африки и Латинской Америки до Вьетнама и Лаоса. Но Россия в этой части не рассматривается в качестве приоритета.

Китай предвидел проблемы на рынке труда и сделал два шага в хеджирование этих рисков. Во-первых, Китай начал повышать качество рабочей силы. Проще говоря, теперь не требуется больше людей, просто они должны более качественно работать. С этой целью в Китае перестроены университетские программы по подготовке кадров. Они исключили многие пустые и ненужные курсы. Второй шаг — повышение роли технологий. Серьёзный акцент сделан на сотрудничестве науки с индустриальными партнерами. Китайские академии наук работают в жесткой связке с крупнейшими корпорациями, а это означает, что их продукция сразу идет на рынок, они не работают «в стол».

Еще один фактор торможения экономики связан с тем, что Китаю не удалось раскрутить розничные продажи, то есть активизировать свой внутренний рынок. А именно это спасало всегда Китай в периоды спада. Сейчас же китайцы стали больше накапливать на счетах и меньше тратить. А тут еще и подоспел крах рынка недвижимости, рухнули две крупнейшие строительные китайские компании.

Поговорим на китайском

Как видим, в Китае сейчас происходит много изменений, иногда позитивных, иногда негативных. Но наша проблема в том, что, мы не умеем быстро отслеживать эти изменения, быстро ими пользоваться и извлекать прибыль.  

Китайский рынок очень емкий, но он очень сильно мигрирует в онлайн. В этой стране активно развивается электронная коммерция. Дистанционно в Китае продается все — от краски для волос до нефти. А многие российские компании первым делом пытаются найти торговых партнёров в Китае. Но такая стратегия была актуальна пять-шесть лет назад. Сегодня единственное правильное решение — это вывод российской продукции на китайские электронные платформы через создание своего представительства в Китае или выход на платформы с помощью посредников. Теперь главная задача заключается не в том, чтобы найти одного или нескольких дистрибуторов российской продукции, а в том, чтобы правильно подать продукцию, используя технологии электронной коммерции и возможности социальных сетей. Так делает подавляющее большинство японских, австралийских и новозеландских компаний. А российские компании не владеют информацией, как эта модель работает.  

Чтобы быстрее найти ответы на такие вопросы, необходимо повышать уровень экспертного обеспечения. У нас он очень низкий, к сожалению. В России не сложилось серьезных лоббистских структур, ассоциаций, которые бы работали с Китаем. Поэтому большинство российских компаний пытаются выйти напрямую, на этом пути они набивают шишки и теряют время.

Наука взаимодействия

При этом, конечно, для Китая Россия является важным политическим партнером. И Китай никогда не отойдет от России, потому что один на один оставаться с США — это вернуться в русло американской модели развития. Но у Китая есть вопросы к устойчивости экономической модели России. Поэтому Китай часто задает вопрос: «а возможен ли западный разворот России в какой-то момент?» Для Китая важна долгосрочность таких взаимоотношений.  

В этой связи понятие «разворота на Восток» было крайне неудачным именно как понятие, а не как политика. Потому что оно звучит для китайской стороны довольно обидно. Китай здесь является неким вторичным субъектом российского разворота.   

Иными словами, основная наша проблема по работе с Китаем — это время упущенных возможностей. А происходит это по одной простой причине. У нас большое количество людей, которые не очень умеют работать с этой страной. Конечно, постепенно эти проблемы будут решены, но, к сожалению, в ближайший год – полтора, я думаю, что мы набьем очень много шишек. Поэтому, чем раньше российские компании из российских регионов начнут создавать подразделения специалистов по работе с Китаем, тем быстрее эти проблемы решатся.

* Конференция организована Институтом экономики и управления Уральского федерального университета, Уральским федеральным университетом, АЦ «Эксперт» и журналом «Эксперт-Урал».

 

 Фото : архив «Эксперт-Урал»

Материалы по теме

Главная проблема промстроя — не санкции

Быстрый разумом

На Белоярской АЭС — новый генеральный директор

Коротко

На Белоярской АЭС начался этап энергетического пуска БН-800

Реактор на быстрых нейтронах Белоярской АЭС дал первый ток