Чем больше наказаний разных — тем наша жизнь разнообразней

Новый проект кодекса об административных нарушениях

Новый проект кодекса об административных нарушениях

Внесенный в Государственную думу тремя депутатами-юристами проект Федерального закона № 703192-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Общая часть)» не хочется даже иронически называть «рукотворным» 

Это похоже на соревнование законотворцев по «глубине закручивания гаек» в целях усиления административного и уголовного давления на граждан. Наверняка прав в своих оценках состояния российской государственности кинорежиссер Александр Сокуров, в недавнем интервью на телеканале «Дождь» он заявил: «Сталинизм никуда не ушел. У власти граждане России вовсе не граждане — а подданные».

Если так, то подданным авторитарного государства нужно перекрывать конституционный кран их прав и свобод уже с малолетства. Для этого проектом предполагается в исключительных случаях привлекать к административной ответственности 14-летних детей, а не граждан, достигших 16-летнего возраста, как сейчас. Но эта исключительная стыдливость законотворческих авторитетов не может замаскировать задумку авторов — максимально повысить статус Кодекса об административной ответственности до статуса Уголовного кодекса и даже где-то превзойти его по грандиозности задач и суровости норм. При этом депутаты, видимо искренне, полагают, что их творение должно обеспечить выполнение задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства (статья 1.1. законопроекта). До этого большинство россиян наивно полагали, что задача обороны страны решается наличием боеспособных дисциплинированных вооруженных сил, а государственную безопасность обеспечивают законопослушные и любящие нашу Родину и народ, в ней проживающий, сотрудники федеральной службы безопасности.

Помимо заимствования из Уголовного кодекса 14-летнего возраста привлечения к ответственности, авторы проекта предлагают добавить к существующим административным наказаниям и такие наказания, как исправительные работы. Введенное в Административный кодекс летом 2013 года после протестных выступлений молодежи («спортивных фанатов») новое административное наказание в виде запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований предлагается «переформатировать» в норму, практически тождественную норме, содержащейся в ст. 53 Уголовного кодекса Российской Федерации — об уголовном наказании в виде ограничения свободы, включив в эту норму новые виды административного наказания: запрета авиадебоширам пользоваться услугами авиаперевозчиков, запрета на участие сильно «несогласных» в митингах, собраниях, демонстрациях, шествиях и просто коллективных прогулках по городским тротуарам компаниями единомышленников.

Летом 2014 года произошло вообще знаковое для современного российского уголовного и административного законотворчества событие. В Кодекс РФ об административных правонарушениях была введена норма «оказание финансовой поддержки терроризму» (ст. 15.271), а в Уголовный кодекс РФ одновременно с этим была введена аналогичная норма — содействие террористической деятельности (новая редакция ч. 3 и ч. 4, ст. 2051). Поясню, почему это событие стоит упоминания.

Уголовную норму, устанавливающую признаки состава уголовного деяния и ответственность физических лиц за это правонарушение, которое отнесено к категории особо тяжких уголовных преступлений, внесли в Административный кодекс под видом административного проступка юридического лица.
 
Таким образом «явочным» путем идея г-на Бастрыкина А.И. (руководителя Следственного комитета РФ) о введении института уголовной ответственности юридических лиц, которого пока нет по российскому уголовному праву, — по факту реализуется. Этот и другие примеры подтверждают версию специалистов об изготовлении нового Кодекса об административных правонарушениях путем скрещивания норм, регулирующих уголовные и административные правоотношения.

По виду и содержанию результат такого скрещивания действительно очень похож на моток колючей проволоки. 
   
Хотите еще «колючих примеров»? Привожу:

Частью 3 ст. 33 действующего Административного кодекса допускается назначение основного и одного дополнительного административного наказания, а проектом (ч. 3 ст. 4.3) предлагается возможность «довешивать» к основному уже два дополнительных. Статьей 3.10 проекта вводится административная ответственность индивидуальных предпринимателей, кроме того, вводится новый вид административного наказания — ликвидация юридического лица.

Однако особенно настораживает желание депутатов ужесточить административное законодательство путем принятия норм, искусственно увеличивающих возможности привлечения все большего «объема подданных» за совершение правонарушений, в том числе повторных (рецидивов).

Так, давность привлечения к административной ответственности по общим основаниям предлагается увеличить с трех месяцев до одного года, а срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административной ответственности (см. п. 5.14 проекта), планируется увеличить с одного года до трех лет за свершение грубого административного правонарушения и в два раза — до двух лет — за значительное правонарушение. Даже за совершение малозначительных административных правонарушений устанавливается годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административной ответственности.

Таким образом, все большая часть «подданных» государства должна, по задумке инициаторов проекта, получить статус лиц, подвергнутых различным административным наказаниям, либо находится в ожидании «присвоения» этого статуса. Будет ли от этого государство сильнее, а народ, в нем проживающий, — счастливее? Большой вопрос. 

Материалы по теме

Пять субъектов Большого Урала ввели налоговые льготы для предпринимателей, три — готовятся

Минэкономразвития РФ одобрило разработанную в УрФУ программу для предпринимателей

Более 28 000 автомобилей было передано компанией ВТБ Лизинг в 2017 году

Райффайзенбанк: предприниматели Екатеринбурга пока не восстановили обороты до докризисного уровня

Фокус на бизнес с повышенной ответственностью: в Москве наградят молодых предпринимателей