Уральский консалтинг нацелился на рост

Как трансформируется уральский рынок аудита и консалтинга

Как трансформируется уральский рынок аудита и консалтинга
Коллаж Дмитрия Макурина

Несмотря на барьеры, аудиторско-консалтинговые группы региона находят новые ниши и возможности для развития

По данным исследования АЦ «Эксперт», суммарный объем выручки аудиторско-консал­тинговых организаций за 2023 год увеличился на 41%. Это лучший показатель за последние два года. Однако основной вклад в динамику внесли консалтинговые практики. Совокупная выручка от аудиторских услуг, заработанная участниками рейтинга в 2023 году, составила 21% от общего дохода. И это — самый низкий показатель доли аудита за последние пять волн исследования.

С чем это связано и каковы возможные решения? Ответ на этот вопрос попытались найти участники круглого стола «Уральский рынок аудита и консалтинга: фокус трансформации», организованного в Екатеринбурге журналом «Эксперт-Урал» и АЦ «Эксперт».

Аудит под прессингом

Государство в последние годы реализовало жесткий вариант реформы аудиторской отрасли (см. «Аудитор ставит персональный вопрос», Э-У №6 от 26.05.2024 г.).

К тому же были изменены критерии для бизнеса в части обязательного подтверждения отчетности. Из перечня таких организаций исключены предприятия с выручкой до 800 млн рублей в год и стоимостью активов до 400 млн рублей. Отчетность также не нужно подтверждать малым акционерным обществам, за исключением публичных.

Однако, как уверяют участники рынка, у них резкого сужения клиентской базы не произошло. Запрос на аудиторские услуги есть. Во-первых, российские игроки среднего масштаба получили часть клиентов западных аудиторско-консалтинговых групп, так называемой «Большой четверки». Во-вторых, из-за ужесточения требований регулятора с рынка ушли совсем мелкие фирмы. И наконец, не снижается спрос на инициативный аудит.

Ключевым ограничением этой отрасли все участники дискуссии называют дефицит кадров.

На рынке труда сегодня в целом жесткая ситуация, что вызвано демографическими факторами. И этот общий для всей экономики вызов в аудиторско-консалтинговой отрасли усугубляет набор специфичных внутренних барьеров. Отрасль практически не получает новой крови. Молодежь и так не идет в профессию, а те, кто все-таки выбирает такую карьеру, сталкиваются со сложностью входа: нужно сдать специальный экзамен на получение аттестата аудитора. 

По мнению заместителя генерального директора по аудиту ГК «Налоги и финансовое право» Вячеслава Кочеткова, экзамен очень сложен, и его нужно упростить: «Мы часто поднимаем вопрос изменения методологии, но Единая аттестационная комиссия, наоборот, все время повышает требования. К сожалению, эта проблема, на мой взгляд, не решится в ближайшие несколько лет».

Процедура сдачи экзамена еще и довольно затратная, а все расходы несет аудиторская компания. По мнению Вячеслава Кочеткова, эту практику нужно менять: «На мой взгляд, оплату экзамена должна брать на себя саморегулируемая организация (СРО), а также обеспечить обучение для всех заинтересованных лиц после проведения конкурсной процедуры, потому что и компании, и СРО, и мы заинтересованы в новых кадрах для отрасли».

Партнер Аудиторско-консалтинговой группы «Капитал» Ольга Екимовских соглашается с постановкой проблемы: «Мы сейчас испытываем критическую нехватку высококвалифицированных специалистов. Поэтому молодых специалистов воспитываем сами, проводим стажировки, привлекаем практикантов. И это большая нагрузка, причем не только финансовая, но и организационная и административная. Эти затраты не окупаются рыночной ставкой стоимости аудиторских услуг. Выдержать такую нагрузку могут только компании, у которых есть диверсификация. Мы развиваем такие направления, как аутсорсинг бухгалтерского и управленческого учета, налоговый консалтинг».

«Причем конкурировать за специалистов нам приходится с реальным сектором, где зарплаты достаточно высокие», — добавляет управляющий партнер группы компаний «ВнешЭконом­Аудит» Светлана Киселева.

Время консалтинга

В этой ситуации драйверами становятся консалтинговые практики. В частности, в число традиционных лидеров на уральском рынке входит налоговый консалтинг.

Генеральный директор ГК «Налоги и финансовое право» Аркадий Брызгалин находит этому следующее объяснение: «Перед бизнесом по-прежнему остро стоят вопросы, связанные с налоговой безопасностью. Мы видим, что налоговые риски довольно высоки.

 Федеральная налоговая служба расширяет свою компетенцию. ФНС отказалась от выездного контроля, тем не менее, налоговые органы применяют другие способы воздействия на предприятия. Поэтому вопросы выявления налоговых рисков для бизнеса актуальны. Обеспечить без­опасность могут и консультанты».

По наблюдениям Аркадия Брызгалина, в последняя время со стороны бизнеса появился еще и запрос на выявление налоговых резервов: «Компании интенсивно ищут способы экономии и возможности развития. Государство ввело много мер поддержки. Наши клиенты часто задают вопросы о возможностях их применения, раньше таких запросов было гораздо меньше». 

Предстоящая налоговая реформа также создаст новый всплеск спроса, поскольку налоговая нагрузка на малый бизнес существенно вырастет.

 По словам Ольги Екимовских, в ее компании за последние четыре года основным драйвером стал бухгалтерский аутсорсинг, постановка управленческого учета, финансовый консалтинг: «Бизнес оценил эффективность управления компанией на основе анализа цифр. Жесткое налоговое регулирование не дает возможности не платить налоги. Термин «оптимизация» уступил место «планированию налоговой нагрузки». Собственники бизнеса стремятся глубоко понимать экономику предприятия, разбираться в финансах, а для этого нужны консультанты».

Аудиторско-консалтинговые группы Урала компетенции в области консультационных услуг нарабатывали по-разному. Некоторые выбрали узкие ниши и смогли в них себя зарекомендовать. Например, генеральный директор компании «Инвест-аудит» Егор Чурин вывел свою компанию в число лидеров в части сопровождения процедур банкротства: «Консалтинговая практика складывается из сферы интересов конкретных специалистов. Например, мы в компании поставили на высокий уровень выдачу экспертных заключений по причинам банкротства. Многие значимые процедуры в регионе проходят экспертизу с нашим участием».  

По мнению Егора Чурина, по-прежнему востребованы также оценочные услуги.

 Многие идут по пути освоения новых направлений. Компания «Счетовод», например, изначально специализировалась на бухгалтерском и налоговом консалтинге. Но в современных условиях на одном направлении сложно развиваться, к такому выводу пришла директор компании «Счетовод» Юлия Мазеина: «Нужна диверсификация услуг. Поэтому мы сейчас формируем консалтинг полного цикла. В частности, одна из компаний группы получила аккредитацию на оказание услуг в сфере ИТ-консалтинга. Есть запрос со стороны бизнеса на помощь в решении кадрового вопроса — подбор персонала, его аттестация, подтверждение квалификации и так далее».

 Начавшаяся структурная перестройка экономики создала основу для развития новых направлений. В частности, по словам генерального директора ГК «Партнерство Маминой» Ирины Маминой, появился спрос на сопровождение всей цепочки гособоронзаказа: «Предприятиям нужна постановка раздельного учета, подготовка расчетно-калькуляционных материалов, написание локальных актов, подготовка отчетности по ГОЗ».

По мнению директора по развитию ГК «АВУАР» Максима Левченко, стабильным остается спрос на сопровождение сделок слияний и поглощений. Этот тренд получил развитие на фоне ухода с российского рынка западных компаний и до сих пор продолжается: «В прошлом году Авуар сопровождал несколько таких крупных сделок».  

 При этом сам рынок консалтинга за последние два года сильно изменился. По мнению управляющего по анализу банковских и финансовых рынков ПСБ Дмитрия Грицкевича, после ухода «Большой четверки» на рынке нет явных лидеров, и это открывает для консалтинговых компаний пространство для роста: «Небольшие компании будут предлагать новые форматы и сервисы под обновленные запросы бизнеса. Крупные же игроки будут стремиться перестроиться на более гибкие рельсы. Рынок консалтинга будет расти вместе с экономикой. Ключевой фокус сейчас на конкретную ценность, которую консультанты могут дать клиенту. Компании хотят получить быстрый и прикладной результат в стремительно меняю­щихся внешних условиях. В частности, востребованы проекты с уже реализованными ранее успешными идеями. Большой спрос на повышение эффективности бизнеса при высоком дефиците кадров, с которым столкнулись практически все российские компании».   

Аудит — это сфера влюбленных в свою профессию 

Выстоять в жестких условиях аудиторской деятельности средним региональным компаниям помогают компетенции в оказании консалтинговых услуг, считает управляющий партнер Группы компаний «ВнешЭкономАудит» Светлана Киселева

— Рынок аудита уже не первый год переживает время больших перемен. После введения санкций с рынка ушла «Большая четверка», которая исторически обслуживала крупный российский бизнес. Часть их клиентов перешла к средним регио­нальным компаниям. В прошлом году под давлением законодательства начался отток с рынка мелких аудиторских компаний. И мы опять же получили их клиентскую базу. Поэтому проблем со спросом у нас нет.

Серьезным барьером роста для всего рынка аудита является недостаток кадров. Решаем мы эту проблему своими силами: сотрудничаем с профильными институтами, переучиваем главных бухгалтеров, повышаем производительность сотрудников за счет внедрения автоматизированных технологий.

 При этом приходится выдерживать еще и жесткий прессинг со стороны надзора: внешние проверки аудиторской деятельности очень серьезные, отнимают много сил и времени, а штрафные санкции в случае выявления нарушений значительные. По­этому, на мой взгляд, аудитом сейчас занимаются только люди, влюбленные в свою профессию.

Основой доход аудиторско-консалтинговых компаний формируется за счет консалтинговых практик. В этих услугах потребность растет под влиянием постоянно меняющихся условий в законодательстве и экономике. В частности, сейчас активно развиваются предприятия, выполняющие гособоронзаказ. Законодательство в этой сфере сложное, требований к таким предприятиям много, штрафные санкции большие. Поэтому эти компании обращаются к нам за помощью в постановке раздельного учета, в составлении различных расчетов и калькуляций. 

 Дефицит кадров сегодня испытывают все сектора экономики. Притока новых специалистов из-за демографической ситуации нет, поэтому бизнесу приходится работать с теми кадрами, которые есть. Но их компетенции нужно развивать. В этой связи возникает запрос на услуги, связанные с повышением квалификации бухгалтеров, их оценкой и аттестацией, а также с сопровождением учетных бизнес-процессов. 

 Также от предпринимателей поступают запросы на решения, связанные с повышением эффективности бизнеса. Путей много, в том числе и за счет выстраивания и регламентации системы внутреннего контроля, снижения потерь от хищения и корпоративного мошенничества. Производственным компаниям мы помогаем более эффективно использовать запасы. С этой целью мы проводим инвентаризации и ревизии, оцениваем состояние складского учета и т.п. 

  Много вопросов сейчас поступает также от клиентов в связи с предстоящей налоговой реформой. Предпринимателям нужна помощь в оценке влияния изменений законодательства на их бизнес, в поиске налоговых резервов. Поэтому налоговое прогнозирование в ближайшее время будет также востребовано.   

 

Рынок аудита ждет консолидация

Недостаток кадров и возможностей подтолкнет небольшие аудиторские компании к слиянию под крыло крупных игроков, считает директор по развитию ГК «АВУАР» Максим Левченко

— Российский рынок аудита стал более зарегулированным и менее емким, это исключительно российская тенденция. Например, 20 лет назад объем нашего рынка был сопоставим с китайским и составлял примерно 1% к ВВП страны. Китай сегодня сохранил эти показатели, а в России доля снизилась до 0,3%. Это связано с недостатком кадров и ужесточением требований со стороны надзорных органов.

 Как известно, регулятор поделил аудиторские компании на три типа: компании, состоящие в реестре Центрального банка — таких всего около 30, в реестре казначейства — чуть более 100, и все остальные. Этот фактор сейчас преимущественно и определяет распределение доходов в отрасли. 50 крупнейших игроков держат 71% рынка аудита в разрезе объема оказанных услуг. При этом разрыв растет, доля небольших компаний сокращается, они становятся неконкурентными с точки зрения возможностей привлечения квалифицированных кадров, а значит, качества оказываемых услуг.

 При этом важно отметить, что давление со стороны государства на реальный сектор настолько сильное, что компании готовы тратить ресурсы, чтобы обезопасить себя от рисков, например, через проведение дополнительного этапа аудита внутри финансового года, проведения обзорных проверок.

Ключевое в аудиторском бизнесе сегодня то, что клиенты перестали ждать от аудитора формального подтверждения отчетности согласно требованиям закона, сегодня заказчики находятся в поиске надежного партнера, с сильной командой и релевантными кейсами в портфеле. В этом случае важно, чтобы отчетность была заверена компанией, которой доверяют, компанией, чья репутация подтверждена, в т.ч и рейтингами RAEX. Вопрос репутации аудитора, с учетом трансформации рынка, сейчас приобретает важнейшее значение.

 Если говорить о нетипичных требованиях, которым должны соответствовать аудиторско-консалтинговые компании сегодня и будущем, я бы отметил вопрос кибербезопасности, который очень остро стоит в финансово-экономическом секторе как перед клиентами, так и перед аудиторами. Нельзя допускать утечек критически важных данных, все каналы коммуникаций должны быть надежно защищены. Компетенции такого рода должны соответствовать уровню задач, которые решают аудитор и заказчик.

На мой взгляд, в будущем рынок аудита с учетом всех вызовов, сложностей и задач, которые ставит клиент перед нами, будет стимулировать игроков на рынке развивать навыки работы с большими массивами данных при использовании современных цифровых технологий и привлекать искусственный интеллект для выполнения рутинных задач, что позволит использовать специалистов там, где их опыт и навыки наиболее полезны.