Наша общая история
Национальное самосознание
15 апреля телеканал ТНТ выпустил в эфир запись «Комик в городе»: комик Руслан Белый, будучи в Уфе, успел оскорбить башкир и назвать «бандитом» их национального героя Салавата Юлаева. Реакция — внушительный народный сход в Уфе с требованиями к властям РБ и РФ и возложением цветов к памятнику Салавату Юлаеву, массовое возмущение многих общественных групп: национальных (например, оппонентных друг другу исполкома Всемирного Курултая башкир и БОО «Башкорт»), мусульманских, спортивных («Тархан», «Воркаут Башкортостан», ХК «Салават Юлаев», чемпиона России стронгмена Эльбруса Нигматуллина и др.). Чемпион США по боксу версии WBA NABA USA Хабир Сулейманов опубликовал запрос в прокуратуру РФ о проверке выпуска на факт разжигания межнациональной розни.
Считаю, провокации, подобные скандальной выходке комика с ТНТ, лежат в русле кампании дискредитации всех исторических образов, скреплявших общество, от Александра Невского до Сталина и Зои Космодемьянской. Эта дискредитация была развязана еще в период «перестройки» и стала одним из симптомов и инструментов развала государства. СССР не смог ответить на этот вызов адекватно и проиграл. В РБ сумели прикрыть от этой волны хотя бы местных национальных героев, не допустить шельмования в своем культурном поле: так, объектом гражданского почитания в РБ стал Ахмет-Заки Валиди, но сохранилось и почитание, и музей его противника по Гражданской войне Шагита Худайбердина. Применяются эти разрушительные технологии против нашего общества и сейчас, причем регулярно. Поэтому, защищая образ Салавата, мы защищаем и российское общество в целом.
Попытки дискредитации Салавата Юлаева ранее предпринимались через сайт «Уфа губернская» («Уфагубъ») на фоне кампании по смене правящего до 2010 года режима в РБ. Уже при Рустэме Хамитове «Уфагубъ» был справедливо признан экстремистским, условно осуждены за разжигание межнациональной розни его инициаторы. В 2011-м филиалу партии «Единая Россия» в РБ пришлось публично дистанцироваться от аналогичного хамской выходке комика с ТНТ высказывания о Салавате Юлаеве министра культуры РФ Владимира Мединского. Каждый раз эти попытки купировали, не вынося эмоции на площадь, не доводя до сходов и шествий разгневанных патриотов. В данном же случае ситуация демонстрирует необходимость смены ошибочного курса политики отдела администрации, курирующего национальные отношения в РБ. Она показывает, что за время его работы башкирский сегмент населения раздражен достаточно, чтобы демонстративно и массово выражать протест почти по любому поводу. Возможно, сам Р.З. Хамитов необходимость такой коррекции курса понимает: так, он публично и жестко защитил природный и исторический памятник Башкирии Тора-тау от посягательств концерна «Сода». Но это отдельная тема. Кроме того, налицо и фазовый переход: мы вновь вступаем в период, когда повышается протестная активность, сотни и тысячи недовольных становятся, как в 90-х, обычным явлением.
Естественно, ситуацией пользуются и националисты: как и в случае с этноязыковым митингом в сентябре 2017 года (см."Башкирский компромисс"), они просто вовремя оседлали волну — по причине отсутствия на поле других акторов. Но важно, что сама волна в обоих случаях была народная, отстаивались справедливые требования в русле законности — и это без всякого официоза. Интересен пункт обращения народного схода к властям о снятии ТНТ с кнопки бесплатного мультиплекса как канала, разлагающего общие — семейные, общественные ценности и дружбу народов. Хорошо, что сама мысль башкирской общественности, даже на эмоциях, уходит от этнонационализма. И люди правы: предположим, увидав эффект, не будут комики ТНТ больше задевать башкир. А кого будут? Татар, бурят, мари? И это допустимо? А вот Салават считал иначе, и именно потому под знамена его башкирских дружин толпами стекались мишари, чуваши, татары и, конечно, русские: казаки и крестьяне.
Пушкин в «Истории Пугачева» пришел к выводу, что «весь черный народ был за Пугачева. …Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства». У башкир это движение стало всенародным: согласно подсчетам Инги Гвоздиковой, ведущего специалиста по Салавату Юлаеву, из 1400 — 1500 человек башкирской старшинской верхушки, в том числе 113 волостных старшин, только девять выступили против Пугачева. Тюрколог Вадим Трепавлов отмечает: «Среди тюркоязычных документов пугачевской ставки нет ни одного, который бы свидетельствовал о стремлении отделиться от России».
Салават пострадал вполне почетно, осознанно (и логично) за вмешательство в дела государей. Как и, например, Уильям Уоллес (Шотландия), Уот Тайлер (Англия), Шамиль (имам Чечни и Дагестана) и т.д. За мятеж против императрицы рода Ангальт-Цербст, узурпировавшей, кстати, русский престол, свергнув путем дворцового переворота и устранив руками одного из своих любовников, Орлова, своего законного мужа и государя. Точнее, Салават пострадал за попытку посадить на трон России того русского претендента, который признавал бы права и вольности башкир, включая запрет на незаконное посягательство местных олигархов-заводчиков на их вотчинные земли. Салават был не просто «сподвижником Пугачева»: нет сомнений, что без участия башкир, народа служилого и военного, пугачевщина не состоялась бы как явление. Пугачевщиной его сделали Кинзя Арсланов, Базаргул Юнаев, Юлай Азналин, в общем, те башкирские вожди, самым известным из которых остался Салават. В основе этого явления лежали три основные силы: яицкие казаки (отчасти с прочими казаками), башкиры (отчасти с мещеряками) и, наконец, крестьяне и «черный люд» всех национальностей (большинство из них, конечно, русские). Башкирские полки были посланы именно на подавление бунта Пугачева. Однако Салават предпочел вместо разгона казачьего мятежа разжечь его до состояния всероссийской гражданской войны. И уже после поимки Пугачева отверг предложения о сдаче, дважды последовавшие от генерала Потемкина. Среди вождей прошлых башкирских восстаний (1645, 1662 — 1664, 1681 — 1683, 1735 — 1740, 1755 годов) немало героев более удачливых, чем Салават. Но восстание Салавата было первым, в котором башкиры шли вместе с русскими и представителями других народов России решать внутренние проблемы страны. Это — показатель степени интеграции. И наша общая история. Это герой, соединяющий, во-первых, башкирскую и российскую историческую память, символ дружбы народов. Во-вторых, связавший советский период, когда башкирский народный герой превратился в героя всего советского народа, и период постсоветский, современный. А потому в защите подобных образов проявляется зрелость всего нашего общества.
Автор: Азат Бердин, ведущий научный сотрудник Центра социокультурного анализа Института стратегических исследований РБ, эксперт Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН России)