Рынок на ремонте
Телекоммуникации
Телеком встал. Абоненты жаждут все больше бесплатных услуг. Чтобы удержать маржинальность, крупнейшие операторы стараются выжать максимум из мобильного интернета, делают ставку на конвергенцию, межмашинное взаимодействие и развитие финансовых услуг
В ноябре все публичные телеком-компании отчитались о результатах работы за третий квартала 2016 года. Оптимизма мало. Выручка «Мегафона» снизилась на 0,2% (все сравнения — к аналогичному периоду 2015-го), при этом доходы от услуг мобильной связи упали разом на 3,9% (для телекома — это много) до 68 млрд рублей. Показатель OIBDA «Мегафона» снизился на 10,7% до 32,3 млрд рублей, рентабельность OIBDA — на 4,7 п.п. до 39,8%.
Выручка МТС в России в третьем квартале уменьшилась на 0,8% до 103,1 млрд рублей. В минус компания ушла впервые с 2011 года. Доходы от мобильной связи сжались на 2,7%. OIBDA МТС по итогам третьего квартала сократилась на 3% — до 43,2 млрд рублей, а маржинальность составила 41,9% (в июле — сентябре 2015-го было 42,8%).
Вымпелком (ТМ «Билайн») также ушел в отрицательную динамику по всем основным показателям. Совокупная выручка в России в третьем квартале снизилась на 2% до 71,2 млрд рублей (от услуг мобильной связи — на 1% до 60,2 миллиарда). Показатель EBITDA упал на 6% до 26,7 млрд рублей, что привело к снижению рентабельности EBITDA на 1,8 п.п. до 37,5%. В отличие от двух других участников «большой тройки» Билайн в третьем квартале продемонстрировал сокращение абонентской базы — на 2% год к году до 58,1 млн контрактов (столько же контрактов Вымпелком обслуживал в России к концу третьего квартала 2013-го, когда пост гендиректора компании занял Михаил Слободин, пропагандировавший максимально клиентоориентированный подход).
Четвертый крупнейший мобильный оператор страны — Tele2 — и вовсе решил не публиковать финансовую и операционную отчетность за третий квартал. Решение представители компании мотивируют «ненужными дополнительными рисками на ключевых направлениях, которые возникают из-за жесткой и фокусной реакции других участников рынка». Хотя косвенно о положении дел мы можем судить по заявлениям топ-менеджеров Ростелекома (ему принадлежит 45% ООО «Т2 РТК Холдинг»). Так, финансовый директор компании Кай-Уве Мельхорн в середине ноября сообщил, что убыток от консолидации СП с «Tele2 Россия» в третьем квартале составил около 1 млрд рублей, а за девять месяцев года — 4,8 миллиарда: «Это больше, чем мы ожидали, а результаты Tele2 хуже, чем мы думали. В первую очередь это связано с показателями Москвы, в других регионах у Tele2 стабильное развитие».
В «проводном» сегменте ситуация чуть лучше. Ростелеком в третьем квартале прирос по выручке на 0,4% до 72,8 млрд рублей. OIBDA сократилась на 1% до 25 млрд рублей, рентабельность — на 0,3 п.п. до 34,4%.
На общем фоне впечатляюще выглядит «ЭР-Телеком». Выручка в третьем квартале приросла разом на 31,5% до 7,2 млрд рублей. Показатель EBITDA увеличился на 13% до 2,1 миллиарда. Правда, рентабельность ушла резко вниз — с 34,5% до 29,8%.
Из приведенных цифр можно сделать два основных вывода. Первый — телеком-рынок стагнирует. Его традиционные локомотивы (вроде мобильного интернета), очевидно, замедлили бег (у «Мегафона», например, этот сегмент в третьем квартале прирос всего на 0,5%). И дальнейшее наращивание скорости (запуск LTE Advanced, 5G и т.д.) вряд ли существенно изменит ситуацию.
Второй вывод — ключевой вызов, стоящий сегодня перед операторами, заключается в сокращении рентабельности (слишком плоха ситуация в экономике и слишком велика конкуренция). Это особенно актуально на фоне принятия «пакета Яровой», который предполагает полугодовое хранение всего трафика пользователей и, соответственно, гигантские затраты на инфраструктуру. «В полном объеме этот пакет практически нереализуем, — уверен генеральный директор сети Convex Александр Мищихин. — Каких-либо четких разъяснений власти не дают. Это держит всех операторов в подвешенном состоянии. Лично нам ВТБ отказал в финансировании проекта, опасаясь, что наша платежеспособность окажется под угрозой ввиду реализации этого пакета».
— Затраты на оборудование и его содержание увеличиваются, но пользователи привыкли к определенному чеку за услуги связи. Более того, на фоне усилившейся конкуренции они хотят получать дополнительные услуги совершенно бесплатно. Не реагировать на это невозможно, — комментирует директор Уральского филиала компании «Мегафон» Валерий Величко. — В такой ситуации требуется «ремонт рынка», иначе технологически компаниям развиваться будет довольно проблематично.
Минус
С нашей точки зрения, у этого «ремонта» есть два глобальных вектора. Первый — поиск путей для оптимизации бизнес-процессов и сокращения издержек. В этом плане самым активным оператором в 2015 — 2016 годах был Билайн (подробнее см. «Телеком сродни наркоторговле»). Компания укрупнила территориальную структуру управления, отказалась от фиксированного бизнеса в наименее рентабельных регионах, отдала на аутсорсинг облуживание сетей, продает более 12 тыс. сотовых вышек (в сентябре источники «Ведомостей» сообщали, что цена сделки составит примерно 500 млн долларов, покупателем станут «Русские башни», контролируемые ЕБРР, UFG Private Equity, Macquarie Russia & CIS Infrastructure Fund, ADM Capital, Sumitomo Corporation и International Finance Corporation).
— Основное усилие по оптимизации затрат мы направили на упорядочивание и систематизацию стоимости аренды площадок под базовые станции, — говорит Валерий Величко. — Речь и о поиске альтернативных площадок, и о ведении переговоров с арендодателями (как результат — владелец объекта не может выставить сумму «с потолка», необоснованно потребовать повышения цены с целью получения выгоды). Все это привело к ощутимой экономии. Другая точка роста маржинальности — повышение эффективности управления башенной инфраструктурой. Для этого наши акционеры утвердили создание «Первой башенной компании». Пока она развивается как часть бизнеса «Мегафона», но рассматриваются разные форматы развития проекта. Как показывает зарубежный опыт, башенные компании имеют рентабельность 60 — 70%.
В области оптимизации расходов на инфраструктуру операторы делают еще одну очевидную ставку — на совместное управление. Впереди всех здесь снова Вымпелком. Еще в конце 2014-го он договорился с МТС сообща строить LTE-сети в 36 регионах (это дает экономию в 35 — 40%). В январе 2016-го «Мегафон» подписал с Вымпелкомом договор о совместном строительстве LTE-инфраструктуры в десяти субъектах РФ. В августе Билайн заключил соглашение с Tele2 о совместном использовании пассивной и активной инфраструктуры, а также частот 2G, 3G и 4G (LTE) в 27 субъектах РФ. А буквально на прошлой неделе МТС и Вымпелком объявили о запуске программы совместного использования частот в сетях 4G. «Пилот» был реализован в Череповце (Вологодская область, всего шеринговый проект затронет 20 территорий).
Преимущественно фиксированные операторы пытаются нарастить рентабельность, делая упор на три направления: рост лояльности клиентов, предложение дополнительных высокомаржинальных (и, что важно, — нужных абоненту услуг) и автоматизация внутренних процессов (подробнее см. «Пакеты все шире»).
Плюс
Второй вектор «ремонта» рынка, с нашей точки зрения, — поиск новых или более интенсивное эксплуатирование старых драйверов. Сегодня операторы по всему миру стараются, как выразился в недавнем интервью «Коммерсанту» президент АФК «Система» (владеет МТС) Михаил Шамолин, «переродить себя, из ежа превратиться в трепетную лань». Спустя три строчки он, правда, замечает: «Пока ни у кого это не получилось. Потому что прежде всего это инфраструктурные компании, они умеют строить сеть, ее эксплуатировать и предоставлять тот сервис, которым пользуются многочисленные абоненты. […] Инвестиции в реальные инновации в лучшем случае составляют проценты. 95% — это вложения в сеть. […] На мой взгляд, будущее телеком-компаний лежит прежде всего в том, насколько эффективно они управляют инфраструктурой».
Однако с Шамолиным согласны не все.
— Мы видим большой потенциал в развитии сегмента передачи данных, а также всех продуктов, которые работают благодаря технологиям на базе мобильного интернета, — замечает Валерий Величко. — В первую очередь это «умный дом». Другим перспективным направлением является интернет вещей. Моду прошедшему деловому сезону задавали M2M-решения. Число предприятий, подключивших этот сервис, увеличилось на 40%. Третье направление — дополнительные развлекательные услуги. Тренд — видео. За год количество пользователей приложения «Мегафон ТВ» в регионе выросло в 30 раз.
Совершенно новым драйвером для «Мегафона» могут стать финансовые услуги. Недавно оператор запустил собственную банковскую карту, привязанную к счету мобильного телефона. По данным компании, за последний месяц за счет средств на мобильном номере ее абоненты на Урале совершили почти 20 тыс. платежей на сумму 75 млн рублей. «Еще одним перспективным направлением является сервис машинного обучения, использующийся для сбора и анализа обобщенных данных о клиентах, — добавляет Валерий Величко. — Каждая третья компания в регионе в перспективе может заинтересоваться этим направлением».
Директор МТС в Свердловской области Андрей Попов согласен, что ключевым драйвером роста доходов компании по-прежнему будут являться мобильный интернет и услуги на его основе.
— МТС активно диверсифицирует бизнес, мы переходим от предложения типовых решений к разработке комплексных продуктов с возможностью их кастомизации. Примеры — «Мобильные сотрудники», «M2M-менеджер», «Телеучет данных». Это не «чистые» телеком-услуги, в них есть доработка под требования заказчика, учитывается отраслевая специфика. Кроме того, в прошлом году мы вышли на рынок системной интеграции, купив «Энвижн Групп». Теперь можем предложить корпоративным клиентам решения «под ключ». Одним из самых быстроразвивающихся направлений телеком-услуг является М2М. В третьем квартале объем передачи данных между устройствами в сети МТС на Урале вырос в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2015-го. Еще одним направлением развития мы видим применение big data, например, для расчета стоимости страхования автопарков на основе удаленного мониторинга или оценки кредитных рисков заемщика.
Проводные операторы, судя по всему, сегодня делают ставку на конвергенцию и предоставление облачных услуг (безусловно, не все: Александр Мищихин, например, заявляет, что в ШПД запас прочности еще имеется, рынок растет, и о диверсификации думать рано). Яркий пример — Ростелеком, который активно развивает сервисы вокруг центров обработки данных и вновь планирует выйти на рынок сотовой связи, запустив виртуального оператора на сети Tele2.
«ЭР-Телеком» в Кирове также запустил виртуального оператора на сетях Tele2 (сейчас этот опыт изучается, к концу года будет принято решение о возможности его масштабирования). Кроме того, холдинг реализует проект с «Мегафоном» по предоставлению абонентам перекрестной 20-процентной скидки на услуги. Очевидно, что это будет способствовать удержанию абонентской базы: отказаться от услуг двух операторов сложнее, чем от одного, да и слишком уж привлекательны условия.
Дополнительные материалы:
Пакеты все шире Компании, не запустившие конвергентные продукты, начнут терять конкурентоспособность, уверен заместитель генерального директора «ЭР-Телеком холдинг» (ТМ «Дом.ru») Михаил Воробьев — Михаил, зарубежные и российские эксперты уже в конце 2000-х заявляли, что ключевым вызовом для телеком-рынка станет снижение маржинальности бизнеса. Актуальна ли эта угроза для Дом.ru в середине 2010-х? — Снижение рентабельности действительно является одним из долгосрочных трендов телеком-рынка: затраты на модернизацию и содержание сети растут быстрее выручки, ARPU (среднемесячный доход в расчете на абонента. — Ред.) остается на прежнем уровне. Нас эта тенденция затрагивает в меньшей степени, поскольку мы уже построили одну из самых современных сетей в стране. Она обладает большим запасом пропускной способности. За девять месяцев 2016 год EBITDA холдинга выросла до 6,22 млрд рублей, что на 6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рентабельность EBITDA составила 30%, что на 5 п.п. ниже уровня прошлого периода. Незначительное снижение маржинальности обусловлено опережающими темпами роста компании относительно рынка. При этом мы скорректировали прогноз на конец года и ожидаем увеличение выручки на 27% год к году, EBITDA — на 5%. — Какие действия Дом.ru предпринимает для наращивания маржинальности бизнеса? — Рост рентабельности в телекоме могут обеспечить несколько факторов (и мы с ними активно работаем). Первый — улучшение клиентского опыта. Это позволяет снижать затраты на восполнение абонентской базы. Второй фактор — продажи дополнительных услуг (тематические пакеты ТВ-каналов, антивирусы и т.д.), обеспечивающих увеличение ARPU. Чтобы предлагать клиентам именно те сервисы, которые им интересны, мы развиваем направление big data и сегментный маркетинг. Третий фактор, тесно связанный со вторым, — реализация конвергентных сервисов. Пакетирование мобильных и фиксированных услуг становится новым стандартом отрасли. И в мире, и в России отмечается устойчивый спрос на эти продукты. Отток при этом минимален: от оператора пакета «4 в 1» отказываются примерно в три-четыре раза меньше, чем от оператора моноуслуги. Я уверен, что компании, не запустившие конвергентные предложения, начнут терять конкурентоспособность. Наша компания совместно с «Мегафоном» в этом году реализовала проект по выводу на рынок продукта, объединившего домашний интернет, телефонию, цифровое ТВ и мобильную связь. Он доступен уже в 30 городах. Пользуясь услугами обеих компаний, клиенты каждый месяц снижают свои расходы на связь примерно на 20%. Четвертый фактор — рост проникновения услуг в сети оператора и, как следствие, увеличение RGU (средней выручки одного подключения). Затраты на содержание сети являются постоянными, чем больше выручка оператора, тем выше рентабельность. По итогам трех кварталов 2016-го наши доходы увеличились на 24,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 20,5 млрд рублей. Основным драйвером стало B2B-направление, где мы делаем упор на сервисы с высокой добавленной стоимостью: видеонаблюдение, облачную АТС, умный Wi-Fi хот-спот. Наконец, пятый фактор — диджитализация и автоматизация внутренних бизнес-процессов, что позволяет снижать затраты на персонал. |