Бизнес-наставничество по-югорски

Бизнес-наставничество

История про наставничество — это не про пиар, рекламу или деньги. Это про институт, который у нас забрали и который стали возрождать.

Проекту «Бизнес-наставничество» Фонда поддержки предпринимательства Югры еще нет и года, но первые результаты есть. В январе были набраны группы смельчаков — 12 человек стали наставниками, 12 — наставляемыми, им предстояло прожить вместе 12 месяцев и стать вместе сильнее, профессиональнее, богаче. Но как в любом виде спорта, в любом кругосветном путешествии, в любой истории — не все дошли до пункта назначения. Кто-то стал успешнее в команде, а кто-то решил, что самостоятельный путь развития для него выгодней. Давайте разбираться во всей этой интересной и новой для Югры истории.

Институт наставничества

В 2008 году благодаря запуску программы «Молодежный бизнес России» появилась мода на менторство, однако слово было заграничным и многим пришлось не по вкусу. Спустя несколько лет параллельно программе в Москве действовал уже комплекс традиционных мероприятий и несколько менторских некоммерческих организаций, однако их деятельность не давала обнадеживающего результата. Причина состояла в несистематическом подходе к вопросу, и если в международном опыте сходились воедино четыре компонента — обучение, консультирование, доступ к финансам и наставничество как таковое, то на российской территории несколько из них обычно игнорировалось.

Система просила перезапуска. Постепенно менторство переименовали в наставничество, наполнив имеющиеся наработки нашими историческими и культурными смыслами. Что называется, сделать бизнес «с русским лицом».

К тому моменту у генерального директора АНО «Международный форум лидеров бизнеса» и ООО «Институт наставничества», руководителя программы «Молодежный бизнес России» и председателя Наблюдательного совета YBI Бориса Ткаченко уже созрело понимание эффективного взаимодействия между «человеком опыта» и «человеком, постигающим науку».

Проект «Бизнес-наставничество» вскоре запустили в восьми регионах России, и под наблюдением экспертов началось выстраивание связей. Несмотря на то, что первопроходцем в этом деле был Воронеж, Югра стала одним из первых регионов, который активно поддержал проект, став своего рода экспериментальной площадкой.

Исполняющий обязанности генерального директора Фонда поддержки предпринимательства Югры Андрей Панчетовский рассказал нам, что потребность в проекте «Бизнес-наставничество» в Югре возникла при реализации мер поддержки молодежного предпринимательства.

«Когда только институт бизнес-наставничества зарождался в России, мы уже начинали организовывать эту работу самостоятельно — привлекали состоявшихся бизнесменов со всего округа, формировали пары, запускали сервис, на котором публиковали ответы на часто задаваемые вопросы.

В таком режиме работали около пяти лет с 2008 года. Многое получалось, но мы постоянно сталкивались с неразрешимыми вопросами. В конечном итоге пришли к мысли, что в проекте можно еще больше усовершенствовать систему, и тогда обратились к опыту федеральных экспертов.

На сегодняшний день «Бизнес-наставничество» в Югре активно встраивается в общероссийские и международные стандарты института наставничества».

Приглашенный в Сургут прошлой осенью Борис Ткаченко сразу обратил внимание на масштабную работу, проведенную Фондом поддержки предпринимательства Югры по созданию предпринимательской экосреды в регионе. Первым предложением стало заменить единовременное консультирование всех желающих открыть свой бизнес на систематическую работу с ними, потому что начинающий предприниматель далеко не один раз сталкивается с важными для него вопросами и решить их за один разговор с представителем Фонда видится проблематичным.  Дело сдвинулось.

Кто такой наставник?

Наставникам не платят. Наставник — он как родитель: направляет воспитуемого на путь истинный путем передачи собственного опыта, и здесь узнаваемость и почет — не первостепенны.

Первый год в бизнесе — самый сложный, и для многих преодолеть его становится эмоционально тяжело. Не успевшее завертеться дело закрывается, человек перегорает и больше не пытается восстановиться в статусе успешного. Конечно, это самый пессимистический вариант, однако готовиться нужно ко всему — как к ошеломляющему денежному успеху, так и доставанию из своего кейса второго, менее веселого сценария. С эмоциональными перегрузками, профессиональным выгоранием и юридическими вопросами и помогает справиться наставник вместе с сотрудниками Фонда поддержки предпринимательства Югры, всегда готовыми проконсультировать по любым вопросам.

В предпринимательской среде до сих пор бытует миф, что наставник должен быть похож на начальника или директора: он указывает, заставляет прислушиваться к своему мнению, принуждает повторять его путь… На самом деле все не так. В отношениях пары очень важно найти баланс между передачей решения и его воплощением в неокрепшем бизнесе. Отчасти эту задачу помогают решить специалисты, которые приезжают вместе с Борисом Ткаченко на своеобразный «кастинг» наставников и наставляемых в начале проекта.

«2014 — 2015 годы были сложным периодом для понимания наставничества. Многие открыто заявляли, что являются наставниками для 30 — 40 человек. На мой вопрос, как им это удавалось, они отвечали, что выступали перед аудиторией и делились с ней своим опытом. Так вот это называется проведением мастер-классов, семинаров и лекций, но никак не наставничество», — поясняет Борис. Здесь стоит напомнить, что Фонд поддержки предпринимательства Югры постоянно приглашает в округ успешных предпринимателей как федерального, так и международного уровней. А для тех, кто живет в отдаленных регионах, есть возможность обучаться с помощью вебинаров.
 
Методика подбора пар Ткаченко окутана тайной. В СМИ ее часто называют уникальной, стараясь привести в пример задаваемые вопросы на двухстороннем собеседовании, иногда ставят случайное стечение обстоятельств во главу угла. Сам Борис Николаевич признается, что, чтобы найти коннект между одним и другим человеком, достаточно уметь услышать обоих. И наставник, и наставляемый могут обладать отличным друг от друга темпераментом и подходом к вещам. Если соединить таких людей вместе, далеко не всегда может выйти эффективное сотрудничество. Поэтому при подборе пары помимо двух специалистов, владеющих «секретной методикой», учитываются мнения и двух представителей Фонда поддержки предпринимательства, которые знают региональную специфику и могут подсказать, какие человеческие ресурсы обеих сторон окажутся друг другу полезными.

Однако история с анкетированием и тестированием здесь тоже имеет место быть, но она находится на периферии, потому что в проекте главное все же люди, их психологическая и профессиональная совместимость, а не статистические данные.

«Признаюсь, у нас были попытки включения в проект психологов и длинных тестов. Это не сработало, — поделился Борис Ткаченко. — Мы предпочитаем знакомиться с участниками проекта все же через первоначальные анкеты, но свои решения по соединению пар применять после проведения четырехчасового семинара и собеседования каждого. Тогда у нас в блокнотах формируются записи по каждому человеку и проще подобрать ему наиболее полезного партнера на год. Нужно понимать, что иногда наставляемому нужен именно коуч с навыками психотерапевта, а иногда — именно технолог».

Мотивация мотивации рознь

И вот пары соединены. Участникам проекта дается некоторый период, чтобы разработать свои правила игры — договориться о времени и частоте встреч для обсуждения бизнес-вопросов, создать внутренние регламенты, по которым можно звонить, писать, читать друг друга. Первые встречи — для того, чтобы понять, «тот» человек перед тобой или «не тот». Если кто-то из пары сомневается в удачности союза, есть возможность выбрать другого наставника и наставляемого.

Интересно то, что среди наставников есть не только владельцы заводов и пароходов. Напротив, как говорит Ткаченко, топ-менеджмент не часто встретишь в подобных социальных проектах — уж слишком много требуется человеческого ресурса — сил, времени и желания передавать знания. Можно оказаться в паре и с молодым предпринимателем, который, тем не менее, уже на протяжении многих лет имеет устойчивый и процветающий бизнес. Бояться «молодости» здесь не нужно, а вот пассивности — стоит.

Борис объясняет это так: «Консультанты крупных компаний вполне могут выступать консультантами, бизнес-тренерами, но наставник в России — это, скорее, тот, кто проходил все на собственном опыте и может предостеречь от ошибок».

Одной из самых наиболее частых причин распада пар по итогам первого года реализации проекта Фондом поддержки предпринимательства Югры является нехватка времени на встречу у одного из ее членов. Наставничество — это не про пять минут в неделю, и не все наставники готовы к объемным обязательствам и далеко не все наставляемые на самом деле горят желанием делать свой бизнес прибыльным и успешным. Отсутствие мотивации у одного мгновенно отражается на мотивации другого, отсюда напрашивается вывод — участников проекта стоит подбирать с особой тщательностью, ведь второго шанса никто не даст. По каким критериям можно распознать человека, жаждущего впитывать знания, и человека, готового забыть про конкуренцию, желание обогатиться на чужих идеях и рекламировании себя, — вопрос большой. Любой проект «с человеком» — это как уравнение с неизвестными. Здесь должен каждый понимать всю серьезность и ответственность занимаемой роли.

А деньги где?

«Наставники не зарабатывают деньги на старт­апах и не пиарятся, они их поддерживают, — уверен Борис Ткаченко. — Они очень похожи на волонтеров, потому что их социальная ответственность перед развитием молодого предпринимательства никем не оплачивается».

Конечно, для многих действующих предпринимателей рано или поздно возникает соблазн увидеть в своем наставляемом не только партнера, но и человека, в дело которого можно вложить средства и получить прибыль. С этим соблазном Борис предлагает бороться, потому что инвестирование — это уже не про партнерство и не про равенство, инвестор не всегда может работать в интересах человека и его развития.

Бывают случаи, когда наставляемый получает деньги от наставника и начинает его шантажировать — раз ты вложился, то ты и крутись. А бывает, что во время наставничества обе стороны столько всего узнают друг о друге, что уже не хотят больше взаимодействовать. Так что вопрос инвестирования в наставляемого полон подводных камней.

Руководитель и автор проекта www.detkin-club.ru Игорь Зайцев ведет не одного, а сразу трех наставляемых, которые живут в разных городах — два из них «пришли» к нему из совместной программы Сбербанка и Google. Он уверен, что проекты по наставничеству востребованы в России и всегда должны эволюционировать. С наставляемым от Фонда поддержки предпринимательства Югры повезло — его проект полностью связан с деятельностью наставника, отличие — в теме, что не позволяет конкурировать. А вот бизнесы других ребят не совсем знакомы и некоторые вопросы могут поставить в тупик. В такие моменты важно сказать «давай разберемся вместе» или направить наставляемого туда, где ему может быть оказана помощь — в соответствующее учреждение или информационный ресурс.

Куратор сургутского проекта бизнес-наставничества Виктор Либеранский рассказал, что нужно стремиться к созданию идеальной предпринимательской среды, когда человек мыслит себя не в отдельности от общества, а в команде. Получаемые ценности от наставника, скорее всего, он будет дальше транслировать на своих подчиненных и через некоторое время сам захочет стать наставником. Помогать выстраивать чужой бизнес — это как переход на новый уровень, где существуют надкомпетенции: становится важно не только развиваться самому, но и совершенствовать мир вокруг. 

В любом случае главный секрет успеха проекта — в систематичности встреч. Наставникам важно вживую видеть, в каком психологическом состоянии пребывает его партнер, а наставляемому всегда важно проговаривать свои вопросы и получать обратную связь.

Куда податься?

На данный момент подходит к концу первый год реализации проекта Фонда поддержки предпринимательства Югры «Бизнес-наставничество» в Сургуте. Второй набор планируется в декабре 2017 года. Примерно в это же время проект запустят в Нижневартовске. Будет ли он отличаться по формату — сложно ответить, но то, что он нужен и актуален,  уверены все.

Один из участников проекта руководитель языкового центра «HomeLand» Аскар Даулетов сравнил предпринимателей первого года со слепыми котятами, рассказав, что мог запутаться в вопросах ведения бизнеса, если бы не его наставник. С ним он выстроил бизнес-процессы и наладил приток клиентов.

Еще один наставляемый — предоставляющая юридические услуги Татьяна Солодова, которая проект Фонда поддержки предпринимательства Югры охарактеризовала так: «Возможность уверенно идти вперед с поддержкой опытного наставника, воодушевляющего на действия и предостерегающего от критичных ошибок».

Тренер по постановке голоса и ораторскому мастерству Марина Гаева призналась, что накануне написания данной статьи она поставила личный рекорд по заработанным средствам, притом раньше эту сумму зарабатывала целая команда, а сейчас она сделала это одна. Катализатором раскрытия ее способностей и возможностей стал наставник, который посоветовал ей переориентировать бизнес, сохраняя собственную личность и своих клиентов. Большую роль сыграла именно психологическая поддержка.

Участие в проекте бесплатное, возможность — по-настоящему уникальная и ее упускать не стоит. Если вы хотите стать наставником или наставливаемым, оставьте свою заявку на сайте проекта или перезвоните в Фонд поддержки предпринимательства Югры по тел. 8 (3467) 32-04-90.

 

 

 

 

 

 

Материалы по теме

Fortum завершил испытания третьего энергоблока на Няганской ГРЭС. Он будет введен в коммерческую эксплуатацию 1 января 2015-го

Дух ветра

Коротко

Поддержать уровень добычи нефти предлагается с помощью новой системы налогообложения.

Конвертация ренты в спрос

Каждый баррель в цене