O sole mio
Импортозамещение в энергетике
Появление отечественных производств и рост их эффективности влияет на снижение себестоимости выпуска комплектующих для солнечных электростанций. Компании подтягивают технологии до сопоставимых с мировыми
В селе Бурибай Хайбуллинского района Башкирии компания «Хевел» запустила первую очередь Бурибаевской солнечной электростанции (СЭС) мощностью 10 МВт. Инвестиции в строительство превысили 1 млрд рублей. После ввода второй очереди мощность удвоится. Генеральным подрядчиком выступило ООО «Авелар Солар Технолоджи», входящее в структуру «Хевел».
Бурибаевская СЭС повысит надежность энергосистемы Республики Башкортостан и снизит энергодефицит в пиковые часы в ее южных районах», — отметил официальный представитель компании Антон Усачев. — Это необходимо для дальнейшего развития промышленных и сельскохозяйственных предприятий, горнообогатительных комбинатов.
Южные районы республики благодаря географическим и климатическим особенностям позволяют добиться высоких показателей удельной выработки электроэнергии на уровне 1250 кВт•час с каждого кВт установленной мощности в год, что сопоставимо с показателями Центральной и Южной Европы, где солнечная энергетика получила широкое распространение.
Бурибаевская СЭС стала первой из семи станций, которые СП планирует построить в Башкортостане в ближайшие годы. Суммарная мощность всех будущих СЭС в регионе составит 59 МВт, а объем инвестиций оценивается более чем в 6 млрд рублей. На 2016 год запланировано строительство вторых очередей Бугульчанской (5 МВт, первая на 5 МВт введена в апреле) и Бурибаевской СЭС (10 МВт), а также Исянгуловской СЭС мощностью 9 МВт.
Альтернатива дешевле
В России до 2020 года запланирован ввод в эксплуатацию солнечных электростанций мощностью 1500 МВт, отмечает министр энергетики РФ Александр Новак. Что стимулирует развитие возобновляемых источников энергетики (ВИЭ)? Гарантии возврата инвестиций в строительство объектов через механизм договоров о поставке мощности, по аналогии с новыми объектами традиционной генерации, оговорены в постановлении правительства РФ от 28 мая 2013 года № 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности».
Но с тех пор, когда была принята система поддержки ВИЭ, ситуация существенно изменилась. Падение рубля вынудило правительство дать новые льготы инвесторам в зеленую энергетику: им разрешили передавать инвестпроекты новым собственникам, также поручено пересчитать предельные капзатраты из-за девальвации национальной валюты. Объемы вводимой мощности из-за этого могут сократиться: общий объем платежа потребителей предписано сохранить на прежнем уровне. Без валютных корректировок новый отбор проектов 15 декабря будет мало интересен инвесторам. Игроки, уже заключившие договоры, оговаривают условия возврата инвестиций в новые станции за счет повышенных платежей оптового энергорынка, индексации валютной составляющей предельных капзатрат с учетом девальвации рубля, сохранения доходности в 14% (она снижается до 12%).
Понять, являются ли эти проекты более дорогостоящими, чем традиционная энергетика, сложно. По себестоимости киловатта, говорит Антон Усачев, сравнить выработку электроэнергии на Бурибаевской СЭС с выработкой традиционной энергетики не представляется возможным. Потому что СЭС теперь на рынке договоров предоставления мощности (ДПМ), где плата идет за мощность. Возврат инвестиций предусмотрен через 15 лет. Норма доходности в пределах 12 — 14%. То есть в России инвесторов привлекают в зеленую энергетику не как в Европе: там есть зеленый тариф, льготная стоимость киловатт•часа.
Большой объем альтернативной генерации в Соединенных Штатах, в Италии, Германии уже привел к тому, стоимость одного киловатт•часа энергии (солнечной или ветра) в наших деньгах не превышает 2,8 — 3 рублей за киловатт•час. Это достигнуто благодаря большим объемам вырабатываемой электроэнергии. Поэтому мы, когда будем реализовывать проекты в больших масштабах, а мы идем к 1,5 тыс. гигаватт в 2020 году, сможем гарантировать стоимость солнечной электроэнергии на уровне 3 — 4 рублей за киловатт•час. Это при том, что традиционная электроэнергия ежегодно растет в цене. Стоимость солнечной вполне может стать ниже, чем традиционной.
Сопоставимо с аналогами
Скачки курса повлияли на проекты солнечной энергетики не так сильно: производство более 70% оборудования в составе СЭС локализовано в России, зависимость от импортной составляющей маленькая. В частности основной компонент Бурибаевской электростанции — 88 тыс. солнечных модулей — выпустил завод компании «Хевел» в городе Новочебоксарске, это первое в России предприятие полного цикла по производству солнечных модулей, открытое в феврале и уже вышедшее на проектную производственную мощность.
Отрасль не стоит на месте. Компании, которые реализуют проекты, думают о локализации остающихся 30%, чтобы снизить зависимость от импорта, подтягивают технологии до сопоставимых с мировыми. Антон Усачев:
— Мы строим СЭС на двух типах модулей, тонкопленочном и кристаллическом. На Бурибае стоят тонкопленочные. Эти панели очень хороши для российских климатических условий тем, что способны воспринимать не только прямой, но и рассеянный свет, тем самым увеличивать выработку на 15 — 20%. К слову сказать, сейчас завод в Новочебоксарске будет переходить на новую технологию, будет осуществлен процесс технического апгрейда. Он предполагает сочетание тонкопленочной и кристаллической технологий. Получится солнечный модуль с КПД не ниже 20%, что сопоставимо с мировыми аналогами.
У нас достаточно большой портфель проектов, более 250 МВт. Мы планируем в ближайшие три года увеличить его до 500 МВт и наибольшую часть будем строить на новых панелях, произведенных по новой технологии. Она отличается и от тонкопленочной, и от кристаллической более высоким КПД и низким температурным коэффициентом. Эти панели могут работать как в условиях жары, так и сильного холода без снижения эффективности, сохраняя хороший уровень выработки. Запущенный в феврале завод в Новочебоксарске вышел на полную производственную мощность — 97,5 МВт. После технологической модернизации, которая продлится год-полтора, мощность достигнет 160 МВт.
Батареи, огня!
Перемены, которые сейчас происходят в экономике, влияют на перспективы проектов солнечной энергетики. Ежегодный рост солнечной энергетики в мире составляет от 5% до 10% вне зависимости от снижения или роста стоимости углеводородного сырья в традиционной энергетике. Эта тенденция подкрепляется еще и тем, что продолжается удешевление солнечной энергетики. Россия, где отрасль по-настоящему стартовала в 2013 году, теперь вряд ли будет стоять в стороне от мировых трендов, объем солнечной генерации будет увеличиваться, полагают в «Хевел». Помимо строительства СЭС, выдающих электроэнергию в сеть, есть еще дополнительные привлекательные сегменты. Это удаленные регионы, где огромен потенциал создания автономных энергоустановок — дизель-солнечных электростанций. Не меньше и потенциал выработки электроэнергии в розничном сегменте, поскольку стоимость солнечных модулей снижается: в мире за 10 лет она упала в восемь раз. И поэтому в ближайшее время ожидается, что технологии станут еще более привлекательными для розничного рынка.
В России на снижение себестоимости строительства СЭС повлияет, по оценкам Антона Усачева, создание большого объема производства солнечных панелей. До недавнего времени солнечные батареи в России были представлены в основном продукцией американских, китайских и немецких компаний. Тем не менее за последние годы ситуация достаточно ощутимо изменилась и отечественные производители начали завоевывать рынок, в том числе и международный. Сейчас, помимо «Хевел», разновидности солнечных панелей выпускают несколько заводов: ОАО «Сатурн» и «Солнечный ветер» в Краснодаре, ЗАО «Телеком-СТВ» в Зеленограде, Рязанский завод металлокерамических приборов. Современные отечественные солнечные батареи вполне конкурентоспособны по отношению к западным образцам. Если же сравнивать с товарами китайских производителей, то преимущество отечественных очевидно. Появление новых производств и рост их эффективности будет влиять на снижение себестоимости производства солнечных модулей, комплектующих для СЭС. Качество всех модулей примерно одинаково и фактически не уступает импортным аналогам. Стоимость же может варьироваться в зависимости от того, какую ценовую политику ведут заводы и какие комплектующие они используют. Также цены на солнечные батареи российского производства зависят от наличия у фирмы собственных производственных линий. Иными словами, от того, производит ли компания сама исходные элементы или занимается лишь сборкой, закупая исходники за рубежом.
Каковы меры господдержки на вложенный инвестиционный рубль? Привлекают ли эти меры инвесторов? Помимо появившейся в 2013 году программы поддержки, о которой уже говорилось, в различных регионах существуют дополнительные меры поддержки инвестиционных проектов. Инвесторы изучают возможность реализации проектов в таких регионах, где действует налоговое послабление. Поэтому Башкортостан не исключение. В «Хевел» ожидают, что в ближайшее время появится еще одна, дополнительная программа стимулирования возобновляемых источников энергии: маленьких станций менее 5 МВт для розничного потребителя, на них будет установлен определенный тариф. Сейчас эта программа находится на согласовании.
Справка
«Хевел» Крупнейшая в России интегрированная компания, занимающаяся солнечной энергетикой — от производства панелей до строительства станций. Учредители — ГК «Ренова» (51%) и ОАО «Роснано» (49%). Владеет собственным научно-техническим центром и заводом солнечных модулей в Новочебоксарске (Чувашия) мощностью 97,5 МВт в год. В планах — в ближайшие три года ввести в строй 500 МВт новой солнечной генерации в различных регионах России. |