Технологический разворот
Развитие территорий
Югра объединит сырьевую экономику с инновационной и создаст дополнительные условия для ее диверсификации
Цифровая трансформация ключевых отраслей, новые инструменты привлечения инвестиций и поддержки бизнеса, развитие механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) стали ключевыми темами Югорского промышленно-инвестиционного форума* (ЮПИФ, проводится с 2012 года, в 2020 году впервые был организован в формате онлайн). Участники обсуждали технологические вызовы, которые стоят перед базовыми для региона промышленными предприятиями и новыми секторами экономики.
Один из итогов ЮПИФ — шесть соглашений. Так, департамент недропользования и природных ресурсов Югры, «Газпромнефть — Технологические партнерства» и международная компания Beicip-Franlab (филиал Французского института возобновляемых источников энергии) подписали меморандум о сотрудничестве в сфере повышения нефтеотдачи пластов. Стороны договорились о совместной разработке и реализации научных и технологических программ для интенсификации нефтеотдачи на югорских месторождениях, в том числе с использованием химических методов (химические методы увеличения нефтеотдачи — ХМУН). Технологии увеличения нефтеотдачи — один из наиболее эффективных инструментов освоения трудноизвлекаемых запасов и повышения добычи на зрелых месторождениях. Их применение позволит дополнительно вовлечь в разработку до 450 млн тонн нефти. Соглашение создаст основу для испытаний ХМУН на научно-технологических полигонах: партнеры намерены разработать организационную модель для создания первого подобного полигона в Югре. Эта и другие договоренности на ЮПИФ (см. «Соглашения на форуме») подтверждают представленные на дискуссионных площадках инициативы — для развития территории нужны самые современные технологии, консорциумы и кадры, которые позволят округу перейти к новой модели роста. На какие направления Югра сделает ставку?
Цифровизация — не тотальная, но осознанная
Первое направление — цифровизация промышленности. «Цифровизация — серьезный инструмент для эффективного решения задач, стоящих перед экономикой.
— «Цифра» позволяет своевременно принимать управленческие решения, реагировать на риски. Она стала частью современной промышленности, — констатировала губернатор Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Наталья Комарова. — Опираясь на опыт крупнейших компаний нефтегазовой отрасли, можно увидеть, как цифровая трансформация влияет на рост производительности труда, в том числе за счет высокого качества обратной связи с производственными процессами, ускорения темпов вывода нового продукта на рынок.
— С помощью «цифры» компании добиваются новых возможностей, они продолжают инвестировать в цифровизацию производства, потому что примеры во всем мире доказывают бо?льшую эффективность цифровых технологий по отношению к аналоговым, — подтверждает исполнительный директор центра цифровой трансформации «Сколково» Николай Верховский.
— Даже в условиях цифровизации невозможно полностью заменить натурные испытания виртуальными, необходимо гармоничное развитие инструментов сырьевой и цифровой экономик, — уточняет проректор по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) Алексей Боровков. — На пересечении материального и цифрового миров создается цифровой двойник, который становится драйвером устойчивого развития компаний. Двойники позволяют создавать конкурентоспособную продукцию нового поколения и управлять изменениями на всех последующих стадиях жизненного цикла. В основе технологии цифровых двойников лежит совокупность систем цифровых моделей, размещенной на единой цифровой платформе и находящейся в постоянном взаимодействии в автоматизированном режиме на этапе разработки изделия. Но не любая цифровая модель является цифровым двойником, а только модель, созданная на основе сбалансированной матрицы требований, целевых показателей и ресурсных ограничений.
По словам директора департамента цифровых технологий Минпромторга России Владимира Дождёва, государство готово предложить комплекс инструментов поддержки компаниям, которые намереваются внедрять цифровые технологии: «Это гранты для разработчиков промышленного программного обеспечения, субсидии, которые позволяют выводить продукты на стадии пилотных проектов, позволяют создавать консорциумы и тиражировать лучшие решения на длинные производственные цепочки. Вместе с регионом мы корректируем нормативную базу, которая должна способствовать, а не препятствовать внедрению цифровых продуктов».
— Пандемия стала драйвером для развития цифровых эксосистем. Самое время разобраться с новыми вызовами и начать работать, тем более что регион нацелен на смещение акцентов с добывающей экономики на экономику знаний. Ставка сделана на формирование сети инжиниринговых центров, развитие компетенций цифрового моделирования и цифрового проектирования, разработку новых образовательных программ под кадровые запросы цифровой экономики, — подчеркивает Николай Верховский.
Такие центры — центр компьютерного инжиниринга и центр химического инжиниринга — сформированы на базе Сургутского государственного университета (СурГУ) при сотрудничестве с СПбПУ. Центры работают над совместными пилотными проектами: проектом повышения эффективности установок электроприводного центробежного насоса при эксплуатации в осложненных условиях и проектом расчета прочности кабеля в условиях его эксплуатации. Готовится к запуску совместная образовательная программа «Компьютерный инжиниринг высокотехнологичной продукции нефтегазовой отрасли» с включением двух образовательных модулей по цифровым технологиям.
Югра сделала ставку на формирование сети инжиниринговых центров, развитие компетенций цифрового моделирования и цифрового проектирования
— Благодаря партнерству СурГУ и СПбПУ мы сможем подготовить профессионалов, которые уже в ближайшем будущем будут работать с цифровыми технологиями, — заявила Наталья Комарова. — Разработаны магистерские программы по подготовке специалистов в сфере цифровой промышленности и цифрового моделирования, обучение по которым начнется уже с 2021 года. Развитие человеческого капитала в условиях цифровизации промышленности — ключевая задача для автономного округа.
Эксклюзивные возможности
Второе важное направление — привлечение инвестиций и формирование благоприятного инвестклимата. Югра одной из первых среди регионов приняла закон о господдержке инвестиционной деятельности, защите и поощрении капиталовложений. Документ определяет гарантированные меры поддержки инвесторам: льготы по налогу на имущество, земельный участок без торгов, льготы по аренде.
Предусмотрена возможность получить компенсацию части затрат, понесенных при реализации проекта, например на приобретение оборудования. Общий объем возможной компенсации определяется индивидуально и зависит от налогового потока в консолидированный региональный бюджет, который генерирует инвестиционный проект. Дополнительно в законе предусмотрено создание единого окна для всех инвесторов, желающих заключить соглашение ГЧП, концессионное соглашение, контракты жизненного цикла и т.д.
— В этом году принят ряд стратегических документов, направленных на развитие инвестиционного потенциала. Регион объединил все формы инвестиционных соглашений, в законе предусматривается 11 проектных инвестиционных режимов, — рассказал генеральный директор Фонда развития Югры Роман Генкель. — Первые пилотные проекты в рамках этого закона в ближайшее время внесем на утверждение в правительство округа. Инвестору будет компенсирована часть понесенных затрат на инвестиционной стадии, он в свою очередь обязуется создать рабочие места, обеспечить соответствующие налоговые поступления.
По словам начальника управления инвестиционной политики департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Сергея Пестрякова, региональные власти рекомендовали всем муниципалитетам до конца 2020 года определиться с муниципальными мерами поддержки инвесторов по соглашениям о защите и поощрении капиталовложений: «Муниципалитеты будут участвовать в соглашении о защите капиталовложений по трем направлениям: налоговые льготы, арендная плата, предоставление земельных участков без конкурса. В ряде муниципалитетов уже приняты соответствующие решения, правовые акты».
Напомним, Югра также запустила новую стратегию работы с инвесторами. В числе инструментов поддержки — обновленная линейка предоставляемых Фондом развития льготных займов, а также новый механизм — венчурное финансирование. Ожидается, что в ближайшую пятилетку объем привлеченных инвестиций достигнет 150 млрд рублей, бюджетный эффект от реализации инвестпроектов оценивается в 2,1 млрд рублей.
По мнению исполнительного директора Агентства по привлечению инвестиций Самарской области Сергея Никитина, для эффективной инвестиционной политики стало важным понимание регионом его возможностей с точки зрения обеспечения сбыта, в том числе и межрегионального, с учетом возможностей существующих транспортных сетей, особенностей сырьевой базы, структуры и квалификации кадров, а также возможности кооперационного взаимодействия с предприятиями: «Каждый регион стремится к привлечению инвесторов с помощью использования своих эксклюзивных отличий и особенностей, которые формируются благодаря полноценным знаниям и представлениям о региональных возможностях».
Опыт на всю страну
Третье направление — развитие механизмов ГЧП. Югра является лидером в сфере ГЧП, обладает большим опытом реализации таких проектов. По итогам 2019 года объем инвестиций по проектам ГЧП, реализуемым с участием Фонда развития, составил 21 млрд рублей, что в 3,5 раза превышает показатели 2018 года.
У Югры уже есть опыт создания «коробочных» решений в сфере заключения ГЧП, примером может служить реализация программы по строительству школ на принципах государственно-частного партнерства, считает исполнительный директор национального центра ГЧП Максим Ткаченко.
— Рынок стремится к унификации, появляются типовые или «коробочные» продукты — это позитивный тренд. Другая положительная тенденция — расширяется сфера применения ГЧП, контракты заключаются в сельском хозяйстве, промышленности. Все больше проектов по 224-ФЗ появляются в ИT и социальном секторе, распространяются формы квазиГЧП.
Негативным трендом стало сокращение количества проектов. Например, в прошлом году были запущены 134 проекта. В этом году мы подходим к показателю 100 проектов. Это не столь значимое падение, но тренд все равно тревожный, — анализирует ситуацию Максим Ткаченко.
Существенным минусом для развития рынка является и отсутствие внятной интеграции ГЧП в нацпроекты. К тому же присутствует существенная конкуренция между инвестиционными механизмами (СЗПК, СПИК, КЖЦ, ГЧП, концессии). «В идеале все механизмы должны стать единой экосистемой работы с инвестором, но пока это не так. Сегодня это конкурирующие формы. И появление новой формы почему-то выводит из фокуса другие. С этой историей надо бороться на федеральном уровне», — убежден Максим Ткаченко.
Участники ЮПИФ выразили мнение, что Югра должна транслировать опыт проектов ГЧП на всю страну. «Мы хотим это сделать. Сейчас у нас одна из задач — создание центра обучения ГЧП. Здесь мы готовы делиться своими наработками не только с коллегами из Югры, но и других регионов», — подытожил Роман Генкель.
Дополнительные материалы:
Соглашения на форуме На форуме подписаны: соглашение о сотрудничестве между Фондом развития Югры и АО «Тандер» (ТС «Магнит»); соглашение о сотрудничестве между Фондом и «Корпорацией развития Курской области»; соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между АО «Россети Тюмень» и УК «Индустриальный парк Югра»; меморандум о сотрудничестве между «Газпромнефть-Технологические партнерства», департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и компанией Beicip-Franlab; соглашение о сотрудничестве между «Технопарком высоких технологий» и «Газпромнефть-Технологические партнерства»; соглашение о сотрудничестве между «Технопарком высоких технологий» и фондом «Сколково». |
Во главе трансформации — человек Чтобы быть конкурентоспособным, необходимо уходить в «цифру», создавать цифровые двойники и оцифровывать производственные процессы, убежден заместитель губернатора Югры Алексей Забозлаев — Алексей Геннадьевич, «цифра» пронизывает всю российскую экономику, но так ли необходимо переводить на нее все сектора? Не усматривается ли в этом некая модная тенденция? — Цифровизация — не дань моде, а необходимость, поскольку есть ряд ограничений по принятию решений человеческим разумом, по скорости принятия решений. Аналитику больших данных может выполнить только искусственный интеллект. То, что раньше высчитывалось 1 — 2 дня, теперь занимает 1 — 2 секунды. И те проекты, которые были представлены на площадках ЮПИФ, учитывают новые реалии, они уже реализованы или находятся в стадии завершения. В этом направлении будут идти все. В Югре создаются зеркальные инжиниринговые центры, которые будут развивать компетенции в сфере цифрового проектирования и цифрового моделирования. Задача — не просто уменьшение себестоимости производства, а рост качества жизни, новый уровень развития. Так, при проведении ЮПИФ благодаря «цифре», онлайн-формату удалось серьезно расширить географию участников форума, перечень и масштаб обсуждаемых вопросов, уровень дискуссии. Самое важное — во главе процессов по цифровой трансформации должен стоять человек, который создает технические задания. Поэтому нам надо грамотно заниматься подготовкой кадров, чтобы были специалисты с нужным уровнем компетенций. — Помимо «цифры» на ЮПИФ обсуждали и другие важнейшие для развития региона направления. Будут ли учитываться результаты дискуссии при формировании планов? — В этом году тематика форума была расширена — помимо вопросов, касающихся развития промышленности, обсуждались такие темы, как привлечение инвестиций, государственно-частное партнерство. В частности, рассматривалось, чем руководствуются инвесторы при выборе территории для реализации проекта и какие инструменты необходимо применять для их привлечения. Интересные и актуальные предложения, прозвучавшие на сессиях и столах ЮПИФ, войдут в итоговую резолюцию и станут неким планом работы на следующий год для органов власти, подведомственных учреждений и бизнеса. |
Тренды в работе с инвесторами определены За инвестиции конкурируют не регионы, а команды, которые управляют площадками и инфраструктурой, считает генеральный директор Фонда развития Югры Роман Генкель — Роман Александрович, как сейчас развивается борьба за инвестора между территориями? — Сейчас происходит активный обмен информацией, наработанными методиками и новыми инструментами. Бессмысленно пытаться утаить «фишки» в работе с инвесторами. Скорее, симбиоз лучших практик поможет максимально раскрыть возможности территорий. Онлайн-формат позволил в рамках сессии «Как привлечь инвестора?» собрать восемь руководителей институтов развития, представляющих разные субъекты РФ. Регионы перестали конкурировать, конкурируют управленческие команды, которые отвечают за привлечение инвестиций. От их готовности, готовности инфраструктуры принимать инвесторов зависит результат работы. — Предприниматели предпочитают приходить на готовые площадки? — Один из самых востребованных бизнесом форматов — индустриальные парки (ИП). Сопредседатель правления Ассоциации индустриальных парков России Денис Журавский на ЮПИФ оценил их заполняемость в 90%. Более 60% компаний, которые заходят в регионы, в первую очередь выбирают ИП. Их интересуют упакованные площадки. В Югре два индустриальных парка уже аттестованы и включены в реестр министерства промышленности и торговли РФ. Базовыми резидентами этих площадок выступают компании, связанные с нефтесервисом, но есть несколько резидентов, не связанных с ТЭК. Например, одна из компаний производит дезинфицирующие средства, которые в условиях пандемии очень востребованы. Другая перерабатывает пластиковые отходы и производит готовую продукцию. Еще один интересный кейс: на прошлой неделе договор аренды с ИП подписала компания, которая занимается лазерной обработкой деталей. Эти примеры говорят о росте диверсификации экономики Югры. — На форуме подписано соглашение о сотрудничестве между Фондом развития Югры и компанией «Тандер» (ТС «Магнит»). О чем договорились стороны? — Фонд и торговая сеть «Магнит» заключили соглашение о сотрудничестве по развитию присутствия в сетевых магазинах высококачественных товаров местных производителей по доступным ценам. Документ подписан в рамках торгово-закупочной конференции югорских товаропроизводителей и сети «Магнит», где мы обсудили механизмы и условия сотрудничества, вопросы совершенствования производственных процессов для оптимизации реализации продукции на полках сети, требования к ассортименту, объему и фасовке. По сути, Фонд развития стал площадкой и координатором по взаимодействию и продвижению югорских товаров в федеральных сетях. Сейчас более 50 региональных предприятий реализуют свою продукцию в двух федеральных сетях. Оборот местных товаров в сетях по отдельным категориям в этом году превысил 30%. Все больше представителей малого и среднего бизнеса развивают свои производства и расширяют сбыт через торговые сети. Фонд помогает предпринимателям заходить в торговые сети, а сетям — находить надежных поставщиков. |
ТКО-прорыв В Ханты-Мансийском автономном округе формируется система обращения с твердыми коммунальными отходами, отмечает директор департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Кирилл Зайцев — Одна из ключевых сессий ЮПИФ была посвящена ТКО. Когда будут созданы первые полигоны? — В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами к 2024 году в Югре должно быть создано пять комплексов межмуниципальных полигонов. Первый из таких объектов строится в Нефтеюганском районе. В 2020 году в регионе было заключено еще два соглашения — в Нижневартовском и Октябрьском районах. Сейчас на стадии заключения находится проект в Ханты-Мансийском районе. До конца 2020 года должны объявить конкурс на строительство комплекса для Сургута. Также в 2020 году совместно с региональным оператором «Югра-экология» стартовал эксперимент по раздельному сбору отходов в Югорске. Планировалось, что он пройдет до середины 2020 года, но затем продлили его до начала 2021 года. По итогам сделаем выводы о дальнейшей реализации проекта. — Как привлечь частные инвестиции в проекты по переработке и утилизации отходов? — Вместе с Фондом развития Югры мы определяем так называемые рынки, ниши для переработки ТКО. Уже в следующем году мы сможем предложить переработчикам ТКО готовые бизнес-проекты. |