На своей волне
Макроиндикаторы Югры
Специфические и общие тренды в траектории экономики Югры
Нефтяная специализация экономики Югры приводит к значительным отличиям региона от остальных уральских территорий, что не позволяет в оценке экономических успехов региона ориентироваться на сравнительный анализ. Тут, скорее, как у привыкших быть лидерами — сравнение возможно только с прошлой версией самого себя.
Несравненная статика
Чтобы проиллюстрировать эту «значительную» разницу, приведем пару примеров. Во-первых, это касается организации пространства. В Югре только 92% населения проживает в городах. Это самый высокий показатель на Урале (среднее значение для макрорегиона — 73%). При этом назвать территорию урбанизированной, подразумевая при этом разрастающиеся мегаполисы и плотные агломерации, сложно. Здесь по огромной территории раскиданы относительно небольшие города.
Следующий пункт списка значительных отличий — структура экономики. Как и в регионах-соседях — ЯНАО и Тюменской области — здесь доминирует добывающий сектор, тогда как в остальных — обрабатывающий. В Югре объемы добычи в 6,5 раза превышают объемы обработки. Это самое высокое значение показателя в макрорегионе. Доминанта сектора заметна не только в масштабах Урала: именно в Югре добывается половина российской нефти. Прямо из этого следует целая череда других рекордных показателей: заработная плата населения здесь в 1,6 раза выше средней по Уралу, сальдированный финансовый результат компаний — в 1,2 раза, доходы бюджета на душу населения — в 3,6 раза.
Пятном на таком безупречном фоне может показаться статистика доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП: всего 7,2% против средних для Урала 20%. Но этот низкий показатель, скорее, следствие колоссальных объемов добывающего сектора: доля любых других на этом фоне просто теряется. Косвенно об уровне технологий можно судить по доле высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в регионе. Тут у Югры снова преимущество: по итогам 2015 года — 37%, это максимум по Уралу при среднем значении 29%. Действительно конкурировать с Югрой можно по показателю рентабельности производства. Показатели региона чуть превышают средние по Уралу: 16,6% против 14,1%.
Колебания в силе
В региональном срезе статистические показатели Югры в абсолютном и подушевом выражении выглядят недосягаемо для остальных уральских территорий. Регион — явный лидер и по добыче, и по качеству жизни. В таких случаях больший интерес представляет прогресс относительно собственных прошлых результатов и попадание в общий для макрорегиона тренд. Так, сонаправленно с большинством уральских территорий в первые семь месяцев 2016 года Югра продолжила спад предыдущего года в динамике роста розничной торговли (минус 8% за 2016 год) и рынка услуг (3,2%), а также в реальных доходах населения (10%).
С начала года Югра демонстрирует один из самых скромных среди регионов с положительной динамикой рост индекса промпроизводства. За семь месяцев югорская экономика смогла вырасти на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но это — смена негативного тренда двух предыдущих периодов. Интересно, что добывающий сектор начал разгон только в 2015-м, а обрабатывающая промышленность стартовала еще в 2014-м в основном благодаря мощному росту производства кокса и нефтепродуктов. Отрасль увеличилась в девять раз по итогам 2015 года и держит планку в 2016-м, достигнув 83% от объема производства обрабатывающего сектора. Даже с таким скачком югорская обрабатывающая промышленность в объеме уступает почти всем уральским территориям, кроме совсем скромных курганской, оренбургской и удмуртской. Зато в деле добычи и экспорта нефти Югра безусловный лидер. Регион продолжает лидировать по темпам роста и объемам экспорта: за первое полугодие 2016 года прирост составил почти 4%. И это устойчивый тренд: с таким же высоким приростом завершены 2015 и 2014 года.