Сбалансировать давление

Государственный надзор

Государственный надзор

«Эксперт-Урал» начинает серию публикаций, посвященных вопросам государственного надзора за деятельностью компаний. Эксперты насчитывают в России свыше миллиона проверяющих и более трех десятков видов надзора: санитарно-эпидемиологический, технологический, экологический, финансовый, страховой, строительный и многие другие. Наша задача — поднять проблему необходимости не столько снижения пресловутого «административного давления на бизнес», сколько формирования в стране такой системы, в которой сам бизнес пуще государственных органов надзора заботился бы о безопасности своих работников, своего производства и своей продукции. В основе этой системы — финансовая заинтересованность собственников и руководителей предприятий во внедрении наилучших доступных технологий, повышающих безопасность производства и улучшающих условия труда; непрерывное повышение уровня профессиональной подготовки административно-управленческого, технического и обслуживающего персонала компаний; неотвратимость ответственности эксплуатирующих организаций за ущерб в результате аварии на опасном производственном объекте и т.д.

Что происходит сейчас? Со времени президентства Дмитрия Медведева снижение административного давления на бизнес государство декларирует исключительно как сокращение числа проверок со стороны надзорных органов. А раз снижается число проверок, нужно сокращать и количество проверяющих, что влечет за собой экономию бюджетных средств.

Вроде все в выигрыше. Однако логику здесь следует выстраивать в обратном порядке. Государство задумалось о снижении бюджетных расходов, соответственно инициировало процесс объединения ряда надзорных органов, сокращение их функционала и количества сотрудников, причем в первую очередь сотрудников низшего звена — инспекторов, непосредственно осуществляющих надзор на предприятиях и в организациях. В итоге степень свободы бизнеса от административного давления оказалась обратно пропорциональна уровню безопасности наших граждан.

Простой пример. Раньше лифты, как пассажирские, так и грузовые, считались опасными производственными объектами (ОПО), поскольку они относятся к грузоподъемным механизмам, и их эксплуатация связана с потенциально высокими рисками аварии. Но федеральным законом обязательная регистрация в Ростехнадзоре лифтов как ОПО с марта 2013 года отменена. Кроме того, владельцам уже эксплуатирующихся лифтов рекомендовано вывести их из реестра ОПО. Очевидно, чтобы не загружать лишней работой надзорный орган. Ведь если лифт остался в реестре, у инспектора Ростехнадзора есть формальное основание (читай: ответственность) провести проверку выполнения требований промбезопасности. Результат — в последние годы аварии с лифтами (в том числе их падение с гибелью людей) стали случаться даже в новостройках, при этом ответственность возлагается только на эксплуатирующие организации, а органы государственного надзора оказались ни при чем. А если речь зайдет об ограничении или полной отмене проверок не только лифтов, но и опасных производственных объектов металлургического комбината или нефтеперерабатывающего завода? Обрадуется ли бизнес такой свободе с одновременным возложением на него полного груза ответственности?

По журналистской работе мы общаемся с руководителями многих предприятий, и нередко речь заходит о проблемах взаимодействия с надзорными органами. Как правило, ответ сводится к тому, что на эту тему лучше поговорить с соответствующим специалистом предприятия. Почему директора не владеют темой? Потому что пока этот вопрос не настолько значительный, чтобы решать его на уровне топ-менеджмента компании (конечно, за исключением налоговой и прокурорской проверок). Складывается парадоксальная ситуация: правительство критикует себя за избыточное административное давление на бизнес гораздо острее, чем делают это собственно представители компаний.

Вместе с тем сокращение числа проверок предприятий со стороны органов государственного надзора должно стать частью принципиально иной системы взаимодействия бизнеса с надзорными органами, в которой бы обе стороны разграничили ответственность и стали партнерами в сфере обеспечения безопасности граждан. Один из элементов новой системы взаимодействия — риск-ориентированный подход, внедряемый в настоящее время Ростехнадзором.

 

Материалы по теме

ОПОзнание будущего

В Свердловской области завершилась программа «Год защиты органов дыхания»

Как снижать риски возникновения происшествий, поделились опытом оренбургские газодобытчики

Выживут не все

От каких видов проверок освободили бизнес в 2023 году