Нефтяники сэкономят на девальвации
Глава Минфина РФ Антон Силуанов обосновал перспективу повышения налогов в нефтянке, указав отрасли на новые цели:
— Это должны быть не валовые показатели инвестиций и добычи, на которые кивают представители нефтяных компаний, а показатели отдачи на каждый рубль вложенных средств. Это означает, что запланированного роста прибыли и добычи компании должны достигать с меньшим объемом инвестиций. Для этого необходимо сокращать издержки и аккуратно подходить к выбору инвестпроектов. Пока мы наблюдаем обратную картину: операционные издержки компаний активно растут, зарплаты в индустрии в отличие от бюджетного сектора индексируются, причем местами и двухзначными темпами. И все это де-факто финансируется ростом бюджетного дефицита, сокращением уровня запланированных расходов и повышенной процентной ставкой.
По мнению чиновника, важно мыслить шире одной отрасли и понимать макроэкономический аспект влияния роста инвестиций в этом секторе на российскую экономику:
— По итогам первого полугодия 2015 года в условиях снизившегося суммарного денежного потока нефтяной отрасли, то есть выручки — как изымаемой в бюджет за счет налогов, так и остающейся в распоряжении компаний, мы стали свидетелями увеличения объема инвестиций нефтяных компаний. Такая ситуация оказалась возможной исключительно за счет того, что все сокращение денежного потока легло на плечи резко снизившихся налоговых отчислений, в то время как нефтяные компании получили даже прирост остающихся в их распоряжении сумм за счет опережающего роста рублевых налоговых вычетов по НДПИ и экспортной пошлине, а никак не сокращения уровня затрат.
Силуанов подчеркнул, что выгода от девальвации за счет изменения суммы вычета по НДПИ составила для нефтянки 500 млрд рублей. Министр пояснил, что в формуле НДПИ есть вычет — не облагаемая этим налогом цена на нефть. Сейчас он составляет 15 долларов за баррель. Ослабление российской валюты с 38 рублей за доллар в 2014 году до ожидаемых 63,3 рубля в 2016 году повлечет за собой рост вычета с 570 до 950 рублей. Издержки экспортеров сокращаются, поскольку изменения номинального курса происходят одновременно с реальным ослаблением рубля. В связи с этим выгода нефтяников от сокращения вычетов по НДПИ достигнет почти полтриллиона рублей, обеспечив рост EBITDA отраслевых компаний.
Дискуссия о налогообложении нефтянки разворачивается на фоне обсуждения бюджета на 2016 год. Президент РФ Владимир Путин в конце сентября попросил правительство проработать вопрос о пополнении казны за счет части прибыли, которую экспортеры нефти получили благодаря девальвации (см. «Нефтяникам предложили поделиться»). Минфин предложил применять к вычету по НДПИ пониженный курс доллара (44 рубля) и снять сливки с отрасли. Этот вариант не прошел. Появилась новая идея — заморозить экспортную пошлину на уровне 42% в 2016 году (в рамках налогового маневра ее должны были понизить до 36%). Ожидаемый эффект от данной меры — пополнение бюджета на 300 млрд рублей.