Иногда они возвращаются
Западные санкции не помешали Роснефти совместно с американской ExxonMobil открыть месторождение с большими ресурсами нефти и газа в Карском море. Теперь иностранный партнер покидает проект. Но может вернуться
К 10 октября компания Exxon, подчинившись требованиям правительства США, свернула работу на самой северной в мире арктической скважине — «Университетская-1» (на лицензионном участке Восточно-Приновоземельский-1) в Карском море. Но прежде вместе с Роснефтью успела обнаружить здесь нефть. «Разведочное бурение в рамках СП было проведено в рекордные сроки — всего за полтора месяца, с соблюдением всех технологических и экологических требований», — утверждают в российской компании.
Предварительная оценка ресурсной базы только по первой открытой ловушке — 338 млрд кубометров газа и более 100 млн тонн нефти. И это лишь одна из структур ямальского месторождения. Найденная нефть — легкая, даже по первичным результатам сопоставимая с сортом Siberian Light, добываемым в ХМАО-Югре (дно Карского моря является северным продолжением Западно-Сибирской нефтегазовой провинции).
— Это уникальный результат при первом поисковом бурении на шельфе на абсолютно новом месторождении. Это наша общая победа — в ее достижении участвовали наши друзья и партнеры из ExxonMobil, Nord Atlantic Drilling, специалисты Schlumberger, Halliburton, Weatherford, Baker, Trendsetter, FMC. И мы хотим назвать это месторождение «Победа», — заявил президент Роснефти Игорь Сечин на церемонии открытия.
Ледовая обстановка в этой части Арктики позволяет вести разведочное бурение всего два-три месяца в году. Партнеры начали работу в рамках совместного предприятия буквально 9 августа, а уже 12 сентября США запретила американским компаниям оказывать нефтесервисные услуги в России, в том числе по уже запущенным проектам. Однако лоббистских возможностей Exxon хватило, чтобы убедить Минфин США дать компании и другим ее американским подрядчикам завершить работы в Карском море — в соответствии с проектом. Основной аргумент — сложность экологической обстановки.
Эксперты нефтедобывающего сектора не удивлены, что открыть месторождение морской части Арктики удалось так быстро. «Подготовка мест бурения на шельфе проводится очень тщательно, скважины закладываются, когда есть 100% уверенности. То, что в Карском море есть нефть, было очевидно, вопрос только в том, когда откроют первый пласт», — поясняет член комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Рустам Танкаев.
Теоретически нефть с нового месторождения — великолепный товар для экспорта. Siberian Light заметно превосходит по химическим характеристикам Urals. По оценкам «Инвесткафе», стоимость одного ее барреля может быть выше на 4 — 5 долларов. Сегодня легкая нефть с месторождений Югры смешивается в нефтепроводах с тяжелой высокосернистой нефтью Волго-Уральской нефтегазоносной провинции и затем экспортируется под маркой Urals. С нового же месторождения в Карском море можно организовать индивидуальный экспорт, что позволит увеличить среднюю цену реализации нефти Роснефтью, частично компенсировать потери компании от смешивания более и менее качественных сортов нефти в транспортной системе. Качество арктической Siberian Light не уступает сорту Brent, и это открывает новые рынки сбыта.
Вот только все это перспективы не ближайшего будущего. Во-первых, по оценкам стратега Standard Life Investments Франсиса Надсона, необходимо больше данных разведки и геологической информации, прежде чем оценивать ресурсы на Университетской структуре. Во-вторых, для промышленной добычи необходимо провести еще не одно разведочное бурение, чтобы определить скважины для установки постоянной буровой платформы. С учетом особенностей местного климата на это может потребоваться 5 — 7 лет.
С кем будет работать здесь все эти годы Роснефть, пока не понятно. Согласно заключенным еще в 2011 году договоренностям с Exxon, американская компания должна была профинансировать проект освоения трех Восточно-Приновоземельских участков Карского моря на условиях carry: 100% первых 1,7 млрд долларов на геологоразведку, 50% следующих 500 млн долларов, далее 33,3%. Пока не понятно, откуда теперь российская компания возьмет средства и технологии.
— Для разработки проекта в Карском море потребуется много лет и значительное использование западных технологий. Пока Россия продолжает агрессию против Украины, а санкции США действуют, у России не будет доступа к американским компаниям и технологиям, необходимым для продолжения реализации этого проекта, — заявила представитель OFAC (подразделение Минфина США, следит за исполнением санкций) Хэгар Чемали.
Впрочем, партнеры разбегаться не спешат. Игорь Сечин уже заявил, что стороны проводят соответствующие консультации и надеются найти адекватную форму сотрудничества: «В санкциях не прописаны детали и все зависит от интерпретации третьих сторон». Вносить изменения в СП, которое является оператором проекта, пока также не планируется. Значит, у американской стороны всегда будет возможность вернуться. ExxonMobil в свою очередь старается убедить правительство США смягчить санкции против России в энергетической отрасли. По неофициальной информации, компания надеется возобновить бурение на российской части арктического шельфа уже следующим летом.