Экономика долга

Сфера ЖКХ

Сфера ЖКХ

Решение проблемы долгов за газ в Свердловской области во многом зависит от пересмотра нормативов: действующий сейчас их уровень является заниженным и каждый месяц усугубляет острую ситуацию с расчетами за энергоресурсы

До начала отопительного сезона остались считанные дни. По традиции, в Свердловской области он стартует на фоне огромных долгов за главный тепловой ресурс — природный газ. Наблюдается стабильный ежегодный прирост долга примерно на 1,5 млрд рублей в ценах 2015 года. Принято считать, что причина долгов — неплатежи жителей, управляющих компаний и теплогенерирующих организаций. Однако есть и другие причины. Одна из них — заниженные нормативы.

Ситуацию комментирует Сергей Леонидович Сысков, начальник управления развития рынка газа АО «Уралсевергаз».

— Одна из самых острых проблем, которая впрямую увеличивает долги потребителей за энергоресурсы, — это нераспределенные объемы тепловой энергии и горячей воды. Конечным потребителям объемы ресурса предъявляются меньше, чем было выработано на теплоисточнике (с учетом потерь в тепловых сетях). В значительной степени это связано с нормативами на коммунальные услуги (на отопление, нагрев горячей воды). Ни для кого не секрет, что 100%-ного учета потребления коммунальных услуг у нас нет, а федеральным законом (Об энергосбережении …) и не предусматривается. Если за решение этой проблемы срочно не взяться, то долги будут расти катастрофическими темпами. Долговая яма и так выглядит угрожающе, но с каждым новым месяцем очередного отопительного сезона долги будут прирастать десятками и даже сотнями миллионов рублей.

— А в чем проблема с нормативами?

— Дело в том, что фактическое потреб­ление коммунальных ресурсов населением — горячей воды и тепла — превышает нормативы, действующие в муниципалитетах без изменения уже более пяти лет. В отдельных случаях нормативы занижены более чем в два раза. Это касается как нормативов на отопление для малоэтажных домов, так и нормативов на нагрев горячей воды для отдельных территорий. В Свердловской области 93% жилья (по площади — в квадратных метрах) оплачивается по усредненным нормативам, не учитывающим ни этажность строений, ни возраст постройки. То есть усредненные нормативы применяются для расчетов коммунальных платежей и для жителей сравнительно новых домов (если они не оснащены приборами учета), и для жителей, проживающих в старых, проблемных одно- и двухэтажных домах, где по ряду объективных причин приборы учета установить невозможно — нет подвалов, ветхие сети и т.д.  

— Но ведь счетчиков становится все больше. По мере увеличения числа приборов учета проблема же должна смягчаться? Но она, насколько я понимаю, усугубляется. Почему?

— В этом и проблема. Счетчики устанавливаются только там, где это выгодно. Раньше, когда все платили по усредненным нормативам без счетчиков, жители многоэтажных домов приплачивали за жителей, которые живут в домах малой этажности. Жители малоэтажных домов, соответственно, недоплачивали: потреб­ляли больше — платили меньше, по нормативам на квадратный метр. С установкой счетчиков в больших домах жители стали получать счета по факту потребления. Жители малоэтажек платить больше не стали. Чуда не произошло, но появились нераспределенные объемы тепла, которые недовыставили жителям мало­этажных домов. И чем больше многоэтажных домов оснащается приборами учета, тем больше денег недополучают теплоснабжающие компании. Так, в Свердловской области, по разным оценкам, от 60 до 70% жилья оснащено приборами учета. Еще в пределах 20% домов можно будет установить приборы учета — это будет выгодно. Останется около 20% домов, где приборы учета будет ставить невыгодно. Поставишь прибор — и жителям придется платить в два раза больше. Жителям невыгодно. Невыгодно и управляющим компаниям — если счета будут в два раза больше, жители просто не будут платить. В итоге по усредненным нормативам жители платят лишь за часть потребленных энергоресурсов, месяц за месяцем, год за годом, накапливая скрытые долги перед поставщиками энергоресурсов, в том числе перед Уралсевергазом как поставщиком газа.

Еще одна особенность: по федеральному закону приборы учета не подлежат обязательной установке в домах с нагрузкой до 0,2 гигакалории в час. Это все одно- и двухэтажные дома. Действительно, сложно поставить приборы учета там, где старые сети, нет технических подвалов и надо принимать дополнительные решения. Сегодня необходимо принять политическое решение по обязательному оснащению всех потребителей средствами учета. Иначе ситуацию не изменить — долги будут расти.

— И какой «вклад» проблемы с нормативами?

— Только за счет одноэтажных домов из старого жилого фонда теплоснабжающие организации области недополучают, по нашим оценкам, около 960 млн рублей в год. А по двухэтажным домам это может составить еще порядка 1,9 млрд руб­лей (после оснащения счетчиками всех многоэтажных домов). Это укрупненные оценки. Таким образом, ежегодно (!) теп­лоснабжающие организации недобирают с жителей — как раз из-за того, что применяют усредненные нормативы на отопление — до 2,9 млрд рублей. Даже для такой большой области, как Свердловская, это очень много.

Это в целом. В пересчете на газовую составляющую сумма, которую теплоснабжающие компании недополучают с потребителей, составляет 1,2 — 1,4 млрд рублей.

И еще один момент, который выглядит нелепо, но он есть. По данным нашего мониторинга, Свердловская область — единственный регион в России, где нормативы на нагрев воды в разных муниципалитетах различаются вдвое. Но это невозможно — это же чистая физика: чтобы нагреть воду до определенной температуры (65 градусов), необходимо к ней подвести определенное количество тепла. Одно для всех! Как только нормативы начинают «гулять», возникает еще одна проблема, усугубляющая ситуацию с долгами.

Наибольшее влияние таких тарифов на формирование долга за газ (более 70%) имеют 17 муниципалитетов Свердловской области, в том числе следующие городские округа: Белоярский, Горно­уральский, Кушвинский, Невьянский, Режевской, Североуральский, Тавдинский, Волчанский и Нижний Тагил. Эти же муниципалитеты являются лидерами среди должников за газ.

— А можно пример с цифрами?

— Реж — накопил хронические многолетние долги за газ без внятной перспективы погашения. Безусловно, долговая проблема имеет ряд составляющих, и самая главная из них — низкая платежная дисциплина компаний, работающих в сфере ЖКХ этого города. Там есть и проб­лема нормативов.

Мы просчитали работу только одной из трех котельных Режа. Так вот только из-за того, что в Реже занижен норматив на нагрев горячей воды, котельная недовыставила жителям счета на 10,2 млн рублей (мы выше как раз говорили, что часть объемов просто не выставляется — это нераспределенные объемы). То есть по факту горячая вода нагревалась до нормы — 60 — 65 градусов Цельсия (проверялось по данным на котельной), а счета выставлялись так, как будто температура воды составляла лишь 40 градусов. На 1 сентября т.г. долг только МУП Режевской теплорегенерирующей компании за газ составил более 160 млн рублей. И в этой сумме, сложившейся за три года, только по одной из котельных «сидит» ежегодных более 10 млн рублей, а это 13%, которые возникли из-за заниженных нормативов.

— Как решить проблему?

— Проблему можно решить вполне очевидным способом — привести нормативы в соответствие с действующим в России законодательством и/или установить на всех домах приборы учета. Других вариантов нет.

Нельзя не сказать о еще одной проблеме, которая может и должна стать темой для другого разговора, — это износ котельного оборудования и тепловых сетей. Наряду с тарифной проблемой это еще один важнейший фактор, формирующий долги за топливно-энергетические ресурсы.

— Как «Уралсевергаз» пытается решить эти проблемы?

— Разумеется, все эти годы мы системно работаем с областными и местными властями для решения проблем. Понятно, что мы очень настойчивы — ведь за заниженные нормативы «Уралсевергаз» все эти годы платит своей экономикой: долги сферы ЖКХ перед АО «Уралсевергаз» растут год за годом. Проблема усугубляется. Ее надо срочно решать — понятно, что к новому отопительному сезону, который практически уже начался, не успеть, но и откладывать на долгую перспективу нельзя. Позиция «Уралсевергаза» — решать все проблемы максимально конструктивно, путем переговоров. Мы пишем письма, предоставляем расчеты, подкрепляем их всеми необходимыми документами и выкладками. В курсе проблемы абсолютно все — понятно, что всегда есть сдерживающие факторы и объективные обстоятельства, но сейчас наступила та самая критическая точка кипения, ставящая под угрозу нормальное прохождение очередного отопительного сезона, который в Свердловской области длится почти девять месяцев. Задолженность сферы ЖКХ перед АО «Уралсевергаз» составляет сейчас около 6 млрд рублей. Ни в одном другом регионе России столь внушительного долга нет, поэтому, пользуясь случаем, мы настоятельно просим всех потребителей, власти всех уровней — и власти муниципалитетов, и областные власти — обратить особое внимание на решение долговой проблемы, снижение задолженности и, конечно, взяться за системное решение проблем и в первую очередь нормативов.

Материалы по теме

Проблема на триллион

Задолженность управляющих компаний снизилась на 12%

Долг не может отдать только труп

В одной дырявой лодке

Утекай

Естественно, монополия