Строительство финансовой вертикали
В начале сентября в Сочи прошел традиционный форум «Банки России — XXI век». Для банковской индустрии это важное событие: именно оно в начале делового сезона обозначает тенденции развития сектора, представляет политику регулятора.
Фоном для нынешнего форума служили сложная геополитическая обстановка и неоптимистичные перспективы отечественной экономики. В августе профильные ведомства пересмотрели прогнозные показатели. По расчетам Минэкономразвития, инфляция в этом году составит не 6%, а 7 — 7,5%. По темпам роста ВВП прогноз сохранен (0,5%), но на 2015-й скорректирован в сторону понижения — 1% вместо 2%. Правда, положительная динамика промышленного производства в августе дает основания для улучшения этого показателя в целом по году с 1% до 1,7%. Банковский сектор, по оценкам экспертов, закончит год умеренным ростом в 15 — 17%.
Судя по эмоциональной атмосфере на форуме, эти обстоятельства напрягают банковский сектор не так сильно, как прежде: мало кто рассматривает ситуацию как кризисную. Похоже, российские банкиры привыкают жить в условиях падения некогда очень высокой маржи, неизбежности сложных преобразований в системе, и самое главное — последовательной и жесткой политики регулятора. А надзорный орган четко декларирует: никакие негативные внешние обстоятельства оснований для ее пересмотра не дают. Это означает дальнейшее движение к прозрачности системы, ужесточению надзора и борьбе с отмыванием, обналичиванием и выводом капитала. Аргументы в стиле «косвенным эффектом борьбы будет выдавливание с рынка региональных банков и снижение доступности банковских услуг на территориях» не работают. Ответ регулятора категоричен: «Не хотите играть честно? Уходите с рынка, а вашу нишу в регионах успешно заполнят микрофинансовые организации, которые мы также скоро поставим на контроль».
Прошел год с момента создания в лице Банка России мегарегулятора, получившего контроль за всеми сегментами финансового рынка. И на сочинском форуме надзорный орган впервые сформулировал комплексный подход к сквозной стратегии развития всей сферы — не только банковской индустрии, но и сегментов микрофинансирования, страхового, фондового и других. И это тоже важный тренд: эпоха вольнодумства в банковской среде заканчивается.