Игра на удержание

Банковский сектор

Банковский сектор

Основным акцентом банковской деятельности становится не структура баланса, а удержание паритета доходов и расходов

Банковская статистика по итогам первого полугодия 2018 года не радует: после перехода в прошлом году в положительную зону (+ 9%) были все основания для закрепления роста активов, но ожидания не оправдались. Совокупные активы банковской системы показали сокращение на 1%. Если не брать в расчет банки, санируемые ФКБС (Промсвязьбанк, «Открытие», БинБанк и их дочерние структуры), активы которых сократились на 26%, суммарный рост — всего 1,3%. Результаты расчетов аналитического центра «Эксперт» мы предложили к обсуждению менеджерам федеральных и региональных банков на круглом столе в редакции журнала «Эксперт-Урал».

Безусловно, группы банков показывают разную динамику. Активы Сбербанка выросли на 4,4%. Чуть меньше, 4,3%, динамика средних (из топ-200) региональных банков. На 2,3% подросли крупные универсальные частные банки. Плюс 2% продемонстрировали «дочки» нерезидентов. У розничных банков — плюс 0,6%, но диапазон в этой группе широк: если Тинькофф и Ренессанс Кредит показали 8,5% и 10,5%, то прочие — куда более скромный рост или вообще сокращение. На уровне нуля балансируют малые региональные и московские банки. Группа госбанков за исключением Сбербанка совокупно сократила активы на 2,6%.

В целом по банковской системе активы сократили 53% банков и НКО (из топ-100 — 38%). Для сравнения: за весь 2017 год — 35% банков (из топ-100 — 25%).

Мы не склонны на основании этой статистики делать вывод о стагнации в банковском секторе. Пример Сбербанка и ряда отдельных игроков говорит о том, что возможности для роста есть. Вероятнее всего, на совокупные показатели влияет продолжающееся количественное сокращение банков.

Настороженный рост

Основной негативный фактор для динамики развития банковского сектора — нерасширение кредитного портфеля в силу низкой инвестиционной активности в российской экономике. За полугодие портфель юрлиц увеличился всего на 1% (валютный — минус 8%, рублевый — плюс 5%). Среди лидеров Сбербанк — 4,7%, а также малые региональные банки — 4,6% по рублевому портфелю. Падение в целом у крупных частных банков.

При этом портфель кредитов индивидуальным предпринимателям все толще: за 2017-й — плюс 4,4%, за полугодие-2018 — 5%, причем у банков всех групп.

Впереди всех — кредиты населению: плюс 10% за полугодие (ипотека — 11%, прочие группы — 9%). Однако к этой статистике следует относиться настороженно. По нашим расчетам, уровень просрочки вырос за полугодие в целом по стране с 6 до 7%, а без учета Сбербанка и других госбанков, у которых портфель значительно лучше, — с 8,8 до 10,4%, по группе розничных банков — с 11,6 до 14,6%. Максимальная просрочка у «Русского стандарта» (36%) и «Восточного экспресса» (19%). Они списывают безнадежную задолженность за счет резервов. У лидера роста потребкредитования банка Тинькофф уровень просрочки (9%) растет теми же темпами, что и портфель.

Важно, что рост банковских портфелей не соотносится с динамикой зарплат и сбережений. На эту деталь в недавнем сообщении обратило внимание Минэкономразвития. По расчетам ведомства, в июне портфель кредитов населению увеличился на 15,9% в годовом выражении, в мае — на 15,1%. Рост реальных зарплат в это же время замедлился до 7,2%.

В поисках объектов размещения ресурсов банки все чаще смотрят в сторону фондового рынка. Поэтому динамика роста портфеля ценных бумаг опережает рост корпоративного кредитования: за полугодие портфель ценных бумаг прирос на 3,4%, наибольший рост показали крупные частные банки — 18,5%, средние региональные и малые московские — 12%. Еще одно наблюдение: активы, приносящие доход, растут быстрее, чем активы в целом, — за счет сокращения избыточной ликвидности.

На комиссию

За полугодие средства юрлиц выросли на 4,7%, у Сбербанка — 11%, у малых банков — сокращение. Частные вклады снизили прирост до минимальной величины за последние десять лет, сильнее спад был только в 2014 году, причиной его стала паника, связанная с резким падением рубля. По итогам полугодия вклады выросли всего на 3% (рублевые — плюс 5%, валютные — минус 5%). При этом доля средств на счетах увеличилась на 10%, тогда как в срочных вкладах — всего на 1%. И это логично: ставки по вкладам продолжают падать, а многие банки платят проценты на остатки по счетам.

В целом структура банковских активов и обязательств большинства банков не меняется последний год. Основным акцентом банковской деятельности становится не структура баланса, а контроль доходов и расходов. За год (мы сравнивали первое полугодие этого и прошлого года) процентные доходы сократились на 2,5%, у групп малых банков почти на 10%. Правда, при этом и процентные расходы упали на 14%, за счет этого процентная маржа возросла на 12%. Лидеры по этому показателю — группа крупных частных банков. У малых в целом процентная маржа сокращается. Поскольку предпосылок для роста корпоративного кредитования по-прежнему нет, банки все больше стремятся зарабатывать на непроцентных доходах. За рассматриваемый период на 11% выросли чистые комиссионные доходы, больше всех на услугах заработал Сбербанк — 21%. У средних региональных банков почти нет роста, у малых — сокращение на 8%. Стоит упомянуть уральские банки за пределами второй сотни, которые все-таки увеличили комиссионные доходы за последний год: Ижкомбанк, «Нейва», Стройлесбанк, Кетовский, Первоуральскбанк, Почтобанк, «Курган», Углеметбанк.

Статистика проблемности 

Количество проблемных банков за последний год не сократилось. Среди ныне действующих 130 окончили полугодие с убытками (118 убыточны до создания резервов). Год назад в той же группе (мы не берем банки, у которых впоследствии была отозвана лицензия) убыточны были 127 банков (до создания резервов 97), два года назад — 139 (112 соответственно).

Мы видим, что все больше банков с отозванной лицензией имели застарелые проблемы с прибылью: они несколько лет проедали свой капитал. Так, 20 июля Банк России отозвал лицензию одного из старейших банков Свердловской области Тагилбанка: «Деятельность на протяжении длительного времени являлась убыточной ввиду низкой эффективности использовавшейся бизнес-модели». В числе претензий ЦБ нет типичных ранее «фальсификации отчетности, <…> проведения рискованной кредитной политики, <…> нарушения требований нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов».

С рынка уходят в основном малые банки: за семь месяцев этого года первая сотня лишилась одного банка, вторая восьми, остальные 26 за пределами второй сотни.   

Дополнительные материалы:      

Дать главное

Требования розничного клиента к банку просты — качественное исполнение всех операций
и комфорт, уверен председатель правления банка «Нейва» Павел Ефремов

— Розничный кредитный портфель в целом по банковской системе стабильно растет. Домохозяйства начинают пересматривать бюджеты, и на фоне общего улучшения состояния в экономике стремятся реализовать планы за счет кредита. Требования розничного клиента к банку просты — качественное исполнение всех операций и комфорт. Если появляются проблемы, важно, чтобы они решались максимально быстро. Наша продуктовая линейка сформирована на основе следующих принципов: возможность сконструировать кредит под свои потребности, отсутствие условия обязательного наличия страхового покрытия, возможность досрочного погашения без специального заявления.

Мы считаем самым перспективным направлением розничного кредитования кредитные карты. Основная конкурентная составляющая в этом сегменте — предоставление кэшбэков: банки соревнуются в уровне возврата средств на карту при покупке товаров. Но при этом условия предоставления такой услуги не всегда раскрываются полностью. Мы разработали набор решений для выбора карты с кэшбэком в зависимости от модели поведения потребителя: для тех, кто часто покупает услуги на АЗС, для людей, которые заранее планируют покупки, для тех, кто регулярно покупает продукты в магазинах, для пенсионеров, для подростков.

В целом предпосылки для дальнейшего роста розничного кредитования есть. На мой взгляд, сдерживающим фактором является продолжающаяся чистка банковского сектора. Курс регулятора объективно правилен. Но отзывы лицензий подрывают доверие населения к частным банкам.   
 

 

Качество и комфорт

Удаленные технологии и качественные скоринговые модели позволяют удовлетворить основной запрос бизнеса — на комфортное обслуживание, считает заместитель председателя правления, директор департамента малого и среднего бизнеса ВУЗ-банка Олег Попков

— Компании хотят от банка прежде всего качественного расчетно-кассового обслуживания. Конкуренция в этом направлении довольно сильная, и банки стремятся не просто быстро проводить платежи (это уже норма), развитие получает стремление обеспечить максимально комфортный сервис. В частности предлагаются продукты, позволяющие удаленно решить многие текущие вопросы в бизнесе совместно с партнерами на своих платформах. Например, ВУЗ-банк делает это в рамках линейки нефинансовых сервисов.

По направлению кредитования комфорт обеспечивает скорость как рассмотрения заявки на кредит, так и принятия решения. Эту возможность дают технологии, позволяющие перевести общение банка с клиентом в режим онлайн. В сегменте микро- и малого бизнеса мы движемся именно в этом направлении. Благодаря реализации этой стратегии объем заявок от компаний сегмента у нас уже увеличился в четыре раза.

На этапе рассмотрения заявки важно иметь качественные скоринговые продукты. Мы немало инвестировали в создание скоринговых моделей и считаем, что в связи с массовым применением онлайн-касс они получат существенное развитие. Тем самым мы снимем одно из серьезных ограничений в кредитовании микробизнеса — непрозрачность. С распространением онлайн-касс можно будет в один клик выгрузить историю компании и очень оперативно принять решение о предоставлении кредитного лимита. Это означает, что скорость вырастет, а наши клиенты получат больше возможностей использовать для развития кредитные ресурсы. Уверен, развитие множества банковских сервисов будет связано именно с этой технологией.        

 

Хороший банк всегда рядом

У банка должна быть продуктовая линейка, с помощью которой клиент может решать любые задачи, убежден управляющий филиалом Ак Барс Банка Андрей Кремнев

— В этом году мы видим оживление деловой активности малого и среднего бизнеса. В связи с этим растет и конкуренция в банковской сфере, что проявляется в виде снижения стоимости банковских продуктов, улучшения сервиса, расширения продуктовой линейки банков.  

За прошлый год кредитный портфель этой группы клиентов в Екатеринбургском филиале Ак Барс Банка существенно вырос. Среди них большую долю составляют компании, выполняющие государственные контракты в рамках ФЗ-44, регулирующего госзакупки, и ФЗ-223, регламентирующего закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства.

В настоящее время  платежная дисциплина бюджета очень высока, и предприятия, работающие в этом сегменте, в большинстве своем финансово устойчивы. Такой клиент привлекателен для банков, и они готовы предоставлять ему достаточно хорошие условия кредитования. 

В сегменте крупного и среднего бизнеса мы видим рост активности во внешнеэкономической деятельности. Очень многие наши клиенты выходят на рынки стран СНГ и дальнего зарубежья. Причем начинается с простого: предприниматели ставят себе задачу расширения рынков сбыта. А затем могут инициировать такие сложные бизнес-проекты, как организацию за рубежом производств в сотрудничестве с иностранными партнерами. И здесь важно, чтобы у банка была хорошая продуктовая линейка, с помощью которой можно решить разнообразные задачи экспортеров — качественный расчетный сервис, недорогие кредиты, документарные операции и, конечно, широкий набор консультационных услуг.    

 

Борьба за клиента продолжается

В условиях ужесточившейся конкуренции победят банки, предложившие лучший вариант сотрудничества с клиентом, прогнозирует руководитель управления по работе с крупными корпоративными клиентами УБРиР Евгений Любимов

— Как известно, в течение всего 2017 года и в начале 2018-го в России снижались уровень инфляции и инфляционные ожидания населения. Кроме того, Росстат пересмотрел данные по динамике промышленного производства, которые говорят об улучшении ситуации в промышленном секторе. Эти факторы наравне со стабилизацией курса доллара и рынка нефти позволили регулятору за полтора года снизить ключевую ставку на 2,5 п.п. до 7,25%.

В свою очередь, по цепочке, банки снижали стоимость кредитов как для малого и среднего бизнеса, так и для крупных предприятий. Сложившийся рыночный тренд привел к тому, что бизнес начал прибегать к рефинансированию, то есть закрывать старые и дорогие кредиты новыми — со сниженной ставкой и на более мягких условиях. При этом важно отметить, что бизнес рефинансируется не для того, чтобы снизить ссудную задолженность, а чтобы сократить ежемесячные расходы. Высвободившиеся средства собственники предприятий направляют на развитие дела.

Учитывая, что ставки на финансирование снизились, а количество хороших, качественных заемщиков осталось прежним, между коммерческими банками и банками с госучастием началась серьезная конкуренция. Победит тот, кто предложит лучший вариант сотрудничества — как по ставке, так и по условиям.

УБРиР в начале этого года запустил для малых и средних предприятий кредит «Рефинанс».

В рамках специального предложения, которое действует до 30 сентября, бизнесмены могут рефинансировать прежние невыгодные кредиты по ставке от 9,5% годовых. Для крупных предприятий услуга по рефинансированию была доступна в УБРиР и раньше: работа с корпоративным бизнесом строится на индивидуальных условиях.   

            

Материалы по теме

Будущее под вопросом

«НЕЙВА» глазами клиентов

Интернет-банк «НЕЙВЫ» для торгового бизнеса: простой, удобный и быстрый

Продлить, понять и наказать

Банковский кризис: другой и в целом исчерпан

Промсвязьбанк сообщает предварительные финансовые итоги за 2015 год по РСБУ