Открытие полюса
Мировые институты
ШОС и БРИКС создают биполярный мир: они взяли на себя ответственность за решение глобальных экономических и политических проблем в евразийском пространстве
Договоренности, достигнутые на саммитах Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР (БРИКС), прошедших в Уфе 8 — 10 июля, заставили экспертов заявить о появлении мощного геополитического образования. В первую очередь речь идет о соглашениях России и Китая, которые по сути выступили гарантами стратегической и военной безопасности стран Центральной Азии. Западные СМИ поспешили сравнить ШОС с НАТО. «ШОС заявлена как многопрофильная региональная организация, ее ареал действия — азиатский регион, — подчеркнул спецпредставитель президента РФ по делам ШОС Бахтиер Хакимов. — ШОС занимается обеспечением безопасности, но политическими методами. Глобальных целей с точки зрения создания военной структуры нет, хотя сотрудничество по линии военных ведомств осуществляется».
ШОС и БРИКС преследуют одну цель — баланс международных сил. Создается общее евразийское пространство, которое отстаивает свои интересы, и прежде всего — перед Западом. Участники саммитов послали четкий сигнал: они выступают за новые стандарты в международных отношениях. Особое место в этой позиции занимают недавно созданные финансовые институты и инструменты, возможности которых оцениваются совокупно в 200 млрд долларов. Так, заседание 7 июля совета управляющих Нового банка развития БРИКС стало его фактическим запуском, первые инвестпроекты банк должен утвердить в начале 2016 года. Каждый центробанк страны-участника БРИКС зарезервирует определенную сумму в качестве страховки для чрезвычайных ситуаций, в итоге будет создан большой валютный резерв. Представители стран БРИКС неоднократно утверждали, что новые финансовые институты не являются противовесом существующим бреттон-вудским (МВФ и Всемирный банк долгое время работали вне конкурентной среды). Тем не менее страны БРИКС, доля которых в мировом ВВП составляет 28%, неоднократно высказывали недовольство их ролью в МВФ, где они имеют только 11% голосов.
Что могут дать миру объединения ШОС и БРИКС, стоит ли ждать усиления роли Евразии в глобальной экономике?
Стало реальностью
Документы, принятые на саммите БРИКС (Уфимская декларация, Уфимский план действий и Стратегия экономического партнерства БРИКС), охватили практически весь спектр современной международной жизни. Лидеры «пятерки» призвали к ускорению реформ ООН, которая в последние годы подвергается жесткой критике за неспособность эффективно противостоять глобальным вызовам, выступили против односторонних санкций, осудили преступления террористической группировки «Исламское государство» и призвали участников конфликта на Украине соблюдать минские соглашения. «Мы осуждаем односторонние военные интервенции и экономические санкции в нарушение международного права и общепризнанных норм международных отношений», — гласит итоговая декларация саммита.
Лидеры БРИКС также выразили недовольство проводящейся в развитых государствах политикой расширенного денежного предложения. Оно дает преимущество странам, валюты которых используются как резервные (прежде всего США, страны зоны евро и Япония). Именно они наиболее агрессивно накачивают свои экономики деньгами для стимулирования спроса.
Участники саммита отметили, что «риски для мировой экономики еще не устранены»: «Они связаны с высоким уровнем госдолга и безработицей, снижением инвестиций и объемов торговли, сохранением негативных процентных ставок на фоне признаков продолжительной низкой инфляции в странах с развитой экономикой».
Однако несколько крупнейших российских компаний, среди них Роснефть, ГК «Ренова», Уралмаш-Ижора, уже предложили инвестпроекты для реализации в странах БРИКС. Например, Уралмаш-Ижора намеревается построить завод по сжижению природного газа на площадке в одной из стран БРИКС.
— Группа БРИКС обрела реальные очертания, — считает директор Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН Георгий Толорая. — Но не надо спешить и делать из БРИКС союз. Объединение само постепенно придет к тому, чтобы вырабатывать единое мнение и продвигать его в международных организациях.
Примирить непримиримых
Площадка саммита ШОС (он состоялся на следующий день после саммита БРИКС) стала уникальной, потому что смогла построить диалог между непримиримыми соперниками. Индия и Пакистан, которые с момента обретения независимости в 1949 году трижды вступали в полномасштабные войны, начали процедуру вхождения в ШОС на правах полноправных членов. Армения и Азербайджан, которые уже почти три десятилетия спорят о судьбе Нагорного Карабаха, присоединяются к организации в статусе партнеров по диалогу. Такой же статус обрели Камбоджа и Непал.
По словам премьер-министр Пакистана Наваза Шарифа, расширение ШОС кардинально изменит геополитический ландшафт всего евразийского региона, позволит соединить при помощи сухопутных и морских путей, имеющихся в Пакистане, экономический и политический потенциалы стран ШОС и государств Аравийского полуострова.
Еще один возможный член ШОС — Иран. Саммит совпал по времени с решающей стадией переговоров в Вене между «шестеркой» и Ираном по поводу иранской ядерной программы. В итоге Тегеран получил право на мирный атом, с него будет снят ряд санкций.
Стороны также поддержали самую масштабную инфраструктурную инициативу Китая — создание экономического пояса «Шелковый путь». Он должен связать китайский рынок с рынками Азии и Европы. Это вызывает опасения у некоторых экспертов: они считают, что после его реализации влияние Китая в странах прохождения пути, в том числе в Центральной Азии, будет доминирующим. Однако ШОС этих опасений не разделяет.
Следующий саммит ШОС пройдет в 2016 году в Узбекистане. Новая встреча лидеров БРИКС состоится в будущем году в Индии. Мероприятия в Уфе обошлись в 14 млрд рублей. «Это значительно меньше, чем стоила организация саммита АТЭС-2012 на Дальнем Востоке», — сообщил глава Башкирии Рустэм Хамитов.