Момент истины
Глава РБ Рустэм Хамитов об антикризисных методах управления
Глава Башкирии Рустэм Хамитов настроил республиканскую экономику на поиск новых возможностей в условиях дефицита кредитных ресурсов
В феврале глава РБ Рустэм Хамитов провел серию встреч с бизнес-сообществом, чтобы найти адекватные для кризисного времени решения по развитию экономики. Условия сложные, констатирует руководитель республики: «Внешних заимствований нет. Внутри страны денежная масса стала остродефицитной. У предприятий снижаются объемы оборотных ресурсов».
Рецепты федерального центра для регионов — сократить расходы и отказаться от долгосрочных проектов. Но экономия — не панацея. Чтобы удержать позиции, понадобятся ресурсы. Где их взять?
— Доступ к деньгам — самый болезненный, самый тяжелый вопрос, — рассуждает Рустэм Хамитов. — Санкции направлены прежде всего на то, чтобы не товара нас лишить, а денег, которые бизнес занимал на внешних рынках. Перекрыли возможность получения дешевых, да и любых кредитов на Западе. И этим спровоцировали финансовый кризис в стране.
Один из путей решения — усиление деловой активности через понятные правила для бизнеса и снижение административного давления. Тогда движение финансовых потоков ускорится, что поможет в преодолении кризиса.
— Новые возможности для роста — не только в импортозамещении, умении оптимально выстраивать экономическую модель, — делится антикризисными методами управления глава РБ. — Надо снимать все барьеры, чтобы бизнес мог свободно развиваться. Ему мешают высокие налоги, запредельные ставки по кредитам, нарушения прав предпринимателей со стороны властных, контрольных, надзорных структур. Конечно, нужны бо?льшие полномочия регионам для проведения динамичных реформ. Нельзя забывать, что роль субъектов в разрешении кризисных ситуаций очень велика.
Особые надежды на малые и средние предприятия (их в республике более 40 тысяч с годовым оборотом в 475 млрд рублей): «Мы надеемся, что по-другому заработает малый бизнес, предпринимательство, и это даст нам плюс 1 или 2 млрд рублей, еще лучше 3 — 5 миллиардов. Конечно, они не смогут заместить налоги от финансовых потерь крупного бизнеса. Но обеспечить занятость, прокормить людей, дать им рабочие места точно способны».
Журналу «Эксперт-Урал» глава региона рассказал, как в кризис должна работать экономика и какие акценты в управлении необходимо расставить, чтобы задействовать весь потенциал производственного комплекса РБ.
Везет тому, кто сам везет
— Рустэм Закиевич, на днях за закрытыми дверями вы обсудили с крупным республиканским бизнесом ситуацию в экономике и меры господдержки. Каковы настроения бизнес-сообщества? Какая помощь от республиканских властей ему нужна?
— Мы находимся в постоянном диалоге с руководителями крупнейших предприятий республики, их основными акционерами. У многих из них есть номер моего мобильного телефона и адрес электронной почты: мы вместе решаем многие оперативные вопросы «в ручном режиме». Это оправдано, так как крупный бизнес является на сегодня главной опорой экономического базиса республики. У нас около 50 предприятий имеют годовой оборот выше 5 млрд рублей. Они же на 70% формируют объем налоговых поступлений.
Что касается настроений, то и крупный бизнес, и предпринимательское сообщество в целом работают неплохо, но занимают выжидательную позицию. После резких изменений валютных курсов в декабре, усиления волатильности на рынках бизнесмены не спешат вкладываться в новые проекты. Ждут. От власти им нужна моральная поддержка, внятные правила экономических действий, снижение административного давления, стабильность общественных отношений. И, конечно, внимание. Бизнес быстро реагирует на справедливое отношение к себе.
У нас, как и в других субъектах, сформирована правительственная комиссия по повышению устойчивости экономического развития. Это своего рода антикризисный штаб. Мы договорились с бизнесом тесно взаимодействовать по линии этого штаба. Приоритетом для правительства республики является выполнение социальных обязательств, а это возможно в случае планомерного пополнения казны. Очевидно, что основное налоговое бремя ложится на плечи крупного бизнеса. При этом для нас важно, чтобы каждый крупный налогоплательщик играл по понятным правилам. Приведу пример: в 2014 году только крупные предприятия вернули из бюджета республики в виде вычетов порядка 7 млрд рублей налога на прибыль и налога на имущество. Да, это их право, прописанное в Налоговом кодексе. Но единовременное изъятие больших сумм имеет серьезные последствия для социально незащищенных граждан, поскольку помощь они получают только за счет бюджета. Поэтому на встрече я попросил бизнес согласовывать подобные шаги заранее.
— В конце декабря прошлого года на встрече с Владимиром Путиным вы подчеркнули, что по 12 из 13 показателей, по которым федеральное правительство оценивает субъекты РФ, Башкирия по итогам 2014 года находится в так называемой «зеленой зоне». О чем это говорит? Республике удавалось удержать темпы развития в условиях кризиса или сработала «подушка безопасности» в виде стабильных отраслей — нефтепереработки, химии? Показатели по ВРП в 103%, доходы плюс 6 — 7% по отношению к 2013 году — насколько это ожидаемые для вас цифры?
— Башкортостан — сильный субъект РФ с развитой промышленностью и сельским хозяйством, с диверсифицированной экономикой, и ему было бы странно иметь низкие показатели развития. Хотя многим кажется, что только нефть и сопряженные с нею отрасли держат нас на плаву. Это совсем не так. Везет тому, кто сам везет: последние четыре года мы активно трудимся, открывая республику стране и миру, создаем условия для инвесторов, своих и зарубежных, проводим крупные форумы, конференции, симпозиумы, учим специалистов в Москве и за рубежом, — словом, стараемся стать современными, соответствовать запросам времени. И кое-что у нас получается. Например, в рейтинге регионов по объему инвестиций мы поднялись с 20-го на 12-е место. В рейтинге правительства РФ по качеству работы исполнительной власти переместились с 36-го на 13-е место и получили премию в размере почти 200 млн рублей. Минфин России ежегодно подтверждает нам рейтинг «высокое качество управления финансами в регионе». Высокие кредитные рейтинги позволяют заимствовать ресурсы на привлекательных условиях, что мы порой и делаем. При этом объем госдолга республики один из самых низких среди субъектов — около 25% от годового бюджета. Мы сознательно ведем взвешенную политику в отношении заимствований, особенно сейчас, когда ставки по кредитам высоки.
Рустэм Хамитов (справа) в башкирской деревне Седяк-Баш познакомился с изобретателем легкомоторного самолета Александром Герасимовым. Полного бака, рассчитанного на 45 литров, воздушному судну хватает на 1,5 часа
Важно и то, что власть в республике разворачивается лицом к людям. И это тоже дает результат. «Работаем для людей» — вот главный принцип для меня и моей команды.
— В 2009 году Башкортостан по сравнению с другими субъектами РФ провалился не так глубоко, в том числе благодаря диверсифицированной экономике. Какие отрасли можно отнести к драйверам развития сегодня? Можно ли в их список включить сельское хозяйство?
— Сравнивать 2009 год с тем, что происходит сейчас, не совсем корректно. Все-таки предпосылки кризисных явлений тогда и сейчас принципиально разные. Тогда был кризис производства, низкого спроса, сейчас — кризис финансовый. И если 2009 год для России в целом прошел сложно, но без потрясений, то сейчас все может быть серьезней. Прежде всего потому, что на нашу страну оказывается беспрецедентное давление извне. Нет доступа к финансовым западным рынкам, снизилась стоимость нефти.
Наши экспортеры — нефтепереработчики, машиностроители, химики, металлурги — чувствуют себя пока неплохо: выросла рублевая выручка, сохранены объемы. А вот строителям, предприятиям агропромышленного комплекса приходится сложнее. В то же время в сельском хозяйстве наступило время новых возможностей. Это связано с импортозамещением продуктовой линейки: за исключением экзотических фруктов и овощей мы все можем производить. Только надо работать. Понятно, что нужны ресурсы для старта, для проведения сезонных работ (посевной, уборки). Необходима диверсификация производства, повышение производительности труда, освоение новых технологий многое другое. И мы вместе с сельчанами работаем над этим. Сейчас в сельском хозяйстве наступает момент истины: или мы перестроимся, преодолеем отставание и накормим людей нашими продуктами, или остаемся с низкодоходной отраслью, абсолютно зависимой от дотаций государства. Уверен — проблемы разрешить мы сумеем.
Кстати, тема сельского хозяйства напрямую касается и наших химиков. Очень важно восстановить в стране производство средств защиты растений от сорняков и вредителей. Сегодня утеряны все компетенции в этой важнейшей отрасли. Необходимы новые подходы в обеспечении села минеральными удобрениями. Республика имеет все возможности для решения этих задач, предприятия активно работают в этом направлении.
Переосмыслить подходы
— Ориентация регионов на импортозамещение — это вынужденный шаг или новые возможности?
— Я против примитивного понимания процесса импортозамещения, когда декларируется, что все импортное замещаем на все российское, причем неважно какого качества или цены. Безусловно, так действовать нельзя. Но активная работа по поддержке отечественных производителей, готовых через модернизацию и техническое перевооружение выпускать современную продукцию, необходима.
Мы подсчитали, что продукция наших предприятий как минимум на 40 — 50 млрд рублей может быть использована на внутреннем республиканском рынке в качестве ресурсов, сырья, оборудования, комплектующих, оснастки и так далее. Мы еще не загружаем своих, не используем внутренние резервы в полной мере. Задача наших профильных министерств — в ближайшие два-три года работу по формированию внутриреспубликанской кооперации выполнить. В этом смысле я сторонник государственно-рыночных механизмов управления (см. «Нам снова нужен план» — Ред.).
— То есть санкционная война не повлияла на экономику Башкирии?
— Повлияла. Причем по некоторым направлениям, на экспортные товары, со знаком «плюс». Январь республика в части промпроизводства завершила с ростом в 103,9%. Предприятия и дальше готовы увеличивать выпуск продукции, есть хороший, устойчивый спрос. Только все упирается в деньги, в оборотные средства, в доступность банковских кредитов. Кризисы останавливают экономику, находящуюся в стадии активного
роста, и тормозят развитие. У всех субъектов были хорошие планы. Мы все хотим работать. Но сейчас кое-что пересматривается исходя из финансовых ограничений. Кризисы в то же время заставляют переосмыслить подходы к организации экономической жизни, требуют проведения структурных реформ, подвигают к модернизации общественных процессов. В этой части мы проводим соответствующую работу.
— Как история с Башнефтью повлияла на инвестиционную репутацию региона? Удается ли решить вопросы финансирования структур, в том числе спортивных, которые ранее получали средства из фонда «Урал»?
— Репутация Башкортостана была и остается высокой. Мы интересны инвесторам. В прошлом году рост инвестиций составил около 104%.
Что касается Башнефти, то ни одна история приватизации в республике не имела такой скандальной репутации. Отчуждение госсобственности, проведенное в нулевые годы таким образом, глубоко задело жителей республики. И поэтому возвращение Башнефти государству явилось для граждан актом восстановления справедливости. Тем более что в соответствии с указаниями президента РФ Владимира Путина часть пакета акций нефтяной компании передается в управление правительства РБ. Башнефть — не просто компания, а если хотите, символ Башкортостана. Конечно, люди очень благодарны президенту страны за такое решение.
В интересах республики развивать, усиливать компанию, ведь это наш основной налогоплательщик: Башнефть обеспечивает почти четверть поступлений в республиканскую казну. Только развитие и модернизация заводов и промыслов является безусловным, осмысленным приоритетом, а не проедание прибыли или формирующихся дивидендных потоков. Понятно, что республика будет поддерживать спортивные и социальные проекты, в том числе с участием Башнефти. Все это будет гласно, открыто, прозрачно.
Мы справимся
— Как идет подготовка к саммитам ШОС и БРИКС? Есть непредвиденные обстоятельства или все движется по плану?
— За два года подготовки к саммитам в Уфе частные структуры построили семь новых гостиниц всемирно известных брендов, таких как Hilton, Holiday Inn, Sheraton. Сейчас идут последние приготовления перед их открытием. Завершается реконструкция Конгресс-холла, где будут проходить главные заседания саммитов. С точки зрения комфорта, площадей и технического оснащения он встанет в один ряд с лучшими объектами Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи. Уфа получила новый международный терминал аэропорта с высокой пропускной способностью — его построили на республиканские деньги. Значительно расширен аэродромный комплекс, в основном за счет федерального бюджета. Капитально отремонтированы и уже действуют Башкирский государственный художественный музей имени Нестерова, республиканский театр оперы и балета, концертный зал «Башкортостан» — здесь члены официальных делегаций и гости саммитов смогут ознакомиться с культурными событиями. Одним словом, Уфа к саммитам предстанет в новом облике. Я лично контролирую каждый этап подготовки. Для нас это стратегический проект, эффект от которого измеряется десятилетиями. Уфа в эти дни станет «визитной карточкой» России. С 8 по 10 июля к нам приедут несколько тысяч гостей из стран, население которых суммарно составляет треть населения Земли. Это очень, очень ответственно. При этом расходы республики на эти мероприятия достаточно скромны, мы во многом и так обладали необходимой для проведения саммитов инфраструктурой.
Что касается содержательной части, мы внесли предложения о расширении дискуссии между странами-участниками на уровне регионов, а также о проведении на полях саммитов первого форума малого и среднего бизнеса регионов стран ШОС и БРИКС. Каждый раз, выступая на зарубежных площадках перед потенциальными инвесторами, я говорю, что наиболее оптимальной формой взаимодействия регионов стран ШОС и БРИКС является модель R2R — Region to Region. Именно такой формат мы и хотим развивать на этой площадке. А бизнесмены получат возможность установить деловые контакты, которые могут вылиться в потенциальные совместные проекты. Эту идею поддержал президент России, тем более особенных финансовых затрат она не потребует.
— Оцените исполнение «майских указов» в Башкортостане. Удастся ли в этом году решить задачу по местам в детских садах?
— Все обязательства, которые республика взяла на себя в части реализации «майских» указов 2012 года, выполняются. Неисполнения обязательств по повышению заработной платы бюджетникам мы не допустили.
Что касается детских садов, в республике в 2010 году в очереди находилось более 50 тыс. ребятишек. Поэтому мы стартовали даже раньше российской программы — надо было срочно решать проблему. Ежегодно с 2011 года вводили по 10 — 12 тыс. мест. Например, в прошлом году введено 11,2 тыс. мест, в том числе в 27 новых детских садах, а также еще в 32 возвращенных и перепрофилированных. В очереди сегодня осталось около 7 тыс. детей. В этом году в наших планах сдать 29 новых детсадов. Поэтому я уверен, что даже в условиях сокращения финансирования строительства социальных объектов с задачей обеспечения местами в садах всех детишек в возрасте от 3 до 7 лет мы справимся. При этом мы научились строить детские сады достаточно дешево: одно место нам обходится от 400 до 700 тыс. рублей.
— Какие прогнозы вы можете сделать на 2015 год?
— Будет трудно. Это факт. Но страна и ее субъекты справятся со сложной экономической ситуацией. Развитие России остановить невозможно. Это должны помнить все: и жители страны, и наши союзники, и оппоненты. Я оптимист, и уверен в том, что наша страна будет развиваться и процветать.