Сталь снова закаляется

Черная металлургия

Черная металлургия

Падение спроса на черные металлы за рубежом заставило уральских производителей нацелиться на РЖД, судостроителей и автопром. Хотя девальвация рубля уже не в силах уберечь их от убытков, они продолжают вкладываться в перспективные инвестпроекты

 Весна 2016-го стала испытанием для горняков, обеспечивающих предприятия черной металлургии железорудным сырьем. Сразу два крупных предприятия Урала, активы НПРО «Урал» Высокогорский горно-обогатительный комбинат (ВГОК, Нижний Тагил) и Бакальское рудоуправление (БРУ) из-за тяжелой экономической ситуации вынуждены были ввести режим неполной занятости. Вернуть людям возможность работать полную неделю руководству компаний удалось лишь к лету. «По ВГОК могу сказать одно — ситуация не улучшилась. По-прежнему не хватает оборотных средств, копятся долги по налогам и за использованные энергоресурсы», — рассказал заместитель председателя Федерации профсоюзов Свердловской области Алексей Киселев.

Власти Свердловской области собирали не один кризисный штаб, чтобы не допустить остановки комбината из-за долгов перед энергетиками, которые готовы были пойти на прекращение подачи электроэнергии и газа. На предприятии объясняют финансовые трудности падением цен на руду в конце 2015 — начале 2016 года. Кроме того, у горняков практически истощены резервы действующих шахт, они не могут добывать тот объем руды, которого бы хватило для выведения актива в зону безубыточности.

— Можно посмотреть на производственные сводки. Они уже который месяц показывают одну и ту же картину: справляется с планом только шахта Южная, две другие хронически недодают сырье. С Магнетитовой понятно: она дорабатывает запасы. А в Естюнинскую надо вложить 2 млрд руб­лей, чтобы построить новые горизонты. В нынешнем экономическом состоянии у комбината такой возможности нет, — говорит гендиректор ВГОК Андрей Лунегов.

Оптимизация затрат вместо сокращений

С конца прошлого года напряженная ситуация сохранялась еще у одного крупного уральского поставщика сырья для черных металлургов. Правда, в случае с «Евраз Качканарский ГОК» (КГОК) речь не шла о возможной остановке предприятия из-за низкой стоимости железорудного сырья (ЖРС) на мировом рынке. Для сокращения расходов в разгар кризиса руководство КГОК искало пути оптимизации затрат. В итоге для сохранения социальной стабильности в моногороде Качканаре топ-менеджеры группы «Евраз» отказались от массовых сокращений, предложив сотрудникам новую форму оплаты труда. В апреле управляющий директор КГОК Владислав Жуков подписал приказ о введении положения «Oб учете показателей эффективности работы ОАО “Евраз КГОК” при начислении заработной платы работникам структурных подразделений». Новая система оплаты труда будет оценивать эффективность работы сотрудников и «должна повысить вовлеченность коллективов в снижение издержек и заинтересованность в достижении плановых производственно-экономических показателей». Причем стабильный оклад сотрудников по-прежнему будет составлять около 70% от зарплаты, 30% — переменная премиальная часть. Нововведение показалось сотрудникам предприятия несправедливым, и они в июне начали итальянскую забастовку с требованием отменить документ, предусматривающий возможность снижения премиальной части оплаты труда. Стоит отметить, что даже профсоюзный лидер предприятия Анатолий Пьянков не стал отрицать, что уровень зарплат на КГОК в разы выше, чем на других горнометаллургических предприятиях Свердловской области: средняя зарплата составляет около 50 тыс. рублей.

Аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев отметил, что в сложившейся экономической ситуации действия «Евраза» можно считать единственно верными, ведь для людей куда лучше сохранить имеющийся уровень оплаты труда, чем попасть под сокращение: «Евраз — коммерческая структура, они не могут не заниматься оптимизацией расходов. Конфликта здесь не избежать, но уже то, что компания отказалась от идеи сокращать людей, можно считать компромиссом». Тем более что на рынке после солидного роста ожидают очередного снижения цен на железную руду.

Экономия во благо

Пока цена стоит на отметке в 57 долларов за тонну. По мнению эксперта Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрата Халикова, к концу года цена на руду вновь может упасть до 45 — 50 долларов за тонну, и «снижение в Китае выплавки стали (не менее чем на 5% в 2016 году) будет препятствовать восстановлению цен на ЖРС».

Ужиматься в расходах в 2016 году пришлось и сталелитейщикам. Обострение конкуренции на мировом рынке привело к падению цен на сталь к концу 2015 года до десятилетних минимумов и значительным убыткам. Меньше всего пострадали металлурги России и Бразилии: девальвация национальных валют спасла их от убытков и даже принесла немалый доход. «Дополнительные трудности отечественным металлургам создают протекционистские меры, которые вводят власти Евросоюза, США и других стран в попытке защитить своих производителей от дешевого импорта», — напоминает ведущий аналитик Национального рейтингового агентства Анатолий Шадрин.

Пока российская нацвалюта не восстановила позиции, однако, по мнению заместителя директора направления «Финансовый консалтинг» Группы компаний SRG Ольги Фетищевой, металлургам не стоит возлагать большие надежды на девальвацию рубля, так как «из-за антидемпинговых ограничений экспорт постоянно сокращается, а внутренний рынок в текущей ситуации не сможет поглотить такой большой объем». Спрос на стальную продукцию в России упал из-за сокращения строительства недвижимости и заморозки проектов нефте- и газопроводов. Напомним, на создание Южного коридора, Южного и Турецкого потоков планировалось направить до 5,1 млн тонн труб в течение четырех-пяти лет.

— В рамках базового сценария мы ожидаем сокращения поставок сортового проката на внутренний рынок РФ на 11% до 12,4 млн тонн в 2016 году, листового — на 15% до 16,4 млн тонн. Спад связан со снижением строительной активности и спроса на трубы. Единственный сегмент, который покажет рост, это поставки рельсов для нужд РЖД (+7%), — считает Айрат Халиков. — Умеренную поддержку спроса на прокат также окажут инфраструктурные проекты. Например, строительство моста через Керченский пролив, возведение стадионов к ЧМ по футболу 2018 года.

И на земле, и на воде

Один из крупнейших производителей стального продукции в Челябинской области — ПАО «Челябинский металлургический комбинат» (ЧМК, входит в группу «Мечел» Игоря Зюзина) первый квартал, несмотря на все трудности, смог завершить с прибылью в 411 млн рублей, хотя эта цифра в разы меньше показателей такого же отчетного периода прошлого года (чистая прибыль — 7 млрд рублей). Выручка сократилась с 27 до 21,4 млрд рублей. По словам представителей комбината, значительно выросла конкуренция: «Строительство и запуск новых металлургических мини-заводов в регионах заставляют пересматривать сбытовую политику предприятия и вносить изменения в производственную программу. Но новое оборудование, установленное на ЧМК, позволяет переориентировать производственные потоки в сторону продукции с наибольшим спросом».

За первые четыре месяца текущего года предприятие отгрузило 76 тыс. тонн рельсовой и 57 тыс. тонн балочной продукции универсального рельсобалочного стана. Основным покупателем рельсов выступили РЖД: контракт с госмонополией заключен в начале 2016 года. Также крупная партия рельсов отгружена в адрес Московского метрополитена. «Рост отгрузки продукции стана обеспечен за счет освоения новых профилей проката и увеличения клиентской базы. Объем поставок рельсов возрос во многом благодаря заказу РЖД, а сбыт фасонного проката — благодаря отгрузкам в адрес предприятий строительной отрасли и военно-промышленного комплекса», — отметил управляющий директор ПАО «ЧМК» Рашид Нугуманов.

Помимо традиционных рынков сбыта металлурги продолжают искать за рубежом альтернативных покупателей продукции с высокой добавленной стоимостью. Так, группа «Евраз» выиграла тендер, в рамках которого «Евраз Нижнетагильский металлургический комбинат» (НТМК) совместно со словенской компанией SZ-VIT будет поставлять стальные колесные пары одному из основных игроков европейского рынка грузовых железнодорожных перевозок — VTG AG: НТМК будет производить грузовые железнодорожные колеса, SZ-VIT — собирать пары. По данным представителей холдинга, пробная партия готовой продукции (700 — 1000 штук) будет поставлена уже в этом году. «Колесные пары — крайне интересный для нас сегмент продаж, позволяющий расширить клиентскую базу за счет операторов и строителей вагонов, которые предпочитают покупать готовые конструкции», — отметил вице-президент «Евраза» по продажам и логистике Илья Широкоброд. Также в июне комбинат получил сертификат соответствия на производство колес для скоростных электропоездов «Ласточка».

Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) занялся расширением имеющихся контрактов и поиском новых потребителей среди машиностроителей. К примеру, ММК стал одним из основных поставщиков АвтоВАЗа. В Краснодарском крае компания КЛААС производит с 2015 года из магнитогорской стали комбайны под брендом TUCANO: туда поставляется холоднокатаная листовая сталь с особо высокой плоскостностью и высокой точностью прокатки. «Мы сотрудничаем с более чем 40 российскими поставщиками, и ММК стал для нас одним из ключевых. Наши комбайны на 70% сделаны из высококачественной стали комбината», — заявил гендиректор КЛААС в Краснодаре Ральф Бендиш.

Помимо автопрома, на долю ММК приходится более половины всех поставок металла для российской судостроительной отрасли. В 2015 году он отгрузил отечественным судостроителям 86 тыс. тонн металлопродукции, что почти на 11% больше показателей предыдущего года. 16 июня на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге состоялся спуск на воду головного универсального атомного ледокола «Арктика» — самого большого и мощного в мире. Металл для его корпуса поставлен ММК.

С перспективой на будущее

ММК в 2016 — 2017 годах вложит огромный объем средств — 4,5 млрд рублей — в экологическую программу. К примеру, на реконструкцию газоочистной установки двухваннового сталеплавильного агрегата в электросталеплавильном цехе пойдет 1 млрд 852 млн рублей. Это позволит сократить выбросы пыли на 1,8 тыс тонн в год, снизить потребление технической воды более чем на 600 м3/ час, использовать 5 тыс. тонн в год уловленной пыли в качестве добавки в шихту. «Мы постоянно модернизируем производственные мощности и агрегаты, — отметил генеральный директор ОАО “ММК” Павел Шиляев. — При их строительстве используются самые современные передовые технологии, которые позволяют в том числе минимизировать воздействие на окружающую среду».

Владельцы Качканарского ГОК, еще полгода назад готовившиеся сократить часть сотрудников, продолжают вкладываться в развитие производства и улучшение условий труда персонала. В этом году компания направила 1,4 млрд рублей на развитие Северного карьера, где в июне запущен в эксплуатацию новый железнодорожный путь. В активной фазе находится проект по реконструкции хвостохранилища (общие вложения — 2,3 млрд рублей). На ГОК продолжается программа по замене кабин мостовых кранов и экскаваторов, только в 2015 году вложения в охрану труда составили около 250 млн рублей.

Находившийся в предбанкротном состоянии Златоустовский электрометаллургический завод тоже изыскал средства для модернизации цехов. В 2014 году предприятие оказалось на грани остановки. Тогда пока еще исполняющий обязанности губернатора Челябинской области Борис Дубровский вынужден был взять ситуацию под личный контроль: увольнение сразу 2,5 тысячи сотрудников завода грозило социальным взрывом для Златоуста. В настоящее время за счет совместной работы властей и топ-менеджмента ситуация, по данным компании, стабилизировалась. Если по итогам первого полугодия 2015 года получен убыток в 20 млн рублей, то в аналогичном периоде 2016 года ожидается прибыль более 100 млн рублей.

Для повышения качества продукции и ее конкурентоспособности компания запустила программу техперевооружения. Проект предполагает строительство нового кузнечно-прессового комплекса на базе прокатного цеха. Параллельно планируется установка новой сталеплавильной печи емкостью 40 тонн и производительностью 280 тыс. тонн стали в год в мартеновском цехе. Инвестпроект рассчитывают завершить до конца 2017 года. Его стоимость оценивается в 4,8 млрд рублей, деньги будут привлечены в качестве кредитов. Причем власти Челябинской области взяли на себя обязательства помочь заводу попасть в федеральную программу по субсидированию процентной ставки по инвестиционным кредитам.          

В ожидании подъема

По данным Росстата, индекс обрабатывающего производства в 2015 году по сравнению с 2014-м составил 94,6%. Показатель одного из основных направлений — металлургического производства и производства готовых металлических изделий в физическом выражении — 93,5%. При этом производство чугуна и стальных труб показывает положительную динамику — 4,4% и 1,2% соответственно, однако прирост выпуска этой продукции «съедается» отрицательными показателями динамики производства стали (1,8%) и готового проката черных металлов (1,5%).

В стоимостном выражении данная категория обрабатывающего производства в 2015 году составила почти 5,1 трлн рублей в действующих ценах (16% от общей стоимости обрабатывающих производств), что на 16% выше уровня предыдущего года. Предприятия Урала и Западной Сибири в 2015 году произвели металлургической продукции на сумму чуть менее 1,8 трлн рублей — это 35% от общероссийского показателя. На долю лидеров в отрасли Свердловской и Челябинской областей в совокупности пришлось 30% металлургического производства России.

Несмотря на сокращение производства, Россия, по результатам исследования World Steel Association, вошла в 2015 году в пятерку ведущих производителей стали в мире с объемом выпуска стали 70,9 млн тонн (4,4% мирового производства), опередив Южную Корею. Бесспорное лидерство удерживает Китай — около 50% от общего объема выпуска (803,8 млн тонн). Среди ста ведущих производителей стали в мире ассоциация выделила шесть российских компаний. Тройка лидеров: НЛМК (16 млн тонн, 19 позиция); «Евраз» (14,4 млн тонн, 25 место); ММК (12,2 млн тонн, 31 место). Также в топ-100 входят Северсталь, Металлоинвест и Мечел.

Производство в сфере добычи полезных ископаемых по итогам 2015 года показало бо?льшую устойчивость по сравнению с обрабатывающей промышленностью: индекс — 100,3% к 2014 году (Росстат).

Добыча металлических руд в 2015 году по стране в стоимостном выражении составила 774 млрд рублей (6,8% от общей добычи полезных ископаемых) и отличилась неплохим приростом производства (17,3%). Лучшую динамику продемонстрировала только добыча каменного угля, бурого угля и торфа — 25,2%.

В физическом выражении также наблюдается прирост добычи металлических руд — 2,2%. При этом уровень добычи в 2015 году по отношению к 2014-му по категории необогащенной железной руды составляет 100,4% (72,7 млн тонн в 2015 году), по железорудному концентрату — 99,3% (101 млн тонн), по железорудным окатышам — 103,2% (41 млн тонн).

Начало 2016 года подтверждает негативные прогнозы экспертов: по данным Росстата, за январь — май 2016 года по отношению к соответствующему периоду 2015 года производство
чугуна составило 101%, стали — 97,6%, готового проката черных металлов — 97,8%, стальных труб — 92,7%. Необогащенная железная руда демонстрирует прирост на 1,1%. Подъем металлургической отрасли ожидается только в 2017 году.

 

 

Автор: Мария Шароглазова

Материалы по теме

Как сталь

Внутренняя структура