Спорные истины кризиса
Рейтинг юридических компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2020 года
Всплеск банкротств поддержал спрос на юридические услуги в кризис, но снижение платежеспособности компаний и граждан ограничит рост отрасли в будущем
АЦ «Эксперт» представляет результаты традиционного рейтинга юридических компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2020 года. На этот раз в исследовании приняли участие десять компаний. Состав участников меняется, но сохраняется костяк: в этом году на восемь компаний, принявших участие в пяти и более волнах исследования, пришлось 64,9% суммарной выручки рейтинга. Совокупная выручка сократилась на 8,1% и составила чуть более 553,6 млн рублей.
В первом эшелоне
Лидер рейтинга консалтинговая группа «Сенат» держит треть совокупной выручки участников исследования, занимающие вторую и третью позиции юридическая компания «ЭНСО» и группа компаний «Налоги и финансовое право» формируют еще 30% совокупной выручки.
Наиболее динамичной оказалась группа компаний «Левъ&Левъ-Аудит», нарастившая за год выручку от юридических услуг на 21%. И это на фоне снижения выручки половины участников рейтинга.
Доля юридических услуг в структуре суммарной выручки участников рейтинга остается стабильно высокой: в 2020 году она составила 91,3%, годом ранее — 92,7%.
В разрезе практик лидирующую позицию в нескольких последних волнах исследования занимало разрешение судебных споров. В 2020 году оно уступило налоговому праву: на эти практики пришлось 23,2% и 21,3% совокупной выручки от юридических услуг соответственно. В пятерку ведущих также вошли услуги в корпоративном сегменте операций с недвижимостью (19,1% совокупной выручки), услуги по сопровождению банкротств (15,7%) и корпоративное право (6,7%). Корпоративное право стало самой динамичной практикой по итогам прошлого года — плюс 7% к уровню 2019 года. Выручка других значимых юридических практик сжалась.
Число клиентов-участников исследования сократилось по сравнению с 2019 годом на 14% до 3 тысяч, но в разрезе сегментов ситуация разнонаправленная: количество корпоративных клиентов выросло на 7% (а они формируют 93,7% доходов), частных клиентов — уменьшилось в 2,4 раза.
Снижение общей выручки связано отчасти с падением среднего чека корпоративных клиентов со 165 тыс. рублей в 2019 году до 139 тыс. рублей в 2020 году. У частных клиентов средний чек, напротив, подрос с 23 до 54 тыс. рублей, но поскольку вклад этой группы клиентов в общие доходы невысок, это не сильно повлияло на итоговый результат.
Число юристов, обеспечивающих оказание услуг участников рейтинга, составило в 2020 году 197 человек, что на 7% меньше значений предыдущего года. Средняя выручка на одного юриста на этом фоне сократилась сильней: минус 11,6% до 3,1 млн рублей.
Уроки кризиса
Сопровождение банкротств во все периоды экономического спада входит в группу лидирующих практик, и коронакризис исключением не стал. «Многие компании МСБ находятся сейчас в предбанкротном состоянии, в связи с чем повышен спрос на услуги по взысканию долгов, сопровождению процедуры банкротства, разрешению корпоративных споров, сопровождению уголовных дел», — подтверждает тренд управляющий партнер юридической компания «ЭНСО» Алексей Головченко.
Запрос на услуги сопровождения банкротных дел главным образом связан с последствиями введения режима повышенной готовности, закрытием множества предприятий, увольнением сотрудников, говорит управляющий партнер бюро WHITE COLLARS Алексей Огнев.
— В условиях пандемии и локдауна многие представители малого и среднего бизнеса не выдержали долговой нагрузки, — отмечает руководитель офиса юридической фирмы «Арбитраж.ру» в Екатеринбурге Артем Комсюков. — Компании были вынуждены сокращать персонал, люди потеряли работу, а взятые обязательства при этом нужно было исполнять. Конечно, государство предоставило возможность получить отсрочку платежей, но по факту банки давали кредитные каникулы далеко не всем, соответственно люди не смогли вовремя гасить кредиты. Введение моратория на банкротства компаний ряда отраслей тоже не спасло ситуацию.
В этот кризис бизнес столкнулся со специфичными проблемами, и многие юридические компании пересмотрели модели взаимодействия с аудиторией и уделили максимум внимания установлению коммуникаций с малым и средним бизнесом.
— Мы начали обновлять инфраструктуру, — делится опытом управляющая группой компаний «Левъ&Левъ-Аудит» Анна Дубровина. — Запустили новый сайт, обновили офис, существенно расширили развитие направления консалтинга для экспортеров, заключив партнерские соглашения с Центром поддержки экспорта Курганской области, продлили договорные отношения со Свердловским центром поддержки экспорта, и сейчас ведем переговоры с Челябинским центром.
Юридическая компания «ЭНСО», по словам Алексея Головченко, для организации сопровождения экспортной деятельности клиентов разработала и запустила специализированную платформу «Активное право»: «Это платформа для работы с внешними сотрудниками и госструктурами. Она предусмотрена для постановки и выполнения задач, коммуникаций с заказчиками, в частности с ее помощью ведется сотрудничество с региональными Центрами поддержки экспорта».
Параллельно «ЭНСО» занимается разработкой робота-юриста, который будет выполнять рутинную юридическую работу. По мнению Алексея Головченко, в будущем часть работы юриста будет автоматизирована: «Юридические консультации и подготовку шаблонных договоров все больше будут передавать на выполнение искусственному интеллекту».
Однако такой подход можно назвать скорее исключением. Большинство юридических групп делает ставку на профессионализм персонала: «Ничто не может заменить грамотного специалиста, поскольку юридическая работа только на первый взгляд кажется однообразной, в которой человека легко может заменить робот или программа. На самом деле это очень творческая профессия, в которой помимо знаний и логики просто необходимы воображение, фантазия, чего пока нет у искусственного интеллекта», — считает Артем Комсюков.
Юридические компании присматриваются к возможностям автоматизации сопровождающих бизнес-процессов. Так, по словам управляющего партнера юридической группы «Правомир» Екатерины Швефель, ее компания применяет CRM для подсчета количества затрачиваемого времени на каждый проект.
При этом отрасль с удовольствием пользуется эффектом пандемии в части более интенсивного перехода на удаленные коммуникации в организации труда:
— Введение удаленной работы нам на руку, — утверждает Алексей Головченко. — Сейчас наша команда охватывает самые разнообразные точки России и стран ближнего зарубежья. Такая модель экономически эффективна и функционально оптимальна. Мы привлекаем высокопрофессиональных юристов со всей России на выгодных для нас условиях, работа в офисе стоит намного дороже. Таким образом мы существенно сокращаем наши расходы без потери качества предоставляемых услуг.
Артем Комсюков ценит произошедшие изменения в работе судебной системы, в частности организацию онлайн-заседаний, что особенно актуально для компаний с широкой географией:
— Раньше для участия в судебном заседании в своем регионе нужно было обязательно приходить в суд, а для участия в другом регионе либо отправляться в командировку, либо ходатайствовать о видеоконференцсвязи, что было сложно из-за ограниченности технологий и отсутствия свободного времени в графике заседаний. Теперь же можно участвовать в судебных заседаниях, не выходя из дома или офиса. Это позволяет существенно экономить на командировочных расходах и высвобождает огромное количество времени, которое тратилось на перелеты.
— Теперь мы тратим меньше времени на иногородние поездки в суд, если имеется возможность поучаствовать в заседаниях онлайн, — соглашается Екатерина Швефель. — Меняется и отношение некоторых клиентов к удаленной работе, а это означает, что нет необходимости в проведении личных встреч, что также выливается в экономию времени для обеих сторон
Главным ограничением для развития отрасли в этом году большинство участников исследования считают снижение платежеспособности компаний и частных лиц.
— К сожалению, в целом спрос на юридические услуги падает, — констатирует Алексей Головченко. — Мы видим главную угрозу для юридического сообщества в интенсивном обнищании населения страны и сокращении численности МСБ.
По мнению Анны Дубровиной, основной фактор поддержки спроса в этом году связан с возвращением российской экономики в нормальное русло: «Это позволит предприятиям закладывать в свой бюджет консалтинговый аутсорсинг».
Пока никаких существенных изменений в структуре спроса участники рынка не видят: они по-прежнему намерены зарабатывать на сопровождении процедуры банкротства, взыскании долгов, корпоративных и налоговых спорах, уголовных делах.
— Сейчас многие компании находятся в предбанкротном состоянии, — рассказывает Алексей Головченко. — Они стараются держаться на плаву ради подготовки к процедуре. Но, по нашим расчетам, на 2022 год придется пик банкротств.
— Учитывая, что количество споров возросло, 2021 год позволит закрепить позиции на рынке тем, кто пережил условия пандемии, — оценивает устойчивость игроков рынка Алексей Огнев. — В то же время необходимо будет правильно подходить к ценовой политике, инфляция растет, но пропорционально увеличить стоимость услуг вряд ли получится в связи с необходимостью соблюдения баланса интересов клиента.
— Я не исключаю, что некоторые юридические компании уйдут с рынка, — продолжает Екатерина Швефель.
По ее мнению, бизнес будет развиваться в том же темпе, что и в 2019 году: «Ждем роста в сферах банкротств, гражданских споров».
В долгосрочной перспективе на рынок будет оказывать влияние кадровая проблема, полагает Алексей Огнев: «Для устойчивого роста рынка необходимы регулярные курсы повышения квалификации, обучающие площадки, относящиеся к анализу актуальных проблем».