Private-banking: законы грамотного инвестирования

Private-banking: законы грамотного инвестирования

Private-banking: законы грамотного инвестирования

Длительную затяжную рецессию российская экономика преодолела, но выйти на траекторию устойчивого роста пока не получается. В таких условиях, как правило, возникает особый запрос на управление личным капиталом. О том, как на этот запрос отвечает финансовая индустрия private-banking, мы разговаривали с директором екатеринбургского филиала «БКС Ультима» Виктором Долженко

— Виктор, какие факторы являются определяющими для рынка инвестиций и управления частным капиталом в текущей экономической ситуации?

— Во-первых, низкая инфляция. В целом для экономики уровень инфляции 4%, безусловно, плюс, поскольку это приводит к удешевлению стоимости кредита. Но с другой стороны, снижаются ставки по банковским вкладам. Люди, привыкшие к доходности депозитов в 10% годовых, психологически не готовы размещать деньги под 6,5%. Потому они ищут другие способы сохранения и приумножения капитала.

ВВП балансирует около нуля и единицы. Драматических падений нет, но и роста экономики тоже не наблюдается. В таких условиях рентабельность бизнесов падает, и собственники начинают задумываться: а есть ли смысл по-прежнему размещать значительную долю капитала в производственные активы?

Раньше в такие неопределенные моменты стопроцентным инструментом сохранности и приумножения капитала выступала недвижимость, но сейчас на этом рынке тоже стагнация, поэтому многие инвесторы, наоборот, стремятся избавиться от такого рода активов. В поисках более эффективных способов люди приходят на рынок частных инвестиций.

— Какую модель управления финансами вы можете предложить таким клиентам?

— А это зависит от результатов инвестиционного консультирования, в ходе которого определяется риск-профиль клиента. Риском на рынке ценных бумаг можно управлять через период инвестирования, поэтому мы должны понять, на какой срок человек готов размещать капиталы: чем дольше он может держать позицию, тем больше возможностей нивелировать риск.

Еще два элемента, которые позволяют определить риск-профиль, — «чувствительность» к убыткам и «агрессивность» к доходности. Это тоже определяется на этапе анкетирования.

И наконец, важно оценить базовые условия. Один из основных принципов входа на рынок частных инвестиций — наличие двух видов капитала. Во-первых, текущий капитал, у инвестора должны быть средства на оперативные расходы, во-вторых, защитный капитал — недвижимость или производственный актив.

Согласно экономической науке, пока эти два вопроса не решены, инвестиционный капитал в принципе формировать не следует. Ну и не стоит забывать, что в сегмент privat-banking есть порог входа. В нашем банке это 10 млн рублей.

— Каковы общие принципы формирования портфеля?

— Важно обеспечить баланс. Потому в инвестиционном портфеле должны быть как доходные инструменты, так и защитные. К первым мы относим акции российских компаний. Конечно, на российском рынке акций последние пять лет довольно выраженные колебания. Но сейчас этот инструмент интересен высокими дивидендами. Крупнейшие российские эмитенты обеспечивают доходность, сопоставимую со ставками по депозитам. Например, Газпром платит дивиденды на уровне 6,5%. Плюс возможность заработать на курсовой разнице.

В числе защитных инструментов — облигации компаний и государства. Как известно, Минфин разместил народные ОФЗ. Мы считаем, что это хорошая инициатива: ставка 8% годовых с низким кредитным риском государства выглядит весьма привлекательно.

Конечно, важно соблюсти баланс долларовой и рублевой составляющей. Позиция в валюте должна быть обязательно. И здесь мы обычно рассматриваем инвестиции в акции иностранных компаний. Международный рынок акций последние 20 лет растет на 8% в год в валюте. Кроме того, этот инструмент позволяет обеспечить защиту от девальвационных шоков.

Полезно держать часть средств в еврооблигациях российских компаний. Сейчас доходность по еврооблигациям крупнейших российских эмитентов составляет 4,5% годовых в валюте. В сравнении с депозитом в валюте, обеспечивающем в лучшем случае 1% годовых, это выглядит привлекательно.

— Каков характер конкурентной среды в сегменте в privat-banking?

— Мне кажется, что ключевые конкурентные составляющие — это инвестиционная экспертиза и сервис. С учетом развития интернет-технологий организовать доступ к покупке российских и американских акций несложно. Современный клиент приходит не за технической стороной вопроса, а за экспертизой: внешняя аналитика, исполнение и структурирование. Одну и ту же идею, например «акции технологической компании в США будут расти несколько лет», можно реализовать по-разному. Можно купить их на брокерский счет, можно выбрать стратегию доверительного управления, еще один вариант — приобретение структурной ноты или пая в паевом фонде. В любом случае решение будет индивидуальным. Одно из главных правил privat-banking — отсутствие стандартизированных исполнений.

— Что входит в понятие сервиса в privat-banking?

— Вопрос качества даже не обсуждается. Это аксиома. Кроме того, в современном инвестиционном банке должна быть очень хорошо реализована расчетная функция. Клиенты должны иметь возможность провести любые текущие платежи, в том числе используя инвестиционные активы. Например, снять в банкомате сумму дохода от купона по облигациям или оплатить за счет этой суммы обучение ребенка за рубежом. 

В последние годы важной составляющей сервиса становится общение. Люди, которые заработали существенный капитал, хотят иметь общий социум. Мы регулярно проводим серию мероприятий как аналитического содержания, так и развлекательного. Мы говорим: если вы стали клиентом БКС-Ультима, вопрос досуга у вас решен. И клиенты это очень ценят 

— Какие изменения в privat-banking в России произошли по вашим наблюдениям?

— В истории был период, когда клиенты считали необходимым иметь иностранные счета в офшорах. Это был один из элементов структурирования. Сейчас законодательство во всем мире изменилось, каждая юрисдикция детально описывает все эти процедуры. И многие российские граждане стремятся, наоборот, убрать такого рода налоговые риски и инвестировать только из России.

Еще один тренд — усложнение финансового консультирования. Появляется много дополнительных элементов планирования, связанных с налогообложением. 

— Виктор, а есть ли позитивные новости на российском законодательном поле?

— На мой взгляд, хорошим стимулом для рынка будут две законодательные новации — освобождение физических лиц от налогообложения дохода по корпоративным облигациям, выпущенным с начала 2017 года, вторая полезная новация — повышение планки максимального взноса на индивидуальный инвестиционный счет с 400 тыс. до 1 млн рублей. Как известно, этот инструмент предполагает предоставление налогового вычета, соответственно сумма возврата увеличивается. 
 

 

 

 

 

 

620014, Екатеринбург, ул. Горького, 17
тел. (343) 311-41-11
www.ultimabank.ru

Материалы по теме

Private-banking в России: настоящее и будущее

Фондовый рынок США: как поймать волну роста?