Производите здесь
Реформы правительства Индии
Центральное место в политике реформ правительства Моди заняли экономическая инфраструктура и промышленность
В 2014 году премьер-министром Индии стал Нарендра Моди — лидер «Бхаратия джаната парти» (БДП), современный и амбициозный политик. Его программа — повысить роль Индии в международных делах, инициировать новый виток экономической модернизации, перевести производство на инновационные рельсы, развить инфраструктуру страны и повысить качество жизни граждан. Этот новый период развития индийского государства требует особых решений. Таких как создание Национального института трансформации, своего рода мозгового центра правительства, обязанного разрабатывать стратегические и технологические рекомендации по ключевым вопросам экономики и политики. «Моди, хорошо знающий по опыту двух сроков губернаторства в штате Гуджарат пороки бюрократических структур, особо подчеркивал важность эффективного управления, — отмечают исследователи Российского совета по международным делам. — В текст постановления о создании Института внесены семь пунктов о необходимости учитывать интересы личности, знать потребности народа, взаимодействовать с представителями общества».
Правительство Моди ставит задачу в ближайшие пять лет увеличить долю обрабатывающей промышленности в ВВП с 15% до 25%. Для этого предусмотрен комплекс стимулирующих мер, в первую очередь в налоговой сфере. Упрощается система регулирования бизнеса. По инициативе премьера с целью продвижения идей «эффективного управления» запущен сайт MyGov.in, задуманный как инновационная платформа взаимодействия граждан и правительства. Важным приоритетом бюджетного планирования становится финансирование объектов инфраструктуры. Правительство объявило о планах строительства сотни «умных городов», которые должны стать образцом решения социальных вопросов на основе высоких технологий. Наряду с этим правительство планирует реализовать проекты строительства новых дорог, аэропортов и морских портов, модернизации газопроводной системы и энергосетей. Во всех проектах власти планируют обеспечить необходимое партнерство между государством и частно-корпоративным сектором, а также широко привлекать зарубежные инвестиции и технологии. Первые шаги нового кабинета положительно встречены бизнес-сообществом.
Особые надежды правительство Моди связывает с программой новой индустриализации «Делай в Индии» (Make in India), ориентированной на ускоренное развитие промышленности страны. Программа предусматривает создание благоприятных условий для иностранных предприятий, переносящих производство в Индию, а также поддержку индийского производства, нацеленного на экспорт, под девизом: IT + IT = IT (Indian Talent plus Indian Technology equals India Tomorrow). Нарендра Моди обратился ко всему мировому сообществу с призывом: «Я говорю миру: делайте в Индии! Продавайте где угодно, но производите здесь! У нас есть для этого и мастерство, и талант!». По оценкам экспертов HSBC, реализация пакета реформ позволит увеличить индийский экспорт товаров более чем в пять раз к 2030 году. В ближайшие 15 лет Индия в состоянии подняться с 14-й на пятую позицию по показателю объема экспорта в стоимостном выражении. Кабинет Моди также провел административную реформу. Количество министров радикально сокращено: с 75 до 45. Прекращена деятельность Плановой комиссии Индии, которая определяла экономическую политику страны с 1950 года.
«Э-У» попросил оценить итоги работы кабинета Моди главного научного сотрудника сектора социально-экономических проблем Института мировой экономики и международных отношений РАН Елену Брагину.
— Насколько эффективно, на ваш взгляд, работает Национальный институт трансформации Индии?
— Пока еще трудно говорить об эффективности. Его важную черту составляет повышение самостоятельности штатов, в первую очередь финансовой. Но утверждение закона о налогах и сборах, призванного снять препятствия для перемещения товаров и услуг на внутреннем рынке Индии, вызвало сопротивление в верхней палате парламента со стороны противников БДП, членов Индийского национального конгресса — самой большой партии в Индии. Сказались интересы крупного бизнеса, существенно укрепившего позиции на уровне штатов. Серьезным предупреждением для Моди стало и поражение БДП на выборах в штате Бихар в 2015 году, на которых проиграл кандидат от его партии.
— Индия, как и РФ, нацелена на импортозамещение. Как вы считаете, эта программа в Индии имеет бо?льшие перспективы, чем в РФ?
— Полагаю, что импортозамещение в Индии перспективно, в том числе благодаря успешному развитию в предшествующие годы сектора современных услуг, ориентированных на экспорт, и контактам с развитыми экономиками. Для РФ сложились дополнительные трудности в связи с санкциями, которые объективно стимулируют необходимость импортозамещения и в то же время его осложняют, когда речь идет о современных высокотехнологичных производствах.
— Одной из новых черт правительства Моди стали отношения федерального центра со штатами на основе политики «конкурентного федерализма», согласно которому расширяются полномочия местных правительств, а главное, повышается их доля в налоговых поступлениях с 32 до 42%. Какие эффекты ожидает руководство страны от этих шагов?
— Местничество, давление локальных элит, их политические и экономические интересы далеко не всегда совпадают с интересами центра, особенно с учетом различий местных условий (природные ресурсы, уровень доходов, настроения окрепших элит и т.д.). В этой связи показательны успехи Гуджарата, который возглавлял Моди с 2002 года. Эффективность проводимой политики зависит от того, как реализуются предлагаемые им программы, что во многом зависит от бюрократического аппарата, который, похоже, не разделяет его попытки борьбы с коррупцией, идею «Цифровая Индия» и т.д.
— Центральное место в политике реформ правительства Моди заняли экономическая инфраструктура и промышленность. Как российские компании могут в этом поучаствовать?
— Расширение экономической инфраструктуры — постоянная задача правительства Индии. Инвестиции в эту отрасль занимают приоритетные позиции в государственно-частных ассигнованиях. Это направление остается приоритетным на будущее. В крупнейшем инфраструктурном проекте, соединяющем главные города Индии, активно участвует в качестве инвестора Япония. Моди в ходе выборов 2014 года обещал повысить занятость миллионам людей, в том числе путем инфраструктурного строительства. Но уже началась критика в связи с невыполнением этого обещания.
Индия заинтересована прежде всего в иностранных инвестициях. Другие формы участия имеет смысл обсуждать на прямых переговорах руководителей крупных государственных и частных компаний РФ и Индии. Целесообразно оживить сотрудничество в нефтяной отрасли, учитывая политику правительства Индии, направленную на создание резервов нефти.
— Есть ли перспективы у совместных проектов в авиастроении, автомобилестроении, металлургии, фармацевтике, химической промышленности?
— Будущее теоретически есть, учитывая стабильные политические отношения между РФ и Индией, но необходимо его конкретизировать с учетом долгосрочных возможностей России. Например, Индия активно развивает автомобилестроение, внутренний спрос на разные типы машин в стране растет. В отрасли традиционно участвует иностранный капитал. На какую производственную нишу целесообразно ориентироваться России в этой отрасли? Есть положительный опыт совместного производства большегрузных грузовиков КамАЗ. Надо учитывать также, что Индия является экспортером продукции металлургической, химической отраслей с заметными позициями на мировом рынке. Для промышленности Индии важны поступления из России комплектного энергооборудования, в том числе для атомных электростанций (но такое строительство вызывает протесты местного населения). Целесообразно использовать связи российской Торговой палаты с Торговой палатой Индии для определения конкретных возможностей сотрудничества в перечисленных отраслях.
Расширение торговых связей в фармацевтике диктуют объективно сложившиеся условия — сокращение поставок лекарств в РФ из ряда развитых стран в связи с санкциями. Доля фармацевтических товаров в экспорте Индии в РФ превысила 20%. Индия стала одним из крупнейших производителей и экспортеров фармацевтических товаров в мировом хозяйстве. Ее опыт развития этой отрасли на основе дженериков в относительно короткие сроки заслуживает внимания. Устойчиво добрососедские отношения Индии и РФ могут ускорить создание совместных предприятий в этой области в России. Это направление развивается крайне медленно.
— С какими экономическими вызовами столкнется Индия в ближайшее время?
— На экономике Индии отрицательно скажутся возможный рост цен на нефть, вялое состояние мировой торговли, сокращение сборов зерновых в результате засухи. Долгосрочными трудно решаемыми проблемами остаются хроническая безработица, особенно в аграрном секторе, и значительные масштабы бедности, хотя страна добилась ее снижения по сравнению с 2000 годом в рамках программы Тысячелетия ООН.
— Индия занимает третье место среди глобальных систем развития стартапов, уступая лишь США и Великобритании. Насколько это важно для развития индийской экономики? Можем ли мы воспользоваться этими наработками?
— Развитие стартапов в 2011— 2015 годах показало их шестикратное увеличение. В начале 2016 года было принято решение правительства о финансовых льготах для этого бизнеса, который рассматривается как возможность повышения занятости и поддержка малых инновационных предприятий. Стартапы создаются практически во всех отраслях экономики. Этому способствует интерес, проявленный к созданию стартапов молодыми предпринимателями, в том числе с техническим образованием. Положительную роль сыграло улучшение среды развития для стартапов — упрощение регистрации, введение льготного налогового периода, возможности кредитования и т.д. Этот опыт может быть полезен для РФ, но надо учитывать, что в Индии такого рода бизнес пользуется еще и общественным признанием, легче получить стартовый капитал, действуют наряду с заемным банковским капиталом бизнес-ангелы, в основном зарубежные. Стартапы вносят разнообразие в структуру экономики Индии, делают ее более мобильной, создают новые возможности занятости.