Теплопункт в обстоятельствах рынка
Компания Energy Transfer о предоставлении в аренду АИТП
Генеральный директор компании Energy Transfer (ГК «Ренова») Артем Маркелов рассказывает об уникальном предложении компании: предоставлении в аренду автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (АИТП) и специфике рынка, на котором приходится работать:
— Артем Иннокентьевич, почему при установке АИТП без помощи профессионалов потребителям не разобраться?
— Возникает много нюансов, которые важно учитывать. Причина в том, что рынок энергоэффективного оборудования в России развивался хаотично и непоследовательно. Сюда быстро зашли зарубежные производители. Они, по большому счету, не заинтересованы, чтобы их железо постоянно эффективно работало. Их задача только продать, выкачать из потребителя деньги. Это первый момент. Второй заключается в том, что точка прибыли у этих предприятий всегда находится в цене продаваемого продукта. То есть, покупая АИТП, потребитель переплачивает примерно половину стоимости сразу в качестве прибыли данного предприятия. Производители оборудования, как правило, пытаются продать избыточную комплектацию, потому что они зарабатывают непосредственно на стоимости своего товара.
Компания Energy Transfer заинтересована не в выкачивании, а именно в разделе экономии на паритетной основе. Подбираем технические решения не избыточные, а адекватные для каждого конкретного дома. Например, при выборе насосов ценник можно варьировать в два, в три раза в зависимости от производительности. Потребителю с нами более комфортно, чем просто купить железяку, которая через год сломается и неизвестно, кто ее будет обслуживать.
Нам случалось сталкиваться и с тем, что жильцы заплатили за установку АИТП, но теплопункт не функционирует, потому что управляющая компания не может найти слесаря или киповца для того, чтобы обслуживать оборудование. Она его просто выключает из системы, ей так проще жить. Люди в итоге парятся, открывают форточки, переплачивают за тепло. Управляющая компания не заинтересована в том, чтобы жители экономили на отоплении. Она выступает транзитером и выплачивает собранные деньги энергетикам.
Автоматизированный индивидуальный тепловой пункт в жилом доме в Екатеринбурге
— Разве иностранцам не интересно продолжать зарабатывать на услугах, на сервисе?
— Порой зарубежные компании и рады бы, но абсолютно не понимают, как обеспечить экономию при использовании оборудования, которое они продают. Им сложно разобраться в отечественном ЖКХ, особенно в системах отопления, в которых черт ногу сломит. Поэтому многие зарубежные производители не могут выступать на российском рынке еще и эксплуатантами. Сервис априори ближе компаниям российского происхождения.
— Когда ваша компания реализует комплекс услуг, чтобы установить АИТП?
— Всегда и везде неизбежно начинаем с проведения обследования здания с целью выявления возможностей энергосбережения, дальше следует проработка пакета мер по повышению энергоэффективности, а также полный цикл по ремонту и эксплуатации оборудования на весь срок аренды. Даже если мы с потребителем договариваемся по одной строчке: о фиксированной плате за аренду АИТП. Соответственно, он всегда видит и долю экономии от использования энергоэффективного оборудования. В доме без АИТП никто не может посчитать, какое количество тепла вылетает через форточки. Когда мы устанавливаем теплопункт, возникают дополнительные объемы экономии, по данным пилотных проектов, это 5 — 10%.
— Чем отличается рынок Екатеринбурга?
— Он значительно ниже по объемам в сравнении с рынками Москвы и Подмосковья, Иванова, другими городами западной части Российской Федерации. Тариф Иванова, Нижнего Новгорода — 2 тыс. рублей за калорию... В Нижнем Новгороде установлен двуставочный тариф, но если все привести к одноставочному, который существует в Екатеринбурге, это более 2 тыс. рублей. Тариф в Москве — 1740 рублей, а для домов с АИТП ОАО «МОЭК» сразу предоставляет «скидку» — 1/4. Санкт- Петербург, Воронеж, Липецк тоже очень привлекательные — по мере движения на запад цена на газ возрастает, и энерготарифы следом, так как растет топливная составляющая себестоимости производства тепла.
— Там, где выше тариф, быстрее созревает рынок этих услуг?
— Там больше потребителей стремятся получить услуги, позволяющие экономить. Это факт. Челябинск и Тюмень, а также другие города Сибири, по нашим оценкам, будут последними городами, где произойдет распространение энергосберегающих технологий в теплоснабжении. Все остальные расположены ближе к топливной базе Западной Сибири и цены на газ там ниже, для энергетиков устанавливаются более низкие тарифы на тепло.
Подбираем технические решения не избыточные, а адекватные для каждого конкретного дома
На Западе этот рынок складывался тридцать лет, с семидесятых. Тогда возникла идея устанавливать тепловые пункты прямо в домах, непосредственно привязывать к его индивидуальным особенностям, регулировать подачу тепла в зависимости от температуры наружного воздуха и в квартирах. Мы сегодня обязательно устанавливаем еще и датчики в самых холодных точках дома, которые больше всего мерзнут, чтобы ни у кого из потребителей не возникало дискомфорта.
— Как увязаны перспективы вашего бизнеса на екатеринбургском рынке с реализацией проекта открытой схемы теплоснабжения в городе?
— Работы предстоит много. В 2022 году вся система теплоснабжения мегаполиса должна быть переведена на закрытую схему, в каждом доме, на каждом централизованном тепловом пункте должен быть поставлен теплообменник ГВС. Соответственно вода, которая идет от электростанций в батареи отопления, больше не должна будет попадать в водопроводные трубы домов. Здесь есть ряд скелетов, которые пока хранятся в шкафу.
Первый момент: при установке теплообменников ГВС потребуется менять все трубы в домах на пластиковые, потому что вода 65 градусов, которая должна войти в квартиру, является очень коррозионной, трубы за два-три года практически сгорают. Я это знаю как энергетик с большим стажем: пытались класть даже чугунные трубы с большой толщиной стенок — не спасает. В водопроводной воде имеется очень большое количество кислорода, он разъедает обычные металлические трубы. Коррозионная субстанция постоянно двигается по трубе. Эти дополнительные большие расходы пока не учитываются и не рассматриваются проектом, о них пытаются даже не думать.
Управляющая компания не заинтересована в том, чтобы жители экономили на отоплении. Она выступает транзитером и выплачивает собранные деньги энергетикам
И второй момент: тарифная система в стране не подразумевает стимулирование потребителей к переходу на закрытую схему. Жильцы на общедомовом собрании никогда не проголосуют за установку теплообменника ГВС у себя в доме — их попросту не устроит любой дополнительный платеж. Соответственно, без решения этой тарифной коллизии Екатеринбург заложник ситуации.
В Москве ситуация решена посредством того, что устанавливаются дифференцированные тарифы. Скидка для домов с АИТП на каждую гигакалорию составляет 25%. В Екатеринбурге к такой практике не готовы, названные проблемы еще ждут своего решения.