Победит самый технологичный
Как банки помогают бизнесу перейти на новую экономическую модель
Фото от Freepik ru.freepik.com
Как Сбер помогает компаниям адаптироваться к текущим условиям и повышать эффективность
Масштабный процесс перехода к новой экономической модели продолжается. Компании Уральского региона проходят очередной этап структурной трансформации. Чем банки на этом этапе могут помочь бизнесу? Об этом мы в преддверии форума «Иннопром» разговаривали с председателем Уральского банка Сбербанка Дмитрием Суховерховым.
Скорость и доступность кредита
— При первых же признаках неопределенности в экономике банковское кредитование обычно сжимается. Как рынок ведет себя в текущей ситуации?
Дмитрий Суховерхов: «В будущем нас ждет повсеместное внедрение искусственного интеллекта во всех ключевых отраслях» |
— Мы видим картину, которая на первый взгляд может показаться нетипичной, но на самом деле для нее есть четкие и понятные предпосылки. Спрос на кредиты в прошлом году не только не снизился — от месяца к месяцу объемы кредитования в Сбере стабильно росли. В 2022 году объем кредитов, которые банк выдал юрлицам в Уральском регионе, вырос на 40% к предыдущему году. Этот тренд закрепился и в 2023 году. За январь — май мы предоставили региональному бизнесу 699 млрд рублей кредитов — почти на треть больше, чем за пять месяцев прошлого года.
Безусловно, стабилизации рынка способствовали меры господдержки, особенно в прошлом году. Их запустили очень оперативно, а механизм получения таких льготных кредитов был понятным и эффективным. Сейчас целый ряд программ для бизнеса продолжает работать, и Сбер по-прежнему остается одним из ключевых проводников господдержки.
Кроме того, в каждом сегменте сработали специфичные факторы. Особенно высокий уровень деловой активности продемонстрировал сектор жилой недвижимости. C начала этого года портфель финансирования недвижимости в Уральском банке Сбербанка вырос на 12% и достиг 376 млрд рублей. Свою роль сыграли не только программы льготного ипотечного кредитования, но и успешное завершение перехода на новую схему финансирования — эскроу-счета. Своевременно введенный в России механизм эскроу повысил уровень доверия со стороны дольщиков и способствовал тому, что подавляющее большинство проектов стали завершаться в срок. Казалось бы, в прошлом году мы должны были наблюдать замедление темпов строительства и даже заморозку отдельных объектов, но этого не произошло. Думаю, если бы пять лет назад в России не была бы проведена реформа проектного финансирования, сейчас мы могли бы увидеть совсем другую картину.
Кроме того, некоторые предприятия в прошлом году взяли инвестиционную паузу, а сегодня они возвращаются к реализации проектов. Это поддерживает рынок корпоративного кредитования в 2023 году.
Малый и средний бизнес не снизил динамику кредитования во многом благодаря технологичности банковской индустрии. Используя искусственный интеллект, мы смогли существенно упростить процедуру получения кредита и тем самым повысить его доступность. Сегодня более 80% кредитов в этом сегменте выдаются без традиционного детального анализа финансово-хозяйственной деятельности заемщика и в самые короткие сроки — в течение одного-трех дней. Особенно это актуально в текущих, быстро меняющихся условиях.
Эффект инноваций в деле
— Компании и сами сейчас чаще всего опираются на цифровые решения. Предприниматели поняли, что обладание цифровыми технологиями позволяет решать возникающие в бизнесе проблемы гораздо проще и быстрее. Чем банк может быть полезен для клиента?
— Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать реальные потребности бизнеса и исходя из этого искать способы их удовлетворения с помощью технологий.
Для этого в Сбере появились специализированные команды, которые ведут с нашими клиентами проекты цифровой трансформации. Для реализации таких проектов мы создали новую для банковского сектора роль — Customer Success Manager, или менеджер по успеху клиента. Особенностью является то, что эти ребята мотивированы не на продажи, а на рост бизнеса клиента и его лояльность. CSM помогают клиентам правильно управлять проектом, квалифицированно разработать проектную документацию, описать трансформируемый процесс и клиентский путь, выбрать подходящие цифровые решения, являющиеся лучшими на рынке и максимально подходящие для задач и объективных условий, в которых ведет бизнес клиент. В том числе для этого Сбер год назад запустил партнерскую программу для разработчиков и интеграторов, в которой уже более 170 ИТ-компаний. Кстати, в ходе сессий форума «Иннопром» мы обсудим возможности цифровой трансформации и разберем успешные кейсы.
— Какие отрасли и сектора на Урале уже научились управлять бизнес-процессами с помощью технологий?
— Большое количество запросов мы получаем от строительной отрасли. Многие девелоперы на практике увидели, как цифровые решения помогают снижать издержки. Наибольшее распространение среди строительных компаний получили цифровые решения для проектирования, облачные технологии, управление системами безопасности, электронный документооборот. Также мы видим большой запрос на цифровые продукты со стороны наших клиентов из агропромышленного сектора.
Очень активно в использовании технологий продвигается государственный сектор. Это крайне важно, поскольку позволяет улучшать качество социальных услуг. Многие решения, которые разработал Сбер, мы также будем демонстрировать на нашем стенде на Иннопроме.
Например, в некоторых регионах Уральского федерального округа уже успешно тестируется цифровая платформа для дистанционного мониторинга пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями, ее разработал медицинский онлайн-сервис СберЗдоровье. Еще одна разработка — аппаратно-программный комплекс «Цифровой ФАП» от компании СберМедИИ. Это диагностическое оборудование, собранное в компактный кейс для безопасной транспортировки и хранения, с подключением к интернету и ИИ-сервисам.
Наш флагманский проект индустрии образования — это школа программирования «Школа 21» от Сбера. Любой человек старше 18 лет, успешно прошедший отборочные этапы, может бесплатно получить востребованную профессию в сфере информационных технологий. Сегодня в стране работают четыре кампуса этой школы, один из них — в Сургуте.
Запрос на доступность образования в обществе сейчас растет, и у нас есть еще один перспективный проект — Академия Edutoria. Это платформа для онлайн-обучения по программам высшего и дополнительного профессионального образования. Функционал платформы позволяет организовать обучение по магистерским программам благодаря инструментам планирования, проверки знаний и автоматической отчетности. На программах дополнительного профессионального образования можно улучшить компетенции для эффективной организации своей деятельности, например критическое и системное мышление.
— Насколько востребованы цифровые решения у региональных органов власти?
— Нам импонирует подход регионов в стремлении внедрять передовые технологии для улучшения качества жизни граждан.
Например, недавно завершился первый этап большого проекта по разработке модели устойчивого развития Ханты-Мансийского автономного округа.
В субъектах УрФО в ближайшие месяцы Сбер проведет дизайн-сессии по применению технологий искусственного интеллекта. Руководители Сбербанка и представители органов власти детально рассмотрят возможности применения цифровых технологий и искусственного интеллекта в интересах развития экономики региона. Такую сессию мы уже успешно провели с правительством Свердловской области и выработали ряд совместных предложений, в каких отраслях могут быть внедрены передовые решения на основе ИИ.
Контуры нового мира
— На какие технологичные направления опирается сейчас Сбер при создании продуктов и сервисов для клиентов?
— Совершенно очевидно, что нас ждет повсеместное внедрение искусственного интеллекта во всех ключевых отраслях. Эта технология развивается стремительно. У всех сейчас на слуху генеративные нейросети для создания изображений и работы с текстом. У Сбера тоже есть такие разработки, которые действительно впечатляют. Например, это Kandinsky 2.1 — генеративная модель, которая за несколько секунд создает высококачественные изображения по их текстовому описанию.
В Сбере искусственный интеллект успешно применяется во многих процессах, включая кредитный скоринг, защиту от мошенников, коммуникации с клиентами.
— В последнее время было очень много дискуссий вокруг блокчейна. На какой стадии сейчас находится эта технология?
— Блокчейн все глубже проникает в различные сферы экономики. Это связано с огромными возможностями данной технологии. В строительной индустрии на ее основе, например, можно токенизировать квадратный метр. Есть примеры создания сервисов на основе блокчейна в энергетике, логистике, пищевой промышленности и сельском хозяйстве. Мы считаем, что в будущем эта технология найдет большое применение в здравоохранении. С ее помощью можно управлять медицинскими картами, цепочками поставок медикаментов, оборудования в медицинские учреждения. И, безусловно, одной из основных областей применения является финансовый сектор. Именно поэтому Сбер сейчас фокусируется на развитии этой технологии.
— Как вы оцениваете перспективы цифровых финансовых активов (ЦФА)?
— За этим направлением будущее. С развитием технологий возникает потребность в новых инструментах инвестирования и привлечения инвестиций.
Сбер был к этому готов, поскольку у нас создана собственная технологическая база — лаборатории по искусственному интеллекту и блокчейн. К моменту выхода федерального закона о ЦФА в 2021 году у Сбера уже была собственная блокчейн-платформа на Open Source, которая стала технологической основой для выпуска ЦФА.
В июле прошлого года на нашей платформе цифровых активов состоялся первый выпуск. Сейчас их уже более 30. Платформа доступна всем юридическим лицам — клиентам Сбера: инфраструктурой платформы может пользоваться любая компания, решившая выпускать ЦФА.
— Каков функционал платформы?
— ЦФА выпускаются с использованием стандартных инструментов, в проспекте эмиссии описываются обеспечение, сроки, доходность и прочие условия размещения. Эмиссия осуществляется посредством смарт-контракта. Это алгоритм, который контролирует соблюдение условий выпуска. На платформе можно выпускать и приобретать ЦФА, предъявлять эмитентам обязательства к исполнению и совершать другие сделки. Кроме того, в платформу интегрирован сервис оценки финансовой надежности эмитента. Это помогает инвесторам принимать взвешенные решения об инвестировании и оценивать уровень риска для своих вложений.
— Насколько этот инструмент востребован?
— Мы в Уральском регионе видим, что интерес постоянно растет, наши клиенты уже убедились в преимуществах, ведь ЦФА открывают возможности как для размещения ресурсов, так и для инвестирования. Платформа находится на этапе перехода к промышленной эксплуатации. Сейчас на ней могут совершать операции компании, а затем будет открыт доступ и частным лицам.
— А будет ли интерес у физлиц?
— Мы уже сейчас видим запрос с со стороны наших клиентов. Многие люди ищут надежные интересные способы инвестирования. Кто-то уже попробовал поработать на рынке криптовалют. И таких людей достаточно много.
— А в чем отличие цифровых финансовых активов от криптовалют?
— Криптовалюта появляется в результате работы алгоритмов. По сути, криптовалюты ничем не обеспечены, а ЦФА выпускается понятным эмитентом. Об этом мы тоже расскажем на наших деловых сессиях в ходе работы выставки «Иннопром».