Эффект девальвации рубля без притока инвестиций себя исчерпывает
Индикаторы промпроизводства
По данным Росстата, индекс промышленного производства (ИПП) за первый квартал текущего года в целом по стране составил 99,4%: снижение год к году на 0,6%. В январе падение достигло 2,7%. В феврале промышленность показала статистический рост, индекс месяц к месяцу — 109,1%. Тогда экономический блок правительства оптимистично заговорил о замедлении спада. Однако эксперты в комментариях связывали полученные цифры лишь с увеличением количества дней в високосном феврале. Индекс марта подтвердил: чуда не произошло — 99,5%.
В Урало-Западносибирском регионе по итогам трех месяцев промышленный выпуск рос в трех субъектах: Свердловской области (118,0%), Удмуртии (108,1%) и Тюменской области (103,4%). Почти стабилен (падение на 1 — 1,2%) показатель в Башкортостане и Пермском крае. Существенное падение статистика фиксирует в Курганской области — 87,5%. Оренбургская — 92,7%, Челябинская — 93,4%.
В отраслевом разрезе квартальный спад в целом по стране обусловлен просадкой обрабатывающей промышленности, в то время как добывающая отрасль и энергетика оказали индексу поддержку.
На Урале картина очень пестрая. Так, предприятия обрабатывающих производств Свердловской области сформировали индекс отрасли на уровне 120,5%, а Курганской — дали только 85%.
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды по итогам квартала в стране выросло на 0,6%. В макрорегионе Большой Урал в этом сегменте лидирует ХМАО (110,1%), аутсайдер — Оренбургская область (79,8%).
Страновой индекс по строке «добыча полезных ископаемых» в первом квартале составил 103,4%. В макрорегионе значительный рост в Свердловской области (117,7%), наибольшее снижение — в Челябинской и Оренбургской областях (94,5 и 94,6% соответственно).
Статистика фиксирует квартальное падение показателей и в денежном выражении. Объем отгруженных товаров собственного производства по полному кругу организаций всех отраслей промышленности в первом квартале в текущих ценах в целом по Урало-Западносибирскому региону составил 2,9 трлн рублей (снижение к аналогичному кварталу 2015 года — 5,4%). Предприятиями добывающей промышленности отгружено продукции на 1,1 трлн рублей (минус 12,5%), обрабатывающей — на 1,5 трлн рублей (минус 1,7%). Рост на 9,3% наблюдался лишь в производстве электроэнергии, газа и воды. С поправкой на инфляцию провал по отгрузке
выглядит еще глубже.
Расчет АЦ «Эксперт» динамики отгрузки совокупных показателей на территории Урала и Западной Сибири в отраслевом разрезе показал следующее. В текущих ценах общий объем отгрузки в производстве электрооборудования, электроники и оптики в регионе составил 50 млрд рублей, что на 15% больше, чем годом ранее. В производстве машин и оборудования отгрузка увеличилась на 14,5% (69 млрд рублей). Продолжился рост пищевой промышленности — 119 млрд рублей, плюс 12,9% к первому кварталу 2015 года. Неплохо чувствует себя деревообработка (13 млрд рублей, плюс 9%) и целлюлозно-бумажное производство (16 млрд рублей, плюс почти 5%).
На фоне негативных тенденций на внешних рынках объем отгрузки металлургических и метизных производств сократился в текущих ценах на 394 млрд рублей, что на 15,5% меньше, чем по итогам трех месяцев прошлого года.
Сложная ситуация в отраслях химической промышленности: отгрузка кокса и нефтепродуктов упала на 3% до 430 млрд рублей, неметаллических минеральных продуктов — на 5,3% до 48 млрд рублей. Отгрузка собственно химического производства снизилась на миллиард (0,21%) до 144 млрд рублей.
Особняком стоят производители пластмассовых и резиновых изделий, нарастившие за первый квартал текущего года объем отгрузки на 12,8% до 16 млрд рублей. «Ряд видов кабелей производятся в резиновой и/или пластмассовой оболочке, и вполне вероятно, что их выпуск вырос (официальная информация об этом в открытом доступе не публикуется), в том числе на Урале и в Сибири, и это потянуло за собой заказы на резину и пластмассы», — объясняет заместитель главного редактора журнала «Металлоснабжение и сбыт» Леонид Хазанов.
В целом можно признать: эффект девальвации рубля без притока инвестиций себя исчерпывает. Без денег, стимулов, структурных преобразований основу для устойчивого роста в промышленности не создать.
Цены на сталь продолжают крутое пике: стоимость трехмесячных фьючерсов на Лондонской бирже металлов (LME) в первом квартале текущего года снизилась с 235 долларов за тонну в начале года до 115 долларов за тонну в конце марта. Четверг 3 марта стал «черным» для сталепромышленников — цены на металл рухнули на 51%.
По данным World Steel Association, мировой выпуск нерафинированной стали в первом квартале 2016 года упал по отношению к аналогичному показателю прошлого года на 3,4% до 385,6 млн тонн. В марте выпуск составил 137,3 млн тонн: по сравнению с мартом 2015 года это на полпроцента меньше, зато по сравнению с февралем текущего года — на 13,3% больше (февраль показал новое дно мирового производства с декабря 2011 года — менее 121 млн тонн).
Среди стран, лидирующих по выплавке стали, только Индии удалось сохранить объемы, сопоставимые с прошлым годом, и даже чуть нарастить их (плюс 1,8% относительно первого квартала прошлого года). Остальным странам, входящим в пятерку лидеров, позиции удержать не удалось.
Для российской черной металлургии, по данным World Steel Association, первый квартал отмечен более чем 5-процентным снижением выпуска стали — до 17,2 млн тонн. По информации Росстата за этот же период — 16,9 млн тонн (снижение на 5,4% против аналогичного периода прошлого года).
По субъектам, входящим в Урало-Западносибирский макрорегион, информацией о физическом объеме выпуска стали мы располагаем не полностью. По имеющимся данным, в первом квартале предприятия региона (за исключением Оренбургской и Тюменской областей) выпустили 6,31 млн тонн стали: сокращение на 6,7% против аналогичного квартала 2015 года. Лидерство по выплавке в регионе за собой сохраняет Челябинская область, сталепромышленные предприятия которой за три месяца текущего года произвели почти 4,2 млн тонн металла (на 6,7% меньше, чем годом ранее).
Предприятия Свердловской области дали чуть более 2 млн тонн, снизив выпуск на 7,3%. Сильнее всех сократили выплавку в Башкирии — минус 26,5% до 2,9 млн тонн. Тюменская область и Удмуртия, напротив, в плюсе — 3,8 и 8,1%, соответственно.
В мае поднялись цены на стальную продукцию на внутреннем рынке. Причины скорее технические, полагает Леонид Хазанов. Так, арматура повысилась в цене из-за сформировавшегося на рынке дефицита: российские комбинаты получили много заказов из-за рубежа и пошли на ограничение поставок по России. Дефицит сохранится до июня, может, чуть дольше, а потом будет исчезать, уступая место профициту и снижению цен, считает аналитик. Впрочем, по его мнению, вряд ли производители будут пересматривать цены в сторону снижения: им надо обеспечивать рентабельность бизнеса в условиях продолжающегося кризиса и нестабильности рынка. Аналогичная ситуация с плоским прокатом.
В целом внутренний спрос потихоньку стабилизируется, надеется эксперт: «Влиять на конъюнктуру рынка будет положение дел в промышленности и строительстве, а они, как известно, зависят от объемов инвестиций, и государственных, и частных. В автомобильной индустрии пока особых надежд на рост нет, строительный комплекс, возможно, достиг дна. Получше обстоят дела в оборонке, финансируемой из госбюджета, правда, в ней объем потребления стальной продукции не такой большой».
Ввод за последние годы новых металлургических мощностей, введение различных запретительных мер на внешних рынках привели к пониманию необходимости объединения усилий для расширения внутреннего рынка металлопроката, полагает генеральный директор Ассоциации развития стального строительства Дмитрий Еремеев. По его прогнозу, расширение сферы применения стальных конструкций даст дополнительный объем потребления металлопроката внутри страны не менее чем 500 тыс. тонн в год.
Общероссийский индекс промышленного производства в выпуске пищевых продуктов, напитков и табака по итогам первого квартала текущего года составил почти 103%, что значительно превышает показатель в целом по сфере обрабатывающих производств (96,9% против показателя годичной давности). При этом показатель рос почти по всем группам пищевых продуктов. Так, в переработке фруктов и овощей индекс составил 107,2%, в производстве мяса и мясопродуктов — 104,2%, мукомольно-крупяной промышленности — 103,7%, в молочной — 102,7%. Из общей картины выбиваются только производство растительных и животных жиров и масел (минус 0,3% против квартального индекса прошлого года) и переработка рыбы и морепродуктов (рост на одну десятую процента).
На территории Большого Урала темпами, опережающими общероссийский показатель, индекс промпроизводства пищевых продуктов, напитков и табака в первом квартале рос в Удмуртии (104,8%), Челябинской (104,4%) и Оренбургской (103,7%) областях.
В остальных субъектах, входящих в Урало-Западносибирский макрорегион, — стагнация или отрицательная динамика.
Рост потребительских цен привел к тому, что в денежном выражении объем отгрузки продуктов питания, напитков и табака по региону вырос — на 12,8% по отношению к аналогичному показателю прошлого года и составил 119 млрд рублей. Лидером по отгрузке стала Челябинская область: почти четверть товаров родом отсюда. Пятая часть продуктов питания произведена в Свердловской области.
В целом в Урало-Западносибирском регионе за первый квартал 2016 года выпущено 198,6 тыс. тонн мяса и мясных субпродуктов (прирост на 13,3% относительно аналогичного показателя 2015 года), 538 тыс. тонн молока и молочных продуктов (увеличение на 2,4%), чуть более 7 тыс. тонн сливочного масла и 12 тыс. тонн сыра и сырных продуктов (увеличение на 1 и 7% собственно). Увеличение выпуска коррелирует с введением санкций на поставки продуктов питания из-за рубежа. Так, производство несанкционных хлеба и хлебобулочных изделий в целом по региону сократилось на 1,4% и составило 218 тыс. тонн.