Внутренний аудит

Рейтинг аудиторско-консалтинговых компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2015 года

С кризисом в экономике проблемы аудиторской отрасли обострились. Но только принятием правильных законов их не решить. Для улучшения качественных характеристик и подъема статуса профессии аудиторы намерены искать внутренние резервы

Итоги традиционного рейтинга аудиторско-консал­тинговых компаний Урала и Западной Сибири, подготовленного аналитическим центром «Эксперт», показали: формально в 2015-м рынок от экономического спада особо не пострадал ­— по результатам обработки анкет суммарная выручка участников рейтинга выросла в 2015 году на 5% в сравнении с 2014-м. Однако реально — с учетом инфляции — их доходы упали на 8%.

Наша выборка полной картины рынка безусловно не дает: как правило, раскрыть показатели решаются крупные и активные игроки. По состоянию на 4 апреля 2016 года в реестр аудиторских компаний Минфина РФ включено 4,4 тыс. компаний, из них 547 находятся на территории Урало-Западносибирского региона. В рейтинге по итогам работы в 2015 году приняли участие 23 компании, в том числе пять представили данные впервые. Однако наши результаты вполне коррелируют с данными страновых исследований: по итогам рейтинга ведущих аудиторско-консалтинговых групп России, подготовленного специалистами международной группы RAEX, номинальная выручка выросла на 6%, а с поправкой на инфляцию упала на 7%.

Проблемы и состояние рынка образца 2015 года ведущие игроки обсудили за нашим ежегодным круглым столом «Аудиторский рынок Урала».

Круг сужается

В нынешний кризис российский бизнес долго держит инвестиционную паузу, а это означает, что падает спрос на услуги, которые поддерживают процесс вложения капитала. Аудит в их числе. На стадии инвестиционного бума не только крупные, но и средние компании считали правилом хорошего тона иметь отчетность, заверенную по МСФО. Да и занять денег ни на международном, ни на внутреннем рынке без этого было практически невозможно. Сейчас западные рынки капитала закрылись, внутренние нестабильны, а экономические агенты принимают инвестиционные решения совсем по другим критериям: по некоторым данным, только 1% инвесторов используют заключение аудитора при анализе объекта инвестиций.

Поэтому аудит сейчас держится в основном на обязательном сегменте: по российскому законодательству, иметь подтвержденную отчетность должны банки, страховые компании, публичные общества, размещающие акции на биржевом рынке, а также компании с выручкой более 400 млн рублей. И все последнее время обсуждается сужение списка. В данный момент в Госдуме на рассмотрении находится проект закона, предполагающий повышение уровня объема выручки организаций для подтверждения отчетности с 400 до 800 млн рублей. Аудиторы недовольны: если норма пройдет и при этом не будут введены солидные санкции за отсутствие аудиторского заключения, многие предприниматели предпочтут аудиту штраф.

Между тем клиентская база и без того сужается. «Клиентов становится все меньше в силу объективных причин. Ряд бизнесов банкротится, разукрупняется, какие-то средние и малые предприятия уходят в микробизнес, а то и в тень», — констатирует Ирина Мамина, генеральный директор Аудиторско-консалтингового партнерства Маминой.

Действительно, только в финансовом секторе за прошлый год лицензий лишились
93 банка и 67 страховых компаний. Результат закономерен: выручка от аудита финансовых институтов (банков, страховых и инвестиционных компаний) у участников нашего рейтинга сократилась на 16,3%.

Кроме того, предприниматели тщательно следят за затратами: бизнес экономит на всем. Это обостряет старейшую проблему отрасли — недобросовестную конкуренцию и демпинг. «Аудиторов все чаще выбирают по принципу дешевизны, а не по соотношению цены и качества», — отмечает директор по аудиту компании «Бизнес-Аудит-Центр» Анастасия Скворцова.

Такие эпизоды в истории аудита наблюдаются каждый кризис, свидетельствует генеральный директор ассоциации «Налоги России» (Екатеринбург) Игорь Теущаков: «У мелких аудиторов появляется иллюзия, что сейчас они могут взорвать рынок демпингом. В итоге они ничего не взрывают, а приучают клиентов к низкой цене. И эта привычка сохраняется долгие годы».

Но гораздо опаснее для отрасли активизация черных аудиторов, готовых удовлетворить спрос на липовое заключение. Как рассказывает партнер аудиторской группы «Капитал» Виктор Иваницкий, его сотрудники ради эксперимента позвонили в одну из аудиторских компаний Екатеринбурга, попросили о такой услуге и услышали: «Сбрасывайте оборотку, вечером можете подъезжать за заключением». Цена вопроса — 30 тыс. рублей.

Предполагалось, что с этим явлением сможет бороться само профессиональное сообщество через институт саморегулирования. Не получается.

— У нас много аудиторов, которые не занимаются этой деятельностью профессионально, а просто числятся в фирмах, иначе говоря, продают свой квалификационный аттестат. Достаточно сказать, что 25% аудиторских фирм не имеют ни одного штатного аудитора. По сути, это фирмы-«подснежники»: люди работают не аудиторами, а бухгалтерами, юристами, предпринимателями, парикмахерами — кем угодно. А когда наступает сезон, март-апрель, за 20 — 30 тыс. рублей проводят «аудиторские проверки» предприятий, которым нужно подтверждать отчетность. Они ничем не рискуют, — описывает причины генеральный директор компании «Екатеринбургский Аудит-Центр» Владимир Бойков. — Потому что зарегистрировать аудиторскую компанию — это две недели, вступить в СРО — максимум месяц. То есть за полтора месяца появляется новая аудиторская компания и начинает с чистого листа. У нас, например, при проведении проверки в одной крупной строительной организации возникло много вопросов к предыдущему аудитору. Так мы просто не могли найти эту фирму. Нашли организацию в интернете по ФИО директора: оказалось, что он одновременно руководит еще одной аудиторской фирмой, из другой СРО.

Регулятор посчитал, что все дело в большом количестве СРО. В конце 2014 года Госдума приняла поправки к закону «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которыми поменялись количественные критерии для СРО: чтобы получить такой статус, организации нужно было иметь в составе не менее 500 компаний или 2 тыс. аудиторов-физлиц. С 2017 года вступила в силу новая норма — минимум 700 компаний или 10 тыс. физических лиц. Ни одна из действующих СРО до такого уровня недотягивает. И поскольку масса аудиторов сейчас уходит из профессии, а молодые кадры не пополняют рынок, шансов набрать нужное число членов у действующих СРО нет. То есть государство искусственно стимулирует создание одной-двух СРО аудиторов, чтобы устранить конкуренцию между ними и исключить возможности беспрепятственного перехода недобросовестных игроков. Сейчас на рынке действует пять СРО аудиторов. Естественно встает вопрос, а кто из них останется жить? Владимир Бойков по этой причине характеризует нынешнее состояние в отрасли как хаос: «Все СРО заняты сейчас одним — привлекают новых членов для того, чтобы сохранить место под солнцем и поэтому стараются либеральным подходом понравиться потенциальным членам».

Появились попытки объединения СРО. В частности такие решения приняли члены Московской аудиторской палаты (МоАП) и РКА. Генеральный директор компании «Группа Финансы», член правления СРО НП МоАП Андрей Звездин подводит предварительные итоги: по состоянию на 18 апреля 2016 года, количество членов-юрлиц в союзе «МоАП + РКА» составляет 2017, в СРО «ААС» — 1335, в СРО «АПР» — 857, в СРО «ИПАР» — 231.

Изначально предполагалось, что новые нормы вступят в силу с января 2017 года. Сообщество рассчитывает на продление переходного периода и, возможно, корректировку некоторых критериев формирования СРО. Пока реформа зашла в тупик.

Аудит для бизнеса и бизнес для аудита

Еще одна новация, которую задумал Минфин, — переход на международные стандарты аудита (МСА). Решение зафиксировано в постановлении правительства, сейчас дело за нормативной базой: Минфин рассчитывает закончить формирование в первой половине 2016 года и ввести новые нормы с 1 января 2017 года.

Интересно, что трансформация совпала с моментом, когда мировой рынок аудита испытывает трудности. Аудиторов во всем мире критикуют много, и часто претензии связаны с тем, что они не делятся своими знаниями с деловым сообществом. Аудиторы, мол, предоставляют публике лишь заключение на страницу текста. Это не позволяет предотвратить кризисы и дефолты. Новый вариант международного стандарта предполагает, что в аудиторском заключении будет гораздо больше информации.

— Часть моих коллег считает, что переход планируется в интересах «большой четверки». Они стандарты знают, а для российских аудиторских фирм это дополнительные затруднения. Причем на фоне кризиса — падения рентабельности аудиторской деятельности, трудностей с рекрутингом и т.д., — говорит генеральный директор аудиторской группы «Капитал» Ирина Екимовских.

Впрочем, есть и позитивное отношение. «Теперь иностранные компании, интересанты аудита российских фирм, будут понимать, что и российский аудит, и “большая четверка” играют по одним, понятным международному бизнесу правилам», — подчеркивает Ирина Екимовских. Она обращает внимание на цель этой новации — гармонизацию корпоративного законодательства России и Европейского союза, совершенствование корпоративного законодательства, в том числе по управлению хозяйственными обществами, что является неотъемлемой составляющей успешного развития как экономики, так и правовой системы Российской Федерации: «Аудит в корпоративном секторе должен выполнять достаточно важную функцию управления — контрольную. Конечно, внедрение международных стандартов аудита на внутрифирменном уровне потребует определенных затрат — на обучение специалистов, переработку рабочих документов и т.д., но это всего лишь необходимые издержки роста. Поэтому я рассматриваю это скорее как позитивный виток в области развития аудиторской деятельности в России».

Иначе видит ситуацию генеральный директор аудиторской фирмы «Аудит-Классик» Татьяна Севастьянова (Челябинск):

— У нас опять пытаются поставить телегу впереди лошади. Аудиторы в этом году должны в безумно короткие сроки освоить международные стандарты, разработать внутрифирменные стандарты, научиться их применять. Но при этом надо понимать, что международный стандарт аудита требует гораздо большего количества аудиторских процедур, гораздо более жесткие требования предъявляются к их проведению. А все это выливается, как всегда, в трудоемкость аудиторского проекта и соответственно в цены. Готов ли к этому наш клиент? Может быть, мы сначала повысим значимость российского аудита и введем, например, штрафные санкции за его непроведение?

Российским аудиторам очень не нравится, что их рынок фактически монополизирован международной «большой четверкой». Крупный бизнес действительно предпочитает заверять отчетность в российских подразделениях Deloitte & Touche, Ernst & Young, PricewaterhouseCoopers, KPMG. Директор департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России Леонид Шнейдман на многих конференциях приводит на эти претензии свой аргумент: «Наши аудиторы все время требуют стимулов — например, расширения круга обязательных элементов. “Большая четверка” берет клиента тем, что предлагает комплекс консультационных услуг, которые востребованы крупным бизнесом, и аудит там занимает далеко не первое место».

Наше многолетнее исследование показывает, что российский аудит тоже движется в сторону консалтинга: мы наблюдаем последовательное сокращение доли аудита в структуре выручки участников. Если в 2006 году соотношение выручки от аудита и консалтинга было 60/40 в пользу первого, то по итогам прошлого года доля аудита составила всего четверть.

Суммарная выручка участников рейтинга от консалтинговых практик в 2015 году увеличилась на 6% относительно аналогичного показателя прошлого года. Структура доходов по видам услуг свидетельствует о возросшем спросе на финансовый, налоговый и правовой консалтинг. Финансовое консультирование потеснило со второй позиции юридическое, безоговорочно лидировавшее среди консалтинговых практик на протяжении нескольких лет, увеличив свою долю до 19%. Юридическое чуть отстало — 18,6%. Темп роста выручки от этих практик — 9,7 и 11% соответственно. Увеличение объема услуг в области финансового управления связано с растущим спросом клиентов на новые эффективные способы управления корпоративными финансами. Интерес к юридическому консалтингу подстегивается необходимостью реструктуризации долгов, практикой банкротств и деофшоризации.

Среди лидеров по увеличению выручки также налоговое консультирование и оценка: рост на 9 и 5,8% соответственно. В налоговом консультировании отмечается спрос на комплексное сопровождение налоговых проверок.

Занимавший по итогам прошлогоднего рейтинга третью позицию ИТ-консалтинг показал отрицательную динамику выручки в 12,5%.

Аудируй себя сам

Государство все время пытается подправить аудит. 24 марта этого года на Совете по аудиторской деятельности при Минфине прошло обсуждение проекта концепции реформирования рынка аудиторских услуг и создана временная рабочая группа для доработки текста концепции. Глобальная задача документа — повышение значимости аудита.

— Смею предположить, что многие участники круглого стола помнят перемены, которые проходили в сфере, регулирующей аудиторскую деятельность. Мы начинали аудиторскую деятельность, руководствуясь временными правилами, затем был первый закон об аудиторской деятельности, сейчас действует новый, и в течение последнего года внесено много предложений по его изменению: они, по мнению авторов, должны сделать деятельность аудиторов более цивилизованной, улучшить их жизнь, — говорит Андрей Звездин.

Однако полагаться стоит не столько на инициативу Минфина, сколько на собственные внутренние резервы, уверены участники круглого стола. Генеральный директор ООО «Инвест-аудит», уполномоченный представитель в Уральском территориальном округе НП «Российская коллегия аудиторов» Егор Чурин убежден, что динамику отрасли определяет не только законодатель, но и предпринимательская активность самого аудитора — его способность привлекать клиентов и оказывать качественные услуги.

Старший партнер группы компаний «Авуар», председатель совета Уральского регионального филиала СРО НП «Аудиторская Палата России» Алексей Овакимян считает, что основой стратегии выживания на современном этапе для аудиторской компании должна стать квалификации персонала.

Генеральный директор аудиторской фирмы «ВнешЭкономАудит» Светлана Киселева (Челябинск) соглашается: «Мы думаем о возможности повышения квалификации, об обучении молодых специалистов и получении ими квалификационного аттестата, о разработке новых методик и стандартов. Если воспринимать кризис как время возможностей, то для аудиторской отрасли это как раз время заняться решением кадровой проблемы».                  

 

Дополнительные материалы

Рейтинг аудиторско-консалтинговых компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2015 года

Материалы по теме

Аналитический центр «Эксперт» приглашает аудиторские и консалтинговые компаний к участию в рейтинге по итогам 2016 года

Аналитический центр и журнал «Эксперт» приглашают принять участие в рейтингах аудиторских и консалтинговых компаний Урало-Западносибирского региона по итогам 2019 года

Рынок аудита в ожидании реформы

Аналитический центр «Эксперт» начал подготовку рейтинга аудиторских и консалтинговых компаний Урало-Западносибирского региона по итогам 2015 года