Радикальная полимеризация
Нефтехимия
Модернизация прошлых лет и девальвация рубля позволили российским нефтехимикам в кризис потеснить импорт и обеспечить возможность дальнейшего развития
Более десяти тысяч промышленников, бизнесменов, инвесторов, ученых и чиновников нашей страны и ряда иностранных государств соберутся в конце мая в Уфе на Российский нефтегазохимический форум. На повестке дня животрепещущий вопрос — в каком направлении отрасли развиваться завтра. Производство полимеров и пластиков — один из немногих секторов российской промышленности, которому все еще удается не просто держаться на плаву, а демонстрировать значительный рост. Более того, нефтехимические компании стараются продолжать реализацию крупных инвестиционных проектов, в том числе на территории Большого Урала. Большинство проектов направлено на обновление производства и создание новых мощностей. Цель — импортозамещение и увеличение высокопередельной переработки углеводородов. Но бум создания новых производств может поставить в перспективе перед инвесторами новую задачу — расширения внутреннего рынка.
Рост цепи
Несмотря на сокращение инвестиционного и потребительского спроса в стране, а также ухудшение конъюнктуры внешнего рынка, российская химическая промышленность в 2015 году продемонстрировала лучший результат за последние пять лет и наивысшую динамику среди отраслей обрабатывающего сектора промышленности. По данным Росстата, прирост объемов выпуска химпродукции по итогам года составил 6,3% (здесь и далее — сравнение с аналогичным периодом прошлого года).
В первую очередь серьезно выросло производство пластмасс и необходимых для них компонентов — на 8,1%. При этом, по оценкам агентства «Маркет Репорт», установлено несколько рекордов: до максимального исторического уровня увеличился выпуск полипропилена (ПП, сырья для изготовления множества предметов ежедневного обихода от пищевой упаковки до медицинских инструментов) — на 23,3% до 1,28 млн тонн, а также поливинилхлорида (ПВХ) — на 20% до 783,3 тыс. тонн. Рост был отмечен и в производстве полиэтилентерефталата (ПЭТФ, термопластик, используемый в том числе для бутылок) — на 15% (до 497 тыс. тонн), и в выпуске полиэтилена (ПЭ) — на 9% (до 1,59 млн тонн).
Уральские нефтехимики в общероссийском тренде. Так, «Тобольск-Полимер» (входит в Сибур) увеличил выработку ПП на 43% (до 378,9 тыс. тонн), Башкирская содовая компания (БСК) получила на 9% ПВХ больше, чем в прошлом году (242,2 тыс. тонн), «Уфаоргсинтез» (принадлежит АНК «Башнефть») подняла производство ПЭ на 15%, а ПП — на 4%, полностью загрузив свои мощности.
Высокие показатели в отрасли обеспечены за счет того, что в последние несколько лет отечественные нефтехимики активно расширяли действующие и строили новые производства. И эти проекты были направлены на снижение зависимости России от импорта в той или иной продуктовой нише. В частности, продолжает набирать обороты запущенный в 2013 — 2014 годах в Тюменской области новый завод «Тобольск-Полимер», не достигший пока проектной мощности.
Среди других факторов, которые подстегнули российскую нефтехимию к росту даже в условиях снижения внутреннего спроса, участники рынка называют девальвацию рубля. С одной стороны она сделала более привлекательной для мировых переработчиков пластмасс продукцию российских производителей, что привело к росту экспорта. Например, в 2015 году поставки полипропилена за границу увеличились на рекордные 56,5%, продолжив тенденцию уверенного роста, которая началась с 2013 года с запуском новых производств. Тот же «Тобольск-Полимер» отправил зарубежным потребителям более 40% от объемов производства.
С другой стороны обвал курса национальной валюты позволил потеснить на внутреннем рынке подорожавший импорт. В частности, ввоз ПЭТФ в Россию снизился на 39% (до 65 тыс. тонн), тогда как спад в потреблении этого продукта в стране составил всего 6%, закупки зарубежного ПЭ уменьшились на 25% (до 483 тыс. тонн) при падении потребления всего на 1%.
Как результат — уральские нефтехимики в 2015 году смогли улучшить финансовые показатели. Так, «Уфаоргсинтез» увеличил отгрузки на 15,7% (до 32,3 млрд рублей), БСК — на 22% (до 33,46 млрд рублей с учетом выпуска кальцинированной соды), а выручка от реализации базовых полимеров у Сибура выросла на 32,6% (до 50,9 млрд рублей) во многом благодаря «Тобольск-Полимеру».
В 2016 году, по мнению экспертов РИА «Рейтинг», положительная динамика химического производства сохранится, но темпы роста будут ниже, чем в 2015 году. Основные причины — фактор высокой базы и ослабление эффекта от девальвации рубля.
Разветвление цепи
Вопреки кризису производители крупнотоннажной продукции продолжают инвестировать в масштабные проекты. На Урале и в Западной Сибири сегодня закладывается фундамент для новых проектов, которые через четыре-пять лет призваны обеспечить новый скачок в отрасли.
В Тобольске Сибур развернул строительство еще одного завода — «Запсибнефтехима» (Запсиб-2). Он будет примерно в четыре раза больше собрата «Тобольск-Полимера». Его мощности позволят ежегодно выпускать 1,5 млн тонн этилена, 500 тыс. тонн пропилена и 100 тыс. тонн бутан-бутиленовой фракции: они станут сырьем для производства около 2 млн тонн полимеров в год. Для сравнения: только из четверти этого объема можно сделать 50 млн бамперов для машин или почти
1,5 млн километров водопроводных труб. Запустить новое производство, инвестиции в которое оцениваются в 9,5 млрд долларов, планируется в 2020 году. Оно должно создать на рынке серьезный профицит и развернуть российских производителей ПП в сторону экспорта.
«Газпром нефтехим Салават» ведет строительство на заводе «Мономер» крупнейшего в России комплекса бутилакрилатов (80 тыс. тонн в год) и ледяной акриловой кислоты (35 тыс. тонн в год), служащих основным сырьем при изготовлении дисперсий (для лаков и красок) и суперабсорбентов. На проектные мощности комплекс планируется вывести в 2016 году. Сырье (пропилен, бутанол и стирол) выпускают здесь же. Таким образом, компания решает сразу две задачи: обеспечивает гарантированный рынок сбыта и получает более маржинальный продукт.
Газпром также активно взялся за реализацию проекта-долгостроя — Новоуренгойского газохимического комплекса (НГХК). Решение о его создании было принято еще в 1993 году, оборудование закупили, но вскоре из-за недостатка финансирования монтажные работы приостановили, а проект отнесли к числу проблемных. Сегодня строительство снова в разгаре. Ожидается, что мощности НГХК составят 400 тыс. тонн полиэтилена низкой плотности. Ввести их в эксплуатацию планируют в конце 2018 года.
Избежать обрыва
Резервы для будущего роста еще имеются: Россия до сих пор остается чистым импортером не то что продукции тонкой химии, но даже крупнотоннажных полимеров. Так, по оценкам агентства Platts,рынок полиэтиленов пока остается дефицитным и перестанет быть таковым только после запуска НГХК, Запсиба-2 и новых установок на Ангарском заводе полимеров.
Кроме того, в стране далеко не исчерпан потенциал органического роста внутреннего рынка. Объемы потребления полимерной продукции существенно отстают от общемировых. Всероссийский НИИ по переработке нефти подсчитал: неиспользованный потенциал импортозамещения первичных полимеров в нашей стране составляет около 5 млрд долларов, готовых изделий из пластиков — 6 млрд долларов. В наибольшей зависимости от поставок из-за рубежа находится сектор дорожного строительства, на них приходится до 97% потребления продукции нефтехимии в этом секторе.
По оценкам Сибура, большая часть сегодняшнего импорта может быть замещена отечественной продукцией в перспективе 2016 — 2025 годов. Нефтехимия может стать новым драйвером российской экономики при локализации мощностей по переработке углеводородного сырья, увеличении объемов экспорта продукции высоких переделов.
Притормозить планы нефтегазохимиков может финансовый фактор. Многие нефтехимические проекты в отрасли в условиях дефицита западных денег оказались в подвешенном состоянии, по некоторым и вовсе возник вопрос целесообразности инвестиций. Так, Башкирская содовая компания приостановила реализацию проекта по увеличению выпуска (практически втрое, до 600 тыс. тонн в год) суспензионного ПВХ. Суммарный объем инвестиций оценивался в 41,5 млрд рублей, а всю продукцию планировалось направить на местный рынок.
Вторая проблема, которую необходимо решать, — потенциальное перепроизводство. По мнению участников рынка, реализация крупных нефтехимических проектов в России с вводом новых мощностей способна привести к ужесточению конкуренции на внутреннем рынке, что может вызвать снижение цен на продукты нефтехимии, негативно повлиять на уровень загрузки мощностей и показатели прибыльности. Кроме того, потребительский спрос на полимерные изделия в стране может просто не успеть подняться за скачком производства. Выход у нефтехимиков один — самостоятельно формировать и расширять потенциал внутреннего рынка.
Автор: Колотова Дарья