Государство — это сеть
Что ждет российский рынок электроэнергетики в 2024 году
Фотографии: Андрей Порубов
В 2023 году на Урале отрасль электроэнергетики пережила небывалый за последние 15 лет процесс консолидации сетевой инфраструктуры
Консолидация — результат как ухода крупных иностранных игроков, так и того, что сетевые компании накопили достаточно средств для скупки небольших компаний и получили по этому поводу внятное пожелание властей. В 2024 году перед отраслью возник новый вызов — тарифное регулирование, переход на новые тарифы для населения. Каким был еще год для электроэнергетики уральского экономического района, рассказывает «Эксперт-Урал».
В 2023 году производство электроэнергии, по данным Системного оператора, в рамках Единой энергосистемы России составило 1,13 трлн кВт•ч, что на 1,11% выше уровня 2022 года. Потребление электроэнергии составило 1,12 трлн кВт•ч, фактический рост потребления по отношению к уровню предыдущего года при учете температурного фактора составил 1,7%. Основной вклад в совокупное увеличение электропотребления, как и в 2022 году, внесли Дальний Восток, Сибирь и юг страны. Так, в ОЭС Востока потребление выросло на 3,3% год к году, достигнув 45,9 млрд кВт•ч, в ОЭС Сибири — на 2,3%, до 229,9 млрд кВт•ч, а в ОЭС Юга — на 2,2%, до 113,5 млрд кВт•ч. Доля этих энергосистем в общем электропотреблении ЕЭС России стабильно увеличивается.
«Важным показателем энергетической отрасли, который в том числе уже и определил прогноз и ее дальнейшие планы развития, стал продолжающийся рост энергопотребления в ЕЭС России. Новое значение исторического максимума потребления мощности составило 166 392 МВт, что на 1,7% больше показателя, зафиксированного в начале 2023 года. В ряде регионов на протяжении всего года этот рост подтверждался установлением новых пиковых значений мощности и завершился в результате новым историческим максимумом, зафиксированным в декабре 2023 года», — говорит Екатерина Артеменкова, старший консультант группы аналитики в электроэнергетике Kept.
Среди других значимых событий, которые отмечает эксперт, — централизация отрасли, что расширяет зону ответственности Системного оператора. «С 1 января 2024 года технологически изолированные энергосистемы Камчатского края, Магаданской, Сахалинской областей, Чукотского автономного округа и Норильско-Таймырская энергосистема в Красноярском крае находятся под управлением СО ЕЭС, который внесет свой вклад в части оптимизации режимов работы этих энергосистем, в том числе с учетом всех разработанных им средств автоматизации и цифровизации. Это большой шаг не только в управлении, но и в перспективном развитии, так как теперь оно будет происходить в соответствии с едиными стандартами, подходами и методологией, по которой функционирует и развивается ЕЭС, включая разработку схем и программ развития в рамках Единой системы энергетического планирования», — подчеркнула Екатерина Артеменкова.
К числу особых событий можно отнести возникшие дефициты мощности в ряде регионов: на Дальнем Востоке, в Сибири и на Юге России, что сформировало прогноз в развитии и строительстве новой генерации. Но то, что в 2023 году уральская энергосистема за прошедший год на общестрановом фоне никак не выделялась, производит обманчивое впечатление. Это, конечно, не так, и главный региональный тренд года — укрупнение сетевых организаций. Особенно он был заметен в крупных энергорайонах — Пермском, Челябинском и Свердловском.
Больше трех не собираться
В 2023 году в регионе сокращалось число территориальных сетевых организаций (ТСО). Это тренд, заданный еще в 2022 году, когда правительство РФ, борясь с «лоскутностью» электросетевого комплекса, согласовало поэтапное ужесточение критериев для ТСО. В правительстве услышали аргументы крупных сетевых компаний, которые много лет говорили о том, что раздробленность снижает поддержание качественного энергоснабжения. Итак, на 2023 год требования в части протяженности сетей были увеличены до 20 км, трансформаторная мощность — до 15 МВА. В 2024 году протяженность линий должна составлять не менее 50 км, трансформаторная мощность — 30 МВА. В 2025 году критерии повысят уже до 300 км и 150 МВА, что приведет к полной зачистке рынка. По оценкам властей, в каждом регионе должно остаться не более трех крупных компаний.
Отсеивание ТСО с рынка происходит через установление тарифа — сетевым организациям, которые не соответствуют требованиям, экономические структуры правительства его не согласовывают. Так, в Свердловской области Региональная энергетическая комиссия в конце 2023 года не утвердила тарифы 12 ТСО, среди которых были организации, обслуживающие крупные промышленные предприятия и инфраструктурные объекты.
Сети в области подбирают две организации: если коммунальные, то Облкоммунэнерго, а сети высокого напряжения — «Россети Урал». «Россети Урал», по данным самой компании, только за первый квартал консолидировали несколько десятков километров сетей — например, в январе 2023 года этого года компания приняла в эксплуатацию энергообъекты «Ветта инвест». На обслуживание компании перешли 13 трансформаторных подстанций и 21,7 км линий электропередачи напряжением 6/10 и 0,4 кВ. Основная часть принятого электрооборудования расположена в центре Екатеринбурга. Кроме того, весной на баланс компании было принято еще 9,6 км линий электропередачи и трансформаторные подстанции общей мощностью 7,71 МВА. Принятое оборудование расположено в разных районах Екатеринбурга, в том числе в Верх-Исетском районе и поселке Мичуринский.
«За счет внедрения единых принципов оперативно-технологического управления и единых требований технической и эксплуатационной политики создается наблюдаемая и контролируемая на всех уровнях энергосистема», — прокомментировал директор компании «Россети Урал» — «Екатеринбург» Константин Кононов.
Работы по консолидации активов хватит на 2024 год. Ее будет столько, что в Свердловской области было зарегистрировано отдельное ООО — «Электросетевая компания», через которое госхолдинг планирует скупать имущество ушедших ТСО.
По следам «Фортума»
В Челябинской области масштабы консолидации сетевого хозяйства самые крупные среди всех регионов УрФО. Если в Свердловской области речь идет об объектах, которые обслуживают небольшие по площади и населению районы, то в Челябинской области на баланс госкомпании переходят инфраструктурные комплексы целых городов.
В октябре 2023 специалисты «Россети Урал» приняли в эксплуатацию электросетевые активы компании-банкрота «АЭС Инвест», расположенные на территории 27 муниципальных образований Челябинской области (порядка 70 населенных пунктов). В марте 2023 года принят в эксплуатацию электросетевой комплекс «Златмаш» в городе Златоуст, а также в поселках Озерского городского округа. До 2023 года «Россети Урал» консолидировали проблемные с точки зрения надежности электроснабжения активы в Копейске, Сатке, Бакале, Троицке, Южноуральске, Юрюзани, а также Верхнеуральском, Каслинском, Кизильском, Кусинском, Октябрьском, Сосновском, Уйском и других муниципальных районах. С 1 декабря энергетики «Россети Урал» приступили к эксплуатации электросетевого комплекса Металлургического района Челябинска, на территории которого проживают более 130 тыс. человек и где сконцентрировано почти 30% промышленного потенциала областного центра.
Но самым крупным приобретением, без сомнения, можно назвать покупку у компании «Форвард Энерго» (новое название «Фортума», оно появилось после перехода компании к Росимуществу летом 2023 года) электросетевого комплекса Озерска, где проживают около 77 тыс. человек. Это подстанция 110/6 кВ (50 МВА), 169 шт. распердпунктов и 477,8 км воздушных и кабельных линий электропередачи напряжением 0,4/6/10/110 кВ.
— Для «Форвард Энерго» приоритетна генерация тепла и электроэнергии, эксплуатация же электрических сетей является второстепенной. Поэтому компания продала электросетевой комплекс Озерска «Россетям Урала», предпочитая сосредоточить усилия на эксплуатации действующих теплоэлектростанций и использовании возможностей возобновляемой энергетики. Сумма сделки, скорее всего, небольшая по нынешним временам — порядка 200 млн рублей. Ее размер обусловлен невысокой степенью важности электрических сетей Озерска как актива для «Форвард Энерго». Зато для «Россетей» их покупка лежит в русле стратегии развития, направленной на максимальную консолидацию профильных активов, — объясняет промышленный эксперт Леонид Хазанов.
Новые мощности
В Перми также была заметна тенденция к консолидации активов. Там это ведется с благословения правительства региона. Например, в декабре 2022 года краевое заксобрание приняло закон о передаче полномочий по электроснабжению на уровень региональной власти. Для управления электросетевым имуществом муниципалитетов краевое минЖКХ создало на базе МУП «Чернушинские городские коммунальные электрические сети» новое предприятие — «Краевые электрические сети». В него вошли сначала электросетевые комплексы Чернушинского и Соликамского округов, а в середине 2023 года — и Кунгура. О покупке тут речь не идет, скорее об аренде. Так произошло и в случае с Березниками — «Пермэнерго» взяли в аренду электросетевые объекты в новом микрорайоне «ЕвроХим» и в поселке Николаев Посад.
Но в Перми в 2023 году была заметна тенденция, которая может стать новым трендом на несколько ближайших лет. Здесь набирает обороты малая энергетика — то есть производство для собственных нужд тепла жилыми комплексами и предприятиями. По данным источника «Коммерсант-Прикамье», каждый год в Перми вводятся в строй до 10 таких тепловых источников. По сути, становится модным строить блочно-модульную котельную для нового ЖК. Пока, конечно, цифры малы по сравнению с общим объемом генерации тепла (в Перми, по данным городского департамента ЖКХ, насчитывается 6091 многоквартирный дом, крышных либо блочно-модульных котельных всего 68, еще восемь появятся в 2024). Но тенденция довольно показательная — чтобы сэкономить на технологическом подключении объекта к теплу, застройщики готовы пойти на сложное дело — строить генерацию самостоятельно. Да и потом, такая котельная генерирует более дешевое тепло, чем то, что предлагают энергетики.
Вместе с тем строительство блочно-модульных котельных лишает части прибыли электроэнергетиков, которые занимаются в том числе поставкой тепла в рамках централизованного теплоснабжения.
Башкирия — один из регионов, где бурный рост промышленности сдерживается энергодефицитом. В соответствии с прогнозом, разработанным филиалом Системного оператора Башкирского РДУ, к 2028 году в энергосистеме республики прогнозируется увеличение потребления электрической энергии до 29 763 млн кВт•ч со среднегодовым темпом прироста 1,69%, а также увеличение максимального потребления электрической мощности до 4426 МВт со среднегодовым темпом прироста 1,03%.
Частично дефицит может покрыть подстанция в Сибае. Проект этот собираются реализовывать несколько лет, но именно в 2023 году дело наконец сдвинулось с мертвой точки. «Есть энергодефицит, и, конечно, чтобы продолжать развивать экономику Зауралья и Башкортостана, запустить новые проекты на 55 млрд рублей, нужна новая подстанция. Договорились с нашими стратегическими партнерами — "Интер РАО" через "Башкирскую генерирующую компанию", а также АФК "Система", с их компанией "Башкирэнерго", что объем инвестиций на 14 млрд рублей в итоге будет реализован», — отмечает премьер-министр республики Андрей Назаров. По словам премьера, в планах запустить подстанцию к 2026 году. Всего в ближайшие 10 лет будут модернизированы шесть крупных электростанций региона. Первый объект после модернизации, энергоблок Кармановской ГРЭС, запустили в декабре 2022 года.
А в 2024 году в энергосистеме Башкирии планируется ввести в эксплуатацию турбогенератор № 1 Ново-Салаватской ТЭЦ мощностью 50 МВт. В период 2023 — 2028 годов также планируется реализовать не менее четырех крупных проектов, связанных с увеличением мощности в рамках реализации программы модернизации объектов тепловой генерации.
Год новых вызовов
На 2024 — 2029 годы в Западной Сибири крупными потребителями будут являться проекты компаний «Тюменнефтегаз» и «СевКомНефтегаз» в Ямало-Ненецком автономном округе. «Что касается ОЭС Урала, то здесь имеются крупные проекты по расширению производства «Уралкалия» и «Верхнекамской калийной компании» в Пермском крае, проекты «РН-Уватнефтегаз» в Тюменской области, а также проекты ММК и Ашинского металлургического завода в Челябинской области суммарной мощностью более 600 МВт», — перечисляет Екатерина Артеменкова.
Но самый большой вызов, который будет определять положение энергосистемы в текущем году, — меры, которые помогают снизить перекрестное субсидирование (когда бизнес платит больше населения) и пресечь нелегальное потребление электроэнергии в коммерческих целях по льготному тарифу. При этом льготными тарифами нередко нелегально пользуются «серая коммерция» и майнеры. Дифференцированные тарифы должны были отсечь таких потребителей, возложить на них повышенные расходы и в конечном итоге снизить нагрузку на большой бизнес. Проблема сложная. В 2021 году Свердловская область была регионом с самой большой долей такого субсидирования в стране. И теперь, несмотря на поставленные задачи по снижению льгот, по регионам УрФО на 2024 год сумма субсидий превысила 2 млрд рублей.
В Челябинской области на баланс госкомпании переходят инфраструктурные комплексы целых городов
Чтобы изменить ситуацию, Челябинская и Свердловская области со второго полугодия 2024 года перейдут на принцип «больше потребляешь — больше платишь» для населения. Пока тарифы не сильно стимулируют потреблять меньше электроэнергии. Насколько это изменит ситуацию, сказать сложно: ведь сейчас экономические власти регионов, опасаясь роста социальной напряженности, ввели такие расценки, чтобы выполнить требования ФАС и согласовать с регулятором очередной рост перекрестного субсидирования. Тарифы сильно завысили. Так, например, в Челябинской области стоимость электроэнергии существенно возрастает только при потреблении более 11 тыс. кВт•ч в месяц. Такая величина взята из расчета нагрузки 15 кВт (это стандартная величина, например, для коттеджа), подключенной на протяжении всего месяца 24 часа в сутки. В Свердловской области при таких же широких диапазонах цена при превышении потребления меняется только на 1 копейку.
Второй большой вызов — консолидация сетевых активов и укрупнение сетевого бизнеса. Если обе эти меры — и новые тарифы для населения, и консолидация — сработают, то через год мы увидим другой рынок. Однако надеяться на это сильно не следует — всегда, когда дело касается тарифов для рядовых потребителей, в ход вступают социальные факторы, которые отрезают энергосистему от нормальных денег.
Автор Юлия Колесникова