Жизненно необходимые производители
Фармацевтический рынок
Госрегулирование цен на сегмент дешевых препаратов стоимостью менее 50 рублей из перечня ЖНВЛП требует безотлагательного пересмотра, поскольку загнало многих российских фармпроизводителей в экономическую яму. Если проблема не будет решена, на рынке останутся только зарубежные игроки
14 апреля во время прямой линии Владимир Путин признал: «Цены на жизненно важные препараты (ЖНВЛП) в 2015 году выросли на 8,8%, на дешевый сегмент (до 50 рублей) — на 16%. Эта часть дешевой продукции, особенно если она входит в жизненно важные препараты, регулируется государством, и в сегодняшних условиях, когда пропали доходы граждан нашей страны, правительство пошло на сдерживание роста цен». По его мнению, следует либо «субсидировать промышленность», либо «отпустить эти цены», чтобы недорогие препараты не пропали из аптек. Правительство должно за полтора-два месяца решить эту задачу.
Предложения Минпромторга по регулированию цен на лекарства из перечня ЖНВЛП стоимостью ниже 50 рублей будут внесены в правительство в июне, рапортует заместитель главы ведомства Сергей Цыб. По словам госчиновника, проект, с одной стороны, направлен на поддержку отечественных производителей, выпускающих лекарства из нижнего ценового сегмента, с другой стороны — возможно, установит особенности государственного регулирования цен в этом сегменте. Нужно принять решение, которое в первую очередь касалось бы доступности и наличия этой номенклатуры лекарств, поясняет он.
По мнению члена комитета Госдумы по охране здоровья, председателя наблюдательного совета НП «Уральский биомедицинский кластер» Александра Петрова, отказ от государственного регулирования цен на самые дешевые лекарства из перечня ЖНВЛП — выход для производителей на волне кризиса. Что происходит с фармрынком сегодня — пациент скорее жив или скорее мертв?
Лучше продавать богатым и здоровым…
На фоне общего падения промышленного производства в стране в 2015 году в 5,4% фармацевтический рынок в рублевом выражении продемонстрировал в сравнении с 2014 годом, по данным DSM Group, рост на 8,5% до 1,25 трлн рублей. В долларах, однако, объемы продаж снизились на 32% до 20,7 миллиарда. Этот показатель, отмечают аналитики DSM Group, сопоставим с состоянием 2006 — 2007 годов. В натуральном выражении продажи фармацевтической продукции также сократились — на 4,4%, до 5,1 млрд упаковок.
Рублевый прирост коммерческого сегмента торговли лекарствами (без госпитальных закупок) по итогам года оказался одним из самых низких за последние пять лет: в денежном выражении он составил 9,4% (740,6 млрд рублей), а в упаковках сократился на 5,6%, до 4 млрд штук.
В натуральном выражении продажи лекарств через аптеки сокращаются второй год подряд, вернувшись к уровням 2004 — 2005 годов. Госпитальный сегмент вырос и в денежном (на 4,1%, до 215,2 млрд рублей), и в натуральном выражении (на 0,9%, до 1 млрд упаковок). Объем дополнительного лекарственного обеспечения (мера соцподдержки) увеличился на 11,4%, до 99,4 млрд рублей в деньгах и упал до 66 млн упаковок (снижение на 8,7%) в штуках.
Доля импорта, по данным исследования IPT Group, в коммерческом сегменте в денежном выражении увеличилась на 2% и составила 78%.
В течение года фармрынок демонстрировал тренд, противоположный росту курса доллара и евро, отмечают в DSM Group: чем выше стоила валюта в рублевом выражении, тем ниже был прирост рынка. Дна падения — 9% — рынок достиг в четвертом квартале 2015-го, когда показатели даже в стоимостном выражении были ниже, чем в аналогичном квартале год назад. По объему упаковок падение составило 17%. Заметим, что падение потребления наблюдается по всем сегментам рынка.
Не помогла показать положительные приросты в 2015 году в стоимостном выражении и инфляция: по итогам года цены на лекарства выросли на 10,3%. Государственные закупки также демонстрируют отрицательную динамику как в стоимостном, так и в натуральном выражении.
— Рынок постепенно замедляется, в ретроспективе за последние пять лет он достиг 1 трлн 250 млрд рублей. С такими понижающими темпами прироста перспективы на 2016 год выглядят не очень оптимистично — до 1 трлн 352 млрд рублей. 100 миллиардов прироста — это практически ничего, — прогнозирует генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.
…Чем бедным и больным
В сегменте ЖНВЛП объем аптечных продаж в прошлом году достиг 200 млрд рублей (1605 млн упаковок), свидетельствует отчет DSM Group. В стоимостном выражении он вырос менее существенно, чем препаратов остального перечня: 5,6% против 11,7%. В натуральном выражении (в упаковках) объем реализации ЖНВЛП сократился на 1,3%, а препаратов, не включенных в список, — на 7,9%.
Инфляция в сегменте ЖНВЛП составила только 2,8%, тогда как по препаратам, не попадающим под ценовое регулирование (не входящим в список ЖНВЛП), — 14,2%. Средневзвешенная аптечная цена в сегменте равна 124,5 рубля, при этом средняя цена одной упаковки отечественного препарата — около 68 рублей, а импортного — 180 рублей. Доля отечественных препаратов в натуральном выражении в прошлом году составила 49,7%, в деньгах — 27,2%.
— По статистике многих аптек, торговать лекарствами нижнего стоимостного сегмента ЖНВЛП невыгодно, им приходится повышать цены на все остальное, — говорит глава DSM Group Сергей Шуляк. Причину он усматривает в том, что процедура регистрации цены препаратов при введении ЖНВЛП была изначально более строга по отношению к продукции отечественных производителей, теперь им грозят убытки.
Экспертное сообщество обсуждает проблему цен ЖНВЛП низкого ценового диапазона с начала 2015 года. Ассоциация российских фармацевтических производителей (АРФП) неоднократно поднимала вопрос о необходимости отойти от системы жесткого регулирования цен на этот сегмент ЖНВЛП. Год назад рассматривалась возможность разовой индексации на 30%. Но фактически подготовленный и согласованный с профильными ведомствами документ «канул в черную дыру бюрократической машины», говорит генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев.
Речь идет прежде всего о рынке дженериков, где конкуренция очень высока, поэтому необходим и возможен переход на заявительный характер регистрации цен, уверен генеральный директор ОАО «Биосинтез» Дмитрий Болдов. Тогда цены разных производителей выравняются. Субсидирование, по его мнению, — не более чем временное решение проблемы. Кроме того, неясно, какие препараты должны субсидироваться и в каких объемах.
— Тюнинг существующей методики ценообразования может решить тактические задачи только на какое-то время. Разовая индексация предельных отпускных цен способна сохранить препараты в производстве на год-два, но системно проблемы не решит, — итожит генеральный директор АО «Нижфарм», старший вице-президент STADA по России, СНГ и странам Юго-Восточной Европы Дмитрий Ефимов. — Субсидирование производителей потенциально способно быть более эффективным инструментом. Однако оно требует ведения раздельного учета производства и продаж. В свою очередь это влечет за собой изменения учетной политики компаний-производителей, что в силу требований действующего законодательства быстро сделать невозможно. Да и правила такого раздельного учета могут стимулировать производителей скорее свернуть производство, чем его сохранить и тем более нарастить.
Между тем 19 апреля, выступая с отчетом о деятельности правительства, премьер Дмитрий Медведев сообщил, что правительство РФ считает, что недорогих лекарств из перечня жизненно важных в аптеках должно больше, причем выпускаться они должны в России. «Производителям с 2015 года мы предоставляем субсидии на организацию производства субстанций и компенсацию затрат. Ряд проектов будут профинансированы Фондом развития промышленности», — сказал он.
В сфере регулирования цен нужно что-то делать, но делать системно. При этом, как полагает Дмитрий Ефимов, необязательно изобретать колесо. Из опыта многих западноевропейских стран мы видим, что эта проблема решается внедрением страхового возмещения или системы соплатежей. Из того, что можно сделать уже сейчас, — пересмотреть перечень ЖНВЛП в сторону исключения из него безрецептурных препаратов, лучшим регулятором цены на которые является сам рынок.